Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:30, курсовая работа
Цель работы: ознакомиться с понятием «логические задачи», исследовать методы их решения.
Задачи работы: структурировать задачи логического характера по степени трудности и по методу решения, выявить особенности решения таких задач.
Введение …………………………………………………………………1
1.Логические таблицы…………………………………………..2
2.Графы………………………………………………………………....5
3.Операции над множествами……………………………...10
4.Выделение элемента множества………………………15
5.Метод перебора………………………………………………...18
6.Правдолюбцы и лжецы……………………………………..20
7.Правило крайнего………………………………………………25
Заключение …………………………………………………………..27
Библиографический список
Федеральное агентство по образованию
Министерство образования и науки РФ
Факультет математики и информатики
Курсовая работа на тему «Логические задачи»
Выполнила: студентка 361 группы
Глушко П.А
Проверил преподаватель:
Горин Ю.А
Омск 2009
Содержание
Стр.
Введение …………………………………………………………………1
1.Логические таблицы…………………………………………..2
2.Графы……………………………………………………………
…....5
3.Операции над множествами……………………………...
10
4.Выделение элемента множества………………………15
5.Метод перебора………………………………………………...
18
6.Правдолюбцы и лжецы……………………………………..20
7.Правило крайнего………………………………………………25
Заключение …………………………………………………………..27
Библиографический список
Введение
Актуальность курсовой работы можно объяснить тем, что задачи логического характера, которые были рассмотрены в ней, полезны для подготовки учащихся к математическим олимпиадам и проведения таких олимпиад учителями, для кружковых занятий в школе, для проведения в педагогических вузах практикума по решению школьных математических задач повышенной трудности.
Цель работы: ознакомиться с понятием «логические задачи», исследовать методы их решения.
Задачи работы: структурировать задачи логического характера по степени трудности и по методу решения, выявить особенности решения таких задач.
Методы работы: анализ решений, дедуктивный метод при систематизации задач по методу их решения. При решении задач применяются понятия и методы, которые не входят в программу по математике средней школы.
Задачи логического характера, пожалуй, наиболее важны среди олимпиадных задач, так как в них дух
нестандартности, проявляется ярче всего. Но что такое задача логического характера?
Задачи логического характера большей частью связаны с теорией множеств, одни – непосредственно: задачи на логические таблицы, на графы, операции над множествами, выделение элемента множества, правило крайнего, другие – косвенно. Многие задачи логического характера связаны с определённым образом действий: можно ли, и каким образом получить такой-то результат? Для некоторых задач логического характера принципиально важны логические
1
связи между предложениями;
типичны в этом отношении «Правдолюбцы и лжецы» и «Истинные и ложные утверждения». Задачи логического характера, как правило, не привязаны к определённым темам школьной программы, а один и тот же метод решения нередко можно применять к большему числу разнообразных задач. Из общего стиля несколько выпадает «Метод перебора», поскольку он демонстрируется главным образом на задачах с целыми числами. Но такой метод следует применять и при решении многих задач логического характера.
1.Логические таблицы
Задачи на логические таблицы - это задачи на взаимно однозначное
соответствие между двумя множествами, где нахождение такого соответствия производится с помощью специальных таблиц. Применение таблиц значительно ускоряет, почти автоматизирует решение задачи.
Задача 1. Встретились три друга – Белов, Серов и Чернов. Чернов сказал другу, одетому в серый костюм: «Интересно, что на одном из нас белый костюм, на другом – серый и на третьем – чёрный, но на каждом костюм цвета, не соответствующего фамилии». Какой цвет костюма у каждого из друзей?
Решение: возьмём таблицу 4*4. В левом столбце таблицы напишем фамилии друзей (обозначив каждую своей первой буквой), в верхней строке – цвета их костюмов. По условию на Белове – не белый костюм, на Серове – не серый и на Чернове – не чёрный. Поставим три минуса на пересечении соответствующих строк и столбцов таблицы.
б | с | ч | |
б | ---- | ||
с | ---- | ||
ч | ---- |
б | с | ч | |
б | ---- | + | ---- |
с | ---- | ---- | + |
ч | + | ---- | ---- |
Далее, на Чернове – не серый костюм, так как из условия видно, что в серый костюм одет один из его друзей; ставим минус в соответствующей клетке. Следовательно, на нём может быть только костюм белого цвета; поставим в соответствующей клетке таблицы плюс. Тогда на Серове – не белый костюм; значит, на нём может быть лишь чёрный костюм. Наконец, на Белове – серый костюм.
Обратим внимание на следующее свойство таблицы, которое остаётся справедливым в аналогичных задачах на соответствие между двумя множествами, но только лишь в тех случаях, когда эти множества содержат элементов поровну: в каждой строке таблицы имеется только один плюс, в каждом столбце также имеется только один плюс. Следовательно, если в какой-то клетке таблицы стоит плюс, то в остальных клетках, стоящих в той же строке или в том же столбце, может быть только минус.
Задача 2. «Пассажиры одного купе». В купе одного из вагонов поезда Москва – Одесса ехали москвич, ленинградец, туляк, киевлянин, харьковчанин и одессит. Их фамилии начинались буквами А , Б, В, Г, Д, Е.
В дороге выяснилось, что А и москвич – врачи; Д и ленинградец – учителя, а туляк и В – инженеры. Б и Е – участники Отечественной войны, а туляк в армии совсем не служил. Харьковчанин старше А, одессит старше В. Б и москвич сошли сошли в Киеве, а В и харьковчанин в
3
Виннице. Определите профессию каждого из них и место
жительства.
Решение: задачи такого рода решаются методом исключения. Перечислим факты, содержащиеся в условии:
- А и москвич – врачи;
- Д и ленинградец – учителя;
- В и туляк – инженеры;
- Б и Е – участники Отечественной войны, а туляк в армии не служил;
- Харьковчанин старше А;
- Одессит старше В;
- Б и москвич сошли в Киеве;
- В и харьковчанин сошли в Виннице.
Из этих фактов, как логические следствия, выявляются скрытые факты. Например, из фактов (1) и (2) следует, что А – не москвич (1), но А – и не ленинградец (1-2); Д – не ленинградец (2), но Д – и не москвич(1-2) и т.п.Составим таблицу:
А | Б | В | Г | Д | Е | |
москвич | --- | --- | --- | --- | --- | * |
ленинградец | --- | * | --- | --- | --- | --- |
киевлянин | --- | --- | * | --- | --- | --- |
туляк | --- | --- | --- | * | --- | --- |
одессит | * | --- | --- | --- | --- | --- |
харьковчанин | --- | --- | --- | --- | * | --- |
Из таблицы сразу следует, что В – киевлянин (отмечаем звёздочкой). Остальные пассажиры – не киевляне (ставим минусы). Тотчас выясняется местожительство А. Он –
4
одессит. Ставим звёздочку. Продолжая этот приём, устанавливаем окончательно: А – одессит , Б – ленинградец , В – киевлянин , Г – туляк , Д – харьковчанин , Е – москвич. Теперь легко определяются и специальности пассажиров: А и Е – врачи, Б и Д – учителя, В и Г – инженеры.
2.Графы
Графом на плоскости называется конечное множество точек плоскости, некоторые из которых соединены линиями. Эти точки называются вершинами графа, а соединяющие их линии – рёбрами. Число рёбер, исходящих из вершины графа, называется степенью этой вершины. С графами мы встречаемся чаще, чем это, кажется на первый взгляд. Примерами графов могут служить любая карта дорог, электросхема, чертёж многоугольника и т.д. Теория графов возникла в 1736 году, когда Леонард Эйлер (1708 - 1783) опубликовал первую статью о графах. Долгое время считалось, что теория графов применяется главным образом при решении логических задач, а сама теория рассматривалась как часть геометрии. Однако в ХХ веке были найдены широкие приложения теории графов в экономике, биологии, химии, электронике, сетевом планировании и других областях науки и техники. В результате она стала бурно развиваться и превратилась в самостоятельную разветвлённую теорию.
Рассмотрим задачу на соответствие между двумя множествами. По существу это те же задачи, которые мы решали с помощью таблиц.
Задача 1. В пяти корзинах А , Б, В, Г и Д лежат яблоки пяти
5
разных сортов. В каждой из корзин А и Б находятся яблоки 3-го и 4-го сортов, в корзине В – 2-го и 3-го, в корзине Г – 4-го и 5-го, в корзине Д - 1-го и 5-го. Занумеруйте корзины так, чтобы в корзине №1 имелись яблоки 1-го сорта (по меньшей мере, одно), в корзине №2 – яблоки 2-го сорта и т.д.
Решение: изобразим два множества – множество корзин и множество их номеров. В каждом из этих множеств по пять элементов; обозначим их точками (рис).