Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:18, контрольная работа
1. Мышление – опосредствованное и обобщённое познание действительности
2. Сравнение
3. Анализ и синтез
4. Абстрагирование и обобщение
Логические приемы…………………………………………………… 3
1. Мышление – опосредствованное и обобщённое познание действительности………………………………………………………
3
2. Сравнение…………………………………………………………… 4
3. Анализ и синтез………………………………………………………
3.1 Анализ…………………………………………………..……….
3.2 Синтез………………………………………….………………...
6
6
7
4. Абстрагирование и обобщение……………………………………
4.1 Абстрагирование………………………………………………..
4.2 Обобщение………….…………………………………………..
8
8
9
Список литературы……………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ТОМСКОГО
ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Государственное
образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
Факультет экономики и менеджмента
Специальность «Экономика»
Кафедра
экономики и автоматизированных
систем управления
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Логика»
Студент группа З-17510С ___________ В.С Галкин
Руководитель: преподаватель _______________ В.А.Пономарев
(дата)
(И.О. Фамилия)
ЮРГА – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Логические приемы…………………………………………………… | 3 |
1.
Мышление – опосредствованное
и обобщённое познание |
3 |
2. Сравнение……………………………………………………… |
4 |
3. Анализ
и синтез………………………………………………………
3.1
Анализ…………………………………………………..……… 3.2
Синтез………………………………………….………………. |
6
6 7 |
4. Абстрагирование
и обобщение……………………………………
4.1 Абстрагирование……………………………………… 4.2 Обобщение………….………………………………………… |
8
8 9 |
Список литературы…………………………………………………… | 10 |
Логические приёмы
1.
Мышление – опосредствованное
и обобщённое познание
2. Сравнение
3. Анализ и синтез
4.
Абстрагирование и обобщение
1.
Мышление — опосредствованное
и обобщённое познание
действительности
Мышление — опосредствованное обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. На чувственной ступени познания внешние воздействия непосредственно приводят к возникновению соответствующих образов в нашем сознании. Отражение объективной действительности на логической ступени познания значительно сложнее. Оно носит не непосредственный, а опосредствованный характер, т.е. совершается с помощью целой системы средств, которые обычно отсутствуют на чувственной ступени познания, представлены как проявления мышления на чувственной ступени познания.
Осуществление
мышления посредством мыслительных
операций характеризует мышление как
опосредствованное отражение
Мышление всегда и обязательно строится на основе чувственного отражения мира, т.е. образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления. Отражение действительности на уровне мышления опосредствовано также и словом.
Для того чтобы дать определение какого-либо явления, предмета или события, обычно недостаточным бывает его одноразовое восприятие. Поэтому оказывается важным накопить какой-то опыт, сохранить в памяти целый ряд подобных представлений. Но и этого недостаточно. Чтобы определить какой-то новый предмет, надо иметь опыт определения других объектов. Имеющиеся в нашей памяти представления, словарный запас, необходимый для формулирования определений, и составляют тот фонд знаний, посредством которых совершается процесс мышления.
Мышление является опосредствованным отражением действительности и потому, что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания.
Отражение действительности на уровне мышления носит обобщенный характер. Такое обобщение является результатом анализа и сравнения отдельных объектов, выделения и абстрагирования того, что в них является общим. Выделяя общее, мы обычно опираемся не только на те объекты, которые воспринимаем в данный момент, но используем и те представления, которые имеются в нашем прошлом опыте. Чем шире, богаче прошлый опыт, тем более широким и глубоким оказывается и обобщение человека.
Опосредствованный
и обобщенный характер мышления обеспечивает
познание человеком, как явлений, так и
их сущности. Благодаря мышлению, человек
отражает не только то, что может быть
непосредственно воспринято с помощью
органов чувств, но и то, что скрыто от
восприятия и может быть познано лишь
в результате анализа, сравнения, обобщения.
Мышление позволяет устанавливать различные
связи и отношения.
2.
Сравнение
Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Понятно, что сравнение можно осуществить лишь между сходными то ли по объему, то ли по содержанию мыслями, потому что о несравнимых мыслях ничего иного отметить невозможно. Сравнение позволяет отличить тот или иной предмет мысли от других, ту или иную мысль от другой. Устанавливая общее между предметами мысли, сравнение позволяет приблизиться к открытию самого важного в науке - закона, который, как известно, есть общее, устойчивое и повторяющееся в предметах, явлениях, процессах. Устанавливая различие, сравнение позволяет по определенным показателям отличать тот или иной предмет (мысль) от других. Сравнение заметно сложнее анализа и синтеза, если их рассматривать в отдельности. Сравнение — это уже и выделение по какому-то признаку общего в предметах(тождество), и установление различия между ними.
Образование
понятия - не простой зеркальный акт
отражения предметов
Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое.
Мысленному анализу как приему, используемому при образовании понятий, часто предшествует анализ практический, т.е. разложение, расчленение предмета на его составные части. Мысленному синтезу предшествует практический сбор частей предмета в единое целое, с учетом правильного взаимного расположения частей при сборке.
В
большинстве учебников и
Аналитическая
способность человека пронизывает
всю его жизнедеятельность. Поскольку
окружающий человека внешний (да и внутренний)
мир состоит из структурированных
объектов, т.е. из каких-то частей, из более
простых элементов, то естественно,
что вся познавательная деятельность
человека и есть деятельность аналитическая,
она предполагает разложение этих объектов
на составные их части. В мышлении эта
процедура выявляет некие свои составные
части, свои элементы. Мышление «делимо»
как на простейшие единицы мысли, так и
на простейшие мыслительные действия,
которыми и являются анализ, синтез, абстрагирование,
обобщение, сравнение и некоторые другие.
Логика не интересуется ни генезисом,
ни историей аналитической способности
человека, логика не оспаривает зависимость
аналитической способности мышления от
практической деятельности. Для логики
важен лишь собственно анализ, т.е. поиск
простейшего элемента.
3.
Анализ и синтез
3.1 Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысли (предметом мысли может быть все что угодно, в том числе и сама мысль), мысленное выделение в них признаков. В определенном отношении можно даже проводить аналогию между анализом и арифметическим действием — делением. Затем необходимо изучить эти элементы в сравнении друг с другом, а также в отношении к частям и сторонам функционирования других предметов. Здесь выполняется следующий шаг образования понятий - сравнение.
3.2 Синтез - мысленное соединение составных частей и сторон функционирования предмета в единое целое.
Исследование самих частей, как и законов связи между ними, — вот что позволяет в перспективе осуществить и синтез, который будет не просто «сгребанием» в кучу разрозненных анализом частей, а соединением их по определенному закону, в соответствии с той необходимой взаимосвязью между ними, которая определяется природой данного целого, диалектическим единством составных его частей.
Синтез – это процесс, обратный анализу, и обычно используется, когда последний уже проведен. Зачастую мысленному синтезу предшествует, если речь идет о предмете, практическая сборка данного предмета со строгим соблюдением последовательности постановки составных частей.
Синтез применяется для создания новых понятий на основе уже существующих, подвергнутых синтезу, или выявления неточностей в понятии, а также внесения в эти понятия изменений.
Таким образом, выполнение перечисленных мыслительных операций имеет результатом понятие предмета или множества предметов.
Все логические приемы образования понятий имеют важнейшее значение. Они взаимосвязаны и образуют единый процесс. Его результатом является мысль, содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно одна - понятие. Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова. Часто применяются вместе или предшествуют один другому.
Перечисленные выше логические приемы используются при формировании понятий, как в научной деятельности, так и при овладении знаниями в процессе обучения (в школе, вузе и других учебных заведениях).
Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления - понятие.
Приведем пример:
Мы сталкиваемся с различными деревьями и другими растениями (трава, кустарник и т.д.).
1. В процессе образования понятия «дерево» мы предварительно мысленно выделяем разные свойства, присущие различным деревьям и другим растениям, например, иметь ветви, ствол, корень, листву; терять листву зимой, плодоносить осенью; существовать в течение одного года, быть многолетним.
2. Проведя сравнения, мы обнаружим, что всем деревьям присуши признаки наличия корня, ствола, ветвей и быть многолетними, а другие признаки - только некоторым; что деревья многолетние в отличие от других растений, также имеющих корни, стволы, ветви.
3. Выделяя одни признаки и отвлекаясь от других, мы можем выделить такие классы предметов среди растений, которые обладают признаками: первый — иметь ветви, второй — иметь ствол, третий — иметь корни, четвёртый — быть многолетним растением.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Логика»