Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 23:43, контрольная работа
Задание 1. Подберите понятия А, В, С, отношения между которыми соответствуют следующим диаграммам. В каждом из случаев определите вид отношений в парах АВ, АС, ВС.
Экзаменационные задания
по
дисциплине «Логика» (ЛГВ96(3))
2011 год
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
Задание 1.
Подберите понятия А, В, С, отношения между которыми соответствуют следующим диаграммам. В каждом из случаев определите вид отношений в парах АВ, АС, ВС.
1.
А - млекопитающее; В - представитель отряда кошачьих; С - тигр.
Между А и В - отношение подчинения (А подчиняет В): все представители отряда кошачьих - млекопитающие; не все млекопитающие - представители отряда кошачьих.
Млекопитающее (А) – представитель ряда кошачьих (В).
Между А и С - отношение подчинения (А подчиняет С): все тигры - млекопитающие; не все млекопитающие - тигры.
Млекопитающее (А) – тигр (С).
Между В и С - отношение подчинения (В подчиняет С): все тигры - представители отряда кошачьих; не все представители отряда кошачьих - тигры.
Представители ряда кошачьих (В) – тигр (С).
Итак, понятие С подчинено понятию В, а понятие В, в свою очередь, подчинено понятию А1.
Тигр (С) – представитель ряда кошачьих (В) – млекопитающее (А).
2.
А - киноактер; В - актер, играющий в театре; С - актер, исполнявший роль Гамлета.
Между А и В - отношение перекрещивания: некоторые, но не все киноактеры - актеры, играющие в театре; некоторые, но не все, актеры, играющие в театре - киноактеры.
Между А и С - отношение перекрещивания: некоторые, но не все киноактеры - актеры, исполнявшие роль Гамлета; некоторые, но не все, актеры, исполнявшие роль Гамлета - киноактеры.
Между В и С - отношение перекрещивания: некоторые, но не все актеры, играющие в театре - актеры, исполнявшие роль Гамлета; некоторые, но не все, актеры, исполнявшие роль Гамлета - актеры, играющие в театре.
Итак,
понятие А находится в
3.
А - спортсмен; В - мужчина; С - гимнаст.
Между А и В - отношение перекрещивания: некоторые, но не все спортсмены - мужчины; некоторые, но не все, мужчины - спортсмены.
Между А и С - отношение подчинения (А подчиняет С): все гимнасты - спортсмены; не все спортсмены - гимнасты.
Между В и С - отношение перекрещивания: некоторые, но не все гимнасты - мужчины; некоторые, но не все, мужчины - гимнасты.
Итак, понятие С подчинено понятию А, а понятия А и С находятся в отношении перекрещивания с понятием В.3
4.
А - человек; В - пожилой человек; С - школьник.
Между А и В - отношение подчинения (А подчиняет В): все пожилые люди - люди; не все люди - пожилые.
Между В и С - отношение соподчинения (Понятия находятся в отношении соподчинения тогда, когда их объемы не имеют общих элементов, но в то же время входят в объем какого-то третьего понятия, родового для них, совместно ему подчиняются). Они являются соподчиненными по отношению в понятию А: ни один пожилой человек не является школьником; ни один школьник не является пожилым человеком; есть люди помимо пожилых людей и школьников.
Между
А и С - отношение подчинения (А подчиняет
С): все школьники - люди; не все люди - школьники.
4
5.
А - студент; В - человек, изучающий высшую математику; С - живопись.
Между А и В - отношение перекрещивания: некоторые, но не все студенты - люди, изучающие высшую математику; некоторые, но не все, люди, изучающие высшую математику - студенты.
Понятия А и С являются несравнимыми (у них нет общих признаков, позволяющих их сравнивать).
Понятия В и С являются несравнимыми (у них нет общих признаков, позволяющих их сравнивать).
Итак,
понятие С является несравнимым с понятиями
А и В, а понятия А и В находятся в отношении
перекрещивания5.
Задание 2.
Используя таблицы истинности, найдите среди нижеследующих логических форм тождественно-истинные, тождественно-ложные, выполнимые:
1. (p Ù q) « (ù p Ú ù q)
p | q | (p Ù q) | « | (ù p | Ú | ù q) |
И | И | И | Л | Л | Л | Л |
И | Л | Л | Л | Л | И | И |
Л | И | Л | Л | И | И | Л |
Л | Л | Л | Л | И | И | И |
Данная
формула является тождественно-ложной
(она принимает ложное значение при
любых значениях переменных)6.
2. (p ® q) Ú (q ® p)
p | q | (p ® q) | Ú | (q ® p) |
И | И | И | И | И |
И | Л | Л | И | И |
Л | И | И | И | Л |
Л | Л | И | И | И |
Данная
формула является тождественно-истинной
(она принимает истинное значение
при любых значениях
3. (((p ® q) ® p) ® p)
p | q | (((p ® q) | ® | p) | ® | p) |
И | И | И | И | И | И | И |
И | Л | Л | И | И | И | И |
Л | И | И | Л | Л | И | Л |
Л | Л | И | Л | Л | И | Л |
Данная
формула является тождественно-истинной
(она принимает истинное значение
при любых значениях
4.
(p Ù
q) ®
(p Ú
q)
p | q | (p Ù q) | ® | (p Ú q) |
И | И | И | И | И |
И | Л | Л | И | И |
Л | И | Л | И | И |
Л | Л | Л | И | Л |
Данная
формула является тождественно-истинной
(она принимает истинное значение при
любых значениях переменных)9.
5. (p ^ q) Ú (p Ù q)
p | q | (p ^ q) | Ú | (p Ù q) |
И | И | Л | И | И |
И | Л | И | И | Л |
Л | И | И | И | Л |
Л | Л | Л | Л | Л |
Данная
формула является выполнимой, но не
тождественно-истинной (при разных
значениях переменных она может принимать
как истинное, так и ложное значение)10.
Задание 3.
Сделайте выводы из следующих посылок. Для этого определите вид силлогизма и постройте его схему. Проверьте правильность вывода любым способом.
1. Все студенты нашей группы получили зачет по логике. Иванов зачет по логике не получил. Следовательно…
Средний термин силлогизма (М) - тот, кто получил зачет по логике. Больший термин (Р) - студенты нашей группы. Меньший термин силлогизма (S) - Иванов.
Вывод: Следовательно, Иванов не является студентом нашей группы.
Схема силлогизма:
Все Р суть М (Р+аМ-).
Ни один S не есть М (S+eM+).
Ни один S не есть Р (S+eР+).
Это простой категорический силлогизм, 2-я фигура (средний термин занимает место предиката в обеих посылках). Модус АЕЕ (Camestres) - правильный для данной фигуры.