Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 13:30, контрольная работа
Доказательность — важное качество правильного мышления. Доказательство связано с аргументацией, но они не тождественны.
Аргументация — способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса как у самого доказывающего, так и у оппонентов; обосновывается целесообразность принятия тезиса с целью выработки активной жизненной позиции и реализации определенных программ действий, вытекающих из доказываемого положения. Понятие «аргументация» богаче по содержанию, чем понятие «доказательство»: целью доказательства является установление истинности тезиса, а целью аргументации — еще и обоснование целесообразности принятия этого тезиса, показ его важного значения в данной жизненной ситуации и т.п.
1.1 Понятие доказательства…………………………………………………3
1.2 Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация…………5
1.3 Виды аргументов…………………………………………………………5
2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства……………………………6
3. Понятие опровержения……………………………………………………….9
3.1 Опровержение тезиса…………………………………………………….8
3.2 Критика аргументов……………………………………………………...10
3.3 Выявление несостоятельности демонстрации………………………….11
4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях…………………………………………...11
4.1 Правила по отношению к тезису………………………………………11
4.2 Ошибки относительно доказываемого тезиса………………………….12
4.3 Правила по отношению к аргументам………………………………….13
4.4 Ошибки в основаниях (аргументах) доказательства…………………..14
4.5 Правило по отношению формы обоснования тезиса (демонстрации)..14
4.6 Ошибки в форме доказательства………………………………………..14
5. Понятие о софизмах и логических парадоксах……………………………..16
5.1 Понятие о логических парадоксах………………………………………17
5.2 Парадоксы теории множеств…………………………………………….17
6. Искусство ведения дискуссии………………………………………………..18
Литература…...…………………………………………………………………..24
2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЛОГИКА
Логические основы теории аргументации
Контрольная работа студентки группы ИЮБ-11/ 3с:
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. /1.1 Понятие доказательства…………………………………………
1.2 Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация…………5
1.3 Виды аргументов……………………………………………………
2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства……………………………6
3. Понятие опровержения………………………………………………
3.1 Опровержение тезиса…………………………………………………….8
3.2 Критика аргументов……………………………………………………
3.3 Выявление несостоятельности демонстрации………………………….11
4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях………………………………………….
4.1 Правила по отношению к тезису………………………………………11
4.2 Ошибки относительно доказываемого тезиса………………………….12
4.3 Правила по отношению к аргументам………………………………….13
4.4 Ошибки в основаниях (аргументах) доказательства…………………..14
4.5 Правило по отношению формы обоснования тезиса (демонстрации)..14
4.6 Ошибки в форме доказательства……………………………………….
5. Понятие о софизмах и логических парадоксах……………………………..16
5.1 Понятие о логических парадоксах………………………………………17
5.2 Парадоксы теории множеств…………………………………………….17
6. Искусство ведения дискуссии………………………………………………..1
Литература…...…………………………………………
1. Понятие доказательства
1.1
Познание отдельных предметов, их свойств начинается с чувственных форм (ощущений и восприятий). Мы видим, что этот дом еще не достроен, ощущаем вкус горького лекарства и т.д. Открываемые этими формами ис-тины не подлежат особому доказательству, они очевидны. Однако во мно-гих случаях, например, на лекции, в сочинении, в научной работе, в докла-де, в ходе полемики, на судебных заседаниях, на защите диссертации и во многих других, нам приходится доказывать, обосновывать высказываемые нами суждения.
Доказательность — важное качество правильного мышления. Доказа-тельство связано с аргументацией, но они не тождественны.
Аргументация — способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса как у самого доказывающего, так и у оппо-нентов; обосновывается целесообразность принятия тезиса с целью выра-ботки активной жизненной позиции и реализации определенных про-грамм действий, вытекающих из доказываемого положения. Понятие «ар-гументация» богаче по содержанию, чем понятие «доказательство»: целью доказательства является установление истинности тезиса, а целью аргумен-тации — еще и обоснование целесообразности принятия этого тезиса, по-каз его важного значения в данной жизненной ситуации и т.п. В теории ар-гументации «аргумент» также понимается шире, чем в теории доказатель-ства, ибо в первой имеются в виду не только аргументы, подтверждающие истинность тезиса, но и аргументы, обосновывающие целесообразность его принятия, демонстрирующие его преимущества по сравнению с други-ми подобными утверждениями (предложениями). Аргументы в процессе аргументации гораздо разнообразнее, чем в процессе доказательства.
Форма аргументации и форма доказательства также не совпадают полностью. Первая, как и последняя, включает в себя различные виды умозаключений (дедуктивные, индуктивные, по аналогии) или их цепь, но, кроме того, сочетая доказательство и опровержение, предусматривает обоснование. Форма аргументации чаще всего носит характер диалога, ибо аргументирующий не только доказывает свой тезис, но и опровергает антитезис оппонента, убеждая его и/или являющуюся свидетелем дискуссии аудиторию в правильности своего тезиса, стремится сделать их своими единомышленниками.
Диалог как наиболее аргументированная форма ведения беседы пришел
к нам из древности (так, Древняя Греция — родина диалогов Платона, техники спора в форме вопросов и ответов Сократа и т.п.). Но диалог — это
внешняя форма аргументации: оппонент может только мыслиться (что
особенно наглядно проявляется в письменной аргументации). Внутренняя
форма аргументации представляет собой цепь доказательств и опровержений аргументирующего в процессе доказательства им тезиса и осуществления убеждения. В процессе аргументации выработка убеждений у собеседника или аудитории часто связана с их переубеждением. Поэтому в аргументации велика роль риторики в ее традиционном понимании как искусства красноречия. В этом смысле до сих пор представляет интерес «Риторика» Аристотеля, в которой наука о красноречии рассматривается как теория
и практика убеждения в процессе доказательства истинности тезиса. «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно
незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх
изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить», — писал древнегреческий ученый Горгий об искусстве аргументации. Не было периода в истории, когда бы люди не аргументировали.
Без аргументации высказываний невозможно интеллектуальное общение,
ибо она — необходимый инструмент познания истины.
Теория доказательства и опровержения является в современных условиях средством формирования научно обоснованных убеждений. В науке ученым приходится доказывать самые различные суждения, например, суждения о том, что существовало до нашей эры, к какому периоду относятся предметы, обнаруженные при археологических раскопках, об атмосфере планет Солнечной системы, о звездах и галактиках Вселенной, теоремы математики, суждения о направлениях развития элек-тронной техники, о возможности долгосрочных прогнозов погоды, о тайнах Мирового океана и космоса. Все эти суждения должны быть научно обоснованы.
Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности тезиса. Доказательство связано с убеждением, но не тождествен-но ему: доказательства должны основываться на данных науки и обществен-но-исторической практики, убеждения же могут быть основаны, например, на религиозной вере, на предрассудках, на неосведомленности людей в во-просах экономики и политики, на видимости доказательности, основанной на различного рода софизмах. Поэтому убедить — еще, не значит доказать.
1.2 Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация
Тезис — это суждение, истинность которого надо доказать. Аргументы - это- те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса. Формой доказательства, или демонстрацией, называется способ логической связи между тезисом и аргументами.
Приведем пример доказательства. Поль С. Брэгг высказал такой тезис: «Купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими собственны-ми постоянными усилиями». Этот тезис он обосновывает так: «Только упорная и настойчивая работа над собой позволит каждому сделать себя энергичным долгожителем, наслаждающимся бесконечным здоровьем. Я сам заработал здоровье своей жизнью. Я здоров 365 дней в году, у меня не бывает никаких болей, усталости, дряхлости тела. И вы можете добиться таких же результатов!»
1.3 Виды аргументов
Различают несколько видов аргументов:
1. Удостоверенные единичные факты. К такого рода аргументам относит-ся так называемый фактический материал, т.е. статистические данные о на-селении, территории государства, выполнении плана, количестве вооружения-, свидетельские показания, подписи на документах, научные данные, научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, велика.
Факты — воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши «теории» — пустые потуги.
2. Определения как аргументы доказательства. Определения понятий обычно даются в каждой науке. Правила определения и виды определений понятий были рассмотрены в теме «Понятие», и там же были приведены многочисленные примеры определений понятий различных наук: матема-тики, химии, биологии, географии и пр.
3. Аксиомы. В математике, механике, теоретической физике, математи-ческой логике и других науках, кроме определений, вводят аксиомы. Акси-омы — это суждения, которые принимаются в качестве аргументов без до-казательства.
4. Ранее доказанные законы науки и теоремы как аргументы доказательст-ва. В качестве аргументов доказательства могут выступать ранее доказан-ные законы физики, химии, биологии и других наук, теоремы математики (как классической, так и конструктивной). Юридические законы являются аргументами в ходе судебного доказательства.
В ходе доказательства какого-либо тезиса может использоваться не один, а несколько из перечисленных видов аргументов.
2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства
Доказательства по форме делятся на прямые и непрямые (косвенные). Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса, т.е. истинность тезиса непосредственно обосновывается аргумента-ми. Схема этого доказательства такая: из данных аргументов (а, b, с, ...) не-обходимо следует доказываемый тезис q. По этому типу проводятся доказа-тельства в судебной практике, в науке, в полемике, в сочинениях школьни-ков, при изложении материала учителем и т.д.
Широко используется прямое доказательство в статистических отчетах, в различного рода документах, в постановлениях, в художественной и дру-гой литературе.
Учитель на уроке при прямом доказательстве тезиса «Народ — творец истории» показывает, во-первых, что народ является создателем матери-альных благ, во-вторых, обосновывает огромную роль народных масс в по-литике, разъясняет, как в современную эпоху народ ведет активную борьбу за мир и демократию, в-третьих, раскрывает его большую роль в создании духовной культуры.
В современном журнале мод «Бурда» тезис «Зависть — корень всех зол» обосновывается с помощью прямого доказательства следующими аргумента-ми: «Зависть не только отравляет людям повседневную жизнь, но может при-вести и к более серьезным последствиям, поэтому наряду с ревностью, злобой и ненавистью, несомненно, относится к самым плохим чертам характера.
Подкравшись незаметно, зависть ранит больно и глубоко. Человек зави-дует благополучию других, мучается от сознания того, что кому-то более повезло».
Непрямое (косвенное) доказательство — это доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства лож-ности антитезиса. Если тезис обозначить буквой а, то его отрицание (ā) бу-дет антитезисом, т.е. противоречащим тезису суждением.
Апагогическое косвенное доказательство (или доказательство «от против-ного») осуществляется путем установления ложности противоречащего те-зису суждения. Этот метод часто используется в математике.
Пусть а — тезис или теорема, которую надо доказать. Предполагаем от противного, что а ложно, т.е. истинно не-а (или ā). Из допущения ā выводим следствия, которые противоречат действительности или ранее доказанным теоремам. Имеем а V ā, при этом ā — ложно, значит, истинно его отрицание, т/е. ā, которое по закону двузначной классической логики (ā → а) дает а. Значит, истинно а, что и требовалось доказать.
Следует заметить, что в конструктивной логике формула ā → а не яв-ляется выводимой, поэтому в этой логике и в конструктивной математи-ке ею пользоваться в доказательствах нельзя. Закон исключенного тре-тьего здесь также «отвергается» (не является выводимой формулой), по-этому косвенные доказательства здесь не применяются. Примеров дока-зательства «от противного» очень много в школьном курсе математики. Так, например, доказывается теорема о том, что из точки, лежащей вне прямой, на эту прямую можно опустить лишь один перпендикуляр. Методом «от противного» доказывается и следующая теорема: «Если две прямые перпендикулярны к одной и той же плоскости, то они парал-лельны». Доказательство этой теоремы прямо начинается словами: «Предположим противное, т.е. что прямые АВ и CD не параллельны».
Разделительное доказательство (методом исключения). Антитезис являет-ся одним из членов разделительного суждения, в котором должны быть обязательно перечислены все возможные альтернативы, например:
Преступление мог совершить либо А, либо В, либо С.
Доказано, что не совершали преступление ни А, ни В.
Преступление совершил С.
Истинность тезиса устанавливается путем последовательного доказа-тельства ложности всех членов разделительного суждения, кроме одного.
Здесь применяется структура отрицающе-утверждающего модуса раздели-тельно-категорического силлогизма. Заключение будет истинным, если в раз-делительном суждении предусмотрены все возможные случаи (альтернати-вы), т.е. если оно является закрытым (полным) дизъюнктивным суждением:
Как отмечалось ранее, в этом модусе союз «или» может употребляться и как строгая дизъюнкция (), и как нестрогая дизъюнкция (v), поэтому ему отвечает также схема:
3. Понятие опровержения
Опровержение — логическая операция установления ложности или нео-боснованности ранее выдвинутого тезиса.
Опровержение должно показать, что: 1) неправильно построено само доказательство (аргументы или демонстрация); 2) выдвинутый тезис ложен или не доказан.
Суждение, которое надо опровергнуть, называется тезисом опроверже-ния. Суждения, с помощью которых опровергается тезис, называются аргу-ментами опровержения.