Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 22:21, реферат
Первоначально логика разрабатывалась в связи с запросами практики судопроизводства и ораторского искусства. Связь логики с этими сферами человеческой деятельности прослеживается в Древней Индии, Древней Греции и Риме. Так, в общественной жизни Древней Индии в период, когда проявился интерес к логике, дискуссии были постоянным явлением. Судебные и политические дискуссии были распространены и в Древней Греции. Часто судебное решение зависело от логической доказательности речи обвиняемого или обвинителя. Никакие искусственные приемы, никакое красноречие не способные помочь, если нет хорошо обоснованных идей и убедительных доказательств.
Так и в наши дни доказательство и дискуссия не потеряли своей актуальности. Часто мы можем наблюдать это на примере политических дебатов, споров, когда решаются какие-либо важные проблемы. Да и в нашей повседневной жизни, как доказательство, так и дискуссия занимает не последнее место, а одно из первых. Каждый день мы что-то обсуждаем, спорим, отстаиваем свою точку зрения.
Введение…………………………………………………………...2
Основная часть………………………………………………….....4
Доказательство, его структура, виды………………………..4
Дискуссия…………………………………………………...11
Заключение………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………………15
Содержание:
Введение.
Первоначально логика разрабатывалась в связи с запросами практики судопроизводства и ораторского искусства. Связь логики с этими сферами человеческой деятельности прослеживается в Древней Индии, Древней Греции и Риме. Так, в общественной жизни Древней Индии в период, когда проявился интерес к логике, дискуссии были постоянным явлением. Судебные и политические дискуссии были распространены и в Древней Греции. Часто судебное решение зависело от логической доказательности речи обвиняемого или обвинителя. Никакие искусственные приемы, никакое красноречие не способные помочь, если нет хорошо обоснованных идей и убедительных доказательств.
Так и в наши дни доказательство и дискуссия не потеряли своей актуальности. Часто мы можем наблюдать это на примере политических дебатов, споров, когда решаются какие-либо важные проблемы. Да и в нашей повседневной жизни, как доказательство, так и дискуссия занимает не последнее место, а одно из первых. Каждый день мы что-то обсуждаем, спорим, отстаиваем свою точку зрения.
История науки показывает, что роль доказательств и дискуссий в формировании научной картины мира очень велика. Признаки дискуссии связаны с организованностью, упорядоченностью, коллективной деятельностью по прояснению истинности и ложности каждого тезиса. Этот вид аргументации всегда стремится к всестороннему обсуждению предмета разногласий, а ее средствами служат не мнения сторон, а обоснованные позиции.
В
жизни в качестве примеров доказательств
и дискуссий мы можем наблюдать
политические и дипломатические дискуссии,
встречи и консультации, жизненно важные
для судеб отдельных народов и мира в целом.
В литературе многочисленными примерами
доказательств и дискуссий служат содержательные
и остроумные споры в произведениях Данте,
Шекспира, Рабле, Бальзака, Гюго, Достоевского,
Джойса, Тургенева, Хемингуэя, Уайльда...
Основная часть.
Доказательство, его структура, виды.
Мысли,
которые приходится излагать, доказывать,
популяризировать, весьма разнообразны.
Они зависят от интересов личности,
которой приходится прибегать к
доказательству. Ясно, что логика не
может предусмотреть всего
Доказательство – это логический прием, обосновывающий истинность какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых уже установлена.
В структуре доказательства три элемента:
1) тезис – суждение, истинность которого требуется доказать;
2) основания или аргументы – истинные суждения, с помощью которых доказывается тезис;
3)
демонстрация – способ
Тезис отвечает на вопрос "Что доказывается (аргументируется)?", концентрирует на себе внимание всех присутствующих. Он может быть обоснован автором, раскрыт в частной беседе, докладе, дискуссии. Во всех случаях тезис предполагает выход за рамки общепринятого в конкретной среде (сообществе), поэтому-то, возникает потребность в его обосновании, аргументировании.
К тому же тезис представляет собой некоторое суждение, в котором не только утверждается или отрицается что-то, но, выражается личностное отношение говорящего к содержанию высказанной мысли, присутствует его прагматическая цель повлиять на убеждения собеседника, его чувства, волю, действия.
Аргументы
(основания) отвечают на вопрос "Чем
аргументируется выдвигаемое
Третьим
элементом структуры
Примером дедуктивной демонстрации может служить высказывание «Резолюция принимается тогда, только тогда, когда за нее голосует большинство депутатов», примером же индуктивной демонстрации служит высказывание «Прошел ливневый дождь, поскольку дорога залита водой».
Доказательство выполняет эпистемические (познавательные), коммуникативные (информационо-сообщательные) функции. В эпистемическом плане аргументация - это отыскивание для тезиса опоры в доводах путем аналогии, опровержения, подтверждения, возражения, интерпретации с применением научных законов или фактов, аксиом или теории, достоверных или гипотетических знаний о сущем или должном. В коммуникативном плане доказательство есть процесс передачи, истолкования, внушения реципиенту информации, его убеждение или переубеждение. В реальности эпистемический и коммуникативный аспекты доказательства - неразрывно связанные моменты единого процесса.
По характеру демонстрации (направленности рассуждения) доказательство может быть прямым и косвенным. В прямом доказательстве рассуждение идет от аргументов к тезису, т. е. истинность последнего непосредственно вытекает из первых. В косвенном доказательстве рассуждение осуществляется по другим схемам, поскольку истинность тезиса обосновывается здесь путем установления ложности антитезиса, т. е. опосредовано. Основными видами косвенного обоснования утверждений являются апагогическое, разделительное доказательство. Апагогическое доказательство это доказательство от противного. Тезис, доказанный косвенно, требует еще, дополнительного обоснования посредством прямого доказательства.
Апагогическое доказательство широко используется в математике. В качестве примера можно привести знакомую всем со школы теорему о том, что из точки нельзя опустить больше одного перпендикуляра на какую-либо прямую: эту теорему обосновывают от противного.
При разделительном доказательстве применяется метод исключения: истинность тезиса устанавливается путем последовательного устранения ложных членов разделительного суждения в ходе его анализа. Очень часто встречается этот метод в следственной практике. Если в преступлении подозревается несколько человек, нужно относительно каждого из них выяснить, имеется ли у него алиби. Так, сужая круг подозреваемых, следователь может раскрыть преступление при условии, что тот, кто его совершил, не остался в стороне от следствия.
Для того чтобы доказательство было надежным, каждый из трех его элементов должен отвечать определенным требованиям. Тезис иметь несколько критериев:
Невыполнение этих требований может привести к ряду логических ошибок, связанных с тезисом.
Требования, предъявляемые к аргументам, следующие. Доводы, которые мы используем в качестве аргументов, должны быть истинными, доказанными. Они должны обосновываться независимо от тезиса. Аргументы не должны противоречить друг другу. И, наконец, они должны быть достаточными для данного тезиса.
Наиболее распространенные ошибки, связанные с аргументами.
Основное
требование, предъявляемое к демонстрации,
заключается в том, что она
должна строиться по правилам соответствующего
вида умозаключений, быть достаточно полной.
Если, к примеру, доказательство строится
в виде дедуктивных умозаключений,
следует соблюдать правила