Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 23:43, контрольная работа
Задание 1. Подберите понятия А, В, С, отношения между которыми соответствуют следующим диаграммам. В каждом из случаев определите вид отношений в парах АВ, АС, ВС.
Проверим силлогизм по правилам:
Правила терминов соблюдены: в силлогизме три термина; средний термин распределен в меньшей посылке; в заключении распределены оба термина, но они распределены и в посылках.
Правила посылок соблюдены: обе посылки - общие суждения; одна из посылок - отрицательное суждение, но и заключение - отрицательное.
Правила второй фигуры соблюдены: большая посылка - общее суждение; одна из посылок - отрицательное суждение.
Силлогизм построен правильно, вывод следует с необходимостью11.
2. Все студенты юридических вузов изучают логику. Сидоров учится в юридическом вузе. Следовательно…
Средний термин силлогизма (М) - студенты юридических вузов. Больший термин (Р) - те, кто изучает логику. Меньший термин силлогизма (S) - Сидоров.
Вывод: Следовательно, Сидоров изучает логику.
Схема силлогизма:
Все М суть Р (М+аР-).
Все S суть М (S+аM-).
Все S суть Р (S+аР-).
Это простой категорический силлогизм, 1-я фигура (средний термин занимает место субъекта в большей посылке и предиката - в меньшей). Модус ААА (Barbara) - правильный для данной фигуры.
Проверим силлогизм по правилам:
Правила терминов соблюдены: в силлогизме три термина; средний термин распределен в большей посылке; в заключении распределен меньший термин, но он распределен и в посылке.
Правила посылок соблюдены: обе посылки - общие суждения; обе посылки - утвердительные суждения.
Правила первой фигуры соблюдены: большая посылка - общее суждение; меньшая посылка - утвердительное суждение.
Силлогизм построен правильно, вывод следует с необходимостью12.
3. Все студенты юридических вузов изучают логику. Федоров изучает логику. Следовательно…
Средний термин силлогизма (М) - те, кто изучает логику. Больший термин (Р) - студенты юридических вузов. Меньший термин силлогизма (S) - Федоров.
Возможный вывод: Следовательно, Федоров - студент юридического вуза.
Схема силлогизма:
Все Р суть М (Р+аМ-).
Все S суть М (S+аM-).
Все S суть Р (S+аР-).
Это простой категорический силлогизм, 2-я фигура (средний термин занимает место предиката в обеих посылках). Модус ААА (Barbara) - неправильный для данной фигуры.
Проверим силлогизм по правилам:
Нарушено правило терминов, согласно которому средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок.
Правила посылок соблюдены: обе посылки - общие суждения; обе посылки - утвердительные суждения.
Нарушено правило второй фигуры, согласно которому одна из посылок должна быть отрицательным суждением.
Силлогизм построен неправильно, вывод не следует с необходимостью.
При
данных соотношениях среднего термина
с большим и меньшим терминами,
возможно четыре варианта соотношений
между большим и меньшим
4. Если человек учится в юридическом вузе, то он изучает логику. Петров логику не изучает, следовательно…
Это условно-категорический силлогизм.
Вывод: Следовательно, Петров не учится в юридическом вузе.
Пусть р - человек учится в юридическом вузе; q - человек изучает логику.
Схема силлогизма:
р → q, ⌐q
⌐p
Это
правильный отрицающий модус - от отрицания
следствия к отрицанию
5. Любое суждение может быть частным или общим. Суждение p – не является частным. Следовательно…
Это разделительно-категорический силлогизм.
Вывод: Следовательно, суждение р - общее.
Пусть р - это частное суждение; q - это общее суждение.
Схема силлогизма:
р v q, ⌐p
q
Это отрицающе-утверждающий модус. Вывод следует с необходимостью при условии, что разделительная посылка представляет собой полную дизъюнкцию (т.е. в ней перечислены все возможные альтернативы). В данном случае в разделительной посылке говорится только о простых суждениях, тогда как суждение также может быть сложным или модальным. Поскольку разделительная посылка не представляет собой полную дизъюнкцию, вывод не следует с необходимостью15.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьева О.В. Логика: Учебное пособие. – М.: Мастерство, 2002. – 152 с.
2. Гетманова А. Д. Логика: Учебник для студентов вузов. 8-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. – 416 с.