Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:09, контрольная работа
Познание в любой области науки и практики начинается с эмпирического познания. В процессе наблюдения однотипных природных и социальных явлений фиксируется внимание на повторяемости у них определенных признаков. Устойчивая повторяемость наводит на мысль (индуцирует), что каждый из таких признаков является не индивидуальным, а общим, присущим всем явлениям определенного класса. Логический переход от знания об отдельных явлениях к знанию общему совершается в этом случае в форме индуктивного умозаключения, или индукции (от латинского inductio — «наведение»).6
1 Общая характеристика и виды индуктивных умозаключений. Понятие причинной связи и ее основные свойства……………………………………………………….……3
2 Методы индуктивных умозаключений……………………………………………...…8
3 Аналогия и ее виды. Условия повышенной степени вероятности выводов по аналогии…………………………………………………………………………………..10
4 Гипотеза как форма развития знания и ее виды. Судебно - следственная версия...14
5 Статистические обобщения и их особенности……………………………………....18
Упражнения………………………………………………………………………………22
Список используемой литературы…………………………………………………...…28
Соответственно имеет по первому случаю: АВС – Д (вывод не обоснован). По второму случаю АВС –Д (вывод не обоснован).
Упражнение №3. Определите, в каких из перечисленных ниже случаев имеет место полная индукция:
- В нашем лесу
растут ель, пихта, береза, сосна,
осина, дуб. Следовательно,
- Солнце, Меркурий,
Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн,
Нептун, Уран, Плутон имеют шарообразную
форму. Значит, все тела Солнечной
системы имеют шарообразную
- Острые углы
имеют вершину. Прямые углы - тоже.
Тупые углы имеют вершину.
Ответ: Полная индукция – это умозаключение, в котором общее заключение делается на основе изучения всех предметов или явлений данного класса.
S1 – P
S2 – P
S3 – P
Sn – P
Только S1, S2, S3 … Sn составляют класс К
Следовательно, каждый элемент класса К – P
Полная индукция дает достоверное знание, так как заключение делается только о тех предметах или явлениях, которые перечислены в посылках. Но область применения полной индукции весьма ограничена.
Полная индукция применяется в отношении к замкнутым классам предметов, число элементов в которых является конечным и легко обозримым. Она предполагает наличие следующих условий: а) точное знание числа предметов или явлений, подлежащих изучению; б) убеждение, что признак принадлежит каждому элементу класса; в) небольшое число элементов изучаемого класса; г) целесообразность и рациональность.
В первом и третьем случаях имеет место полная индукция.
Упражнение №4. В каком из приведенных примеров индуктивный вывод более вероятен и почему:
- Все жители
Африки хотят счастья. Все
- Все жители
Африки хотят счастья. Все
- Щука, лещ, сом, налим, окунь, плотва, карась, язь, хариус и осетр дышат жабрами. Значит, все рыбы дышат жабрами.
- Щука, хамса, лещ, карась, плотва, сельдь, тунец, белуга, акула, хариус, осетр, язь, окунь, сом, треска, камбала и летучие рыбы дышат жабрами. Следовательно, все рыбы дышат жабрами.
Ответ: Метод остатков — это вывод о причине явления на основании отбора известных обстоятельств, вызывающих уже известные определенные явления, и, таким образом, выделения в остатке того обстоятельства, которое и есть причина (или часть ее) интересующего нас явления. Этот метод используется, когда уже с помощью других методов установлены многие причинно-следственные связи, т.е. он применим на основе знания предшествующих методов, на основе использования их, ибо только с помощью этих методов мы можем накапливать сведения о явлениях и об их причинах. Во втором и четвертом случаях индуктивный вывод более вероятен.
Упражнение №5. Сделайте вывод по методу сходства из записанных в символической форме посылок. В каком из примеров вывод будет более вероятен и почему:
а) Если АВСД, то Р в) Если АВСД, то Р
Если АЕНК, то Р Если КРЕС, то Р
Если ДПАХ, то Р Если СРБД, то Р
Если СБЛА, то Р Если РСБА, то Р
Если ВАКХ, то Р Если КЕДХ, то Р ?
Ответ: Если два и более случая исследуемого сходны только в одном обстоятельстве, то это обстоятельство, вероятно, и есть причина данного явления.
Допустим, требуется выяснить причину какого-то явления а. В первом случае появления а ему предшествовали обстоятельства ABC, во втором случае – ABE, в третьем случае – АКМ. Что могло быть причиной а? Так как во всех трех случаях общим обстоятельством было А, а все остальные обстоятельства были различны, то вероятен вывод, что А является причиной или частью причины явления а.
Вероятно, А есть причина а.
В указанных примерах вывод будет верен: Если КРЕС, то Р; Если СРБД, то Р; Если РСБА, то Р
Упражнение №6. Какой метод индуктивного обобщения должен быть применен в следующем случае:
Листья растения, выросшего в подвале, не имели зеленой окраски. Листья же растения, выросшего в обычных условиях - зеленые. В подвале не было света. В обычных условиях растение растет на солнечном свету. Следовательно, солнечный свет является причиной возникновения зеленого цвета растений.
Ответ: Опровержение - это логическая операция по установлению ложности тезиса.
Доказать
тезис А - значит обосновать
его истинность, а опровергнуть
тезис А - значит обосновать
его ложность. Любое положение
может быть подвергнуто двум
видам аргументации. Либо будут
найдены аргументы,
Опровержение составляют следующие элементы:
1)тезис - положение, которое необходимо опровергнуть;
2)аргументы (основания) - положения (истинные суждения), при помощи которых опровергается тезис;
3)демонстрация (форма опровержения) - логический способ связи аргументов и тезиса опровержения. Опровержение может иметь два вида:
Прямое
опровержение тезиса означает
обоснование ложности тезиса
и истинности антитезиса. Оно
начинается с допущения
Поэтапно это выглядит
а) необходимо опровергнуть тезис А;
б) допускаем, что А - истинно;
в) из А получаем следствия, одно из которых (В) - ложно, т. е. не-В;
г) от ложности следствия заключаем к ложности основания:
д) значит,
А (тезис опровержения) - ложно,
что и требовалось обосновать.
Если А, то В; Не-В;
Доказываем истинность тезиса: Солнечный свет является причиной возникновения зеленого цвета растений (А). Если это так, то листья растения –зеленые (В). Однако, листья растения не имели зеленой окраски (не-В). Следовательно, солнечный свет не является причиной возникновения зеленого цвета растений (не-А)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ