Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 01:18, контрольная работа
Развитие научного познания можно описывать в рамках различных моделей но инвариантным будет стремление объяснить, как происходит рост знания, как одна теория сменяет другую.
Прогресс науки и техники в XX веке выдвинул перед методологией и историей науки актуальную проблему анализа природы и структуры тех коренных, качественных изменений научного знания, которые принято называть революциями в науки.
Введение
Глава 1: История развития науки (Т. Кун, И. Лакатос, К. Поппер ).
Глава 2: Дифференциация и интеграция научного знания. Математизация естествознания.
Заключение
Список литературы
Министерство образования Санкт-Петербурга
Санкт-петербургский
государственный университет
Контрольная работа по дисциплине
«Логика и теория аргументации»
Логика развития научного
знания
Санкт-Петербург
Содержание
Введение
Глава 1: История развития науки (Т. Кун, И. Лакатос, К. Поппер ).
Глава 2: Дифференциация и интеграция научного знания. Математизация естествознания.
Заключение
Список литературы
Введение
Развитие научного познания можно описывать в рамках различных моделей но инвариантным будет стремление объяснить, как происходит рост знания, как одна теория сменяет другую.
Прогресс науки и техники в XX веке выдвинул перед методологией и историей науки актуальную проблему анализа природы и структуры тех коренных, качественных изменений научного знания, которые принято называть революциями в науки.
Если науку
рассматривать как совокупность
фактов, теорий и методов, собранных
в находящихся в обращении
учебниках, то в таком случае ученые
– это люди, которые более или
менее успешно вносят свою лепту
в создание этой совокупности. Развитие
науки при таком подходе – это постепенный
процесс, в котором факты, теории и методы
слагаются во все возрастающий запас достижений,
представляющий собой научную методологию
и знание. История науки становится при
этом такой дисциплиной, которая фиксирует
как этот последовательный прирост, так
и трудности, которые препятствовали накоплению
знания. Отсюда следует, что историк, интересующийся
развитием науки, ставит перед собой две
главные задачи. С одной стороны, он должен
определить, кто и когда открыл или изобрел
каждый научный факт, закон и теорию. С
другой стороны, он должен описать и объяснить
наличие массы ошибок, мифов и предрассудков,
которые препятствовали скорейшему накоплению
составных частей современного научного
знания. Многие, исследования так и осуществлялись,
а некоторые и до сих пор преследуют эти
цели.
Глава 1:
История развития науки (Т.
Кун, И. Лакатос, К. Поппер ).
Выявление
логики развития науки означает уяснение
закономерности научного прогресса, его
движущих сил, причин и исторической
обусловленности. Современное видение
этой проблемы существенно отличается
от того, которое господствовало, пожалуй,
до середины нашего столетия. Прежде полагали,
что в науке идет непрерывное привращение
научного знания, постоянное накопление
новых научных открытий и все более точных
теорий, создающее в итоге кумулятивный
эффект на разных направлениях познания
природы. Ныне логика развития науки представляется
иной: она развивается не только путем
непрерывного накопления новых фактов
и идей - шаг за шагом, но и через фундаментальные
теоретические сдвиги. В один прекрасный
момент они заставляют ученых перекраивать
привычную общую картину мира и перестраивать
свою деятельность на базе принципиально
иных мировоззренческих установок. Логику
неспешной эволюции науки (шаг за шагом)
сменила логика научных революций и катастрофы.
Ввиду новизны и сложности проблемы
в методологии науки еще не сложилось
общепризнанного подхода логики развития
научного знания. Таких моделей множество.
Но некоторые приобрели приоритет.
Пожалуй наибольшее число сторонников, начиная с 60-х гг. нынешнего века, собрала концепция развития науки, предложенная американским историком и философом Т.Куном.
Согласно
книге "Структура научных революций"
Т.Куна, историю науки можно
Комментарий к схеме:
1 -- При переходе к зрелой науке на основе идей одной (или нескольких) научных школ возникает общепринятая парадигма;
2 -- одно из главных направлений деятельности нормальной науки -- обнаружение и объяснение фактов как фактов, подтверждающих парадигму;
3 -- при таком исследовании часть фактов трактуется как аномалии -- факты, противоречащие парадигме;
4 -- в период кризиса доверие к парадигме в известной степени подорвано, но она еще сохраняет свое значение;
5 -- для объяснения аномальных фактов возникает новая теория как реакция на кризис;
6 -- в ряде случаев новая теория может быть отринута, а часть аномальных фактов путем "решения задач-головоломок" объясняется старой парадигмой;
7, 8 -- новая теория приобретает статус парадигмы и, в результате научной революции, полностью (или частично) замещает старую парадигму.
Опишем
отдельно такие объекты этой схемы
как допарадигмальный период, парадигма,
нормальная наука, аномалии и научная
революция и т.д.
Допарадигмальный
период в развитии науки характеризуется
наличием большого числа школ и различных
направлений. Каждая школа по-своему
объясняет различные явления
и факты, лежащие в русле конкретной
науки, причем в основе этих интерпретаций
могут находиться различные методологические
и философские предпосылки. В качестве
примера можно рассмотреть историю физической
оптики. От глубокой древности до конца
XVII века не было периода, для которого
была бы характерна единственная и общепринятая
в научном сообществе точка зрения на
природу света. Вместо этого было множество
противоборствующих школ, большинство
из которых придерживалось какой-либо
разновидности теории Эпикура, Аристотеля
или Платона. Одно из направлений рассматривало
свет как частицы, испускаемые материальным
телом; для другого свет был модификацией
среды, находящейся между этим телом и
человеческим глазом; кроме того, свет
объяснялся в терминах взаимодействия
среды с излучением самих глаз. Хотя представители
всех этих школ физической оптики до Ньютона
были учеными, результат их деятельности
нельзя в полной мере назвать научным.
Не имея возможности принять какую-либо
общую основу для своих убеждений, представители
каждой школы пытались строить свою собственную
физическую оптику заново, начиная с наблюдений.
Ученые
свои труды адресовали не к
своим коллегам, а скорее к
оппонентам из других школ
в данной области исследований
и ко всякому, кто
Допарадигмальный период, по мнению Куна, характерен для зарождения любой науки. Ситуация, описанная выше, типична в развитии каждой науки, прежде чем эта наука выработает свою первую всеми признанную теорию вместе с методологией исследований -- то, что Кун называет парадигмой. На ранних стадиях развития любой науки различные исследователи, сталкиваясь с одними и теми же категориями явлений, далеко не всегда одинаково описывают и интерпретируют одни и те же явления. Исключение могут составить такие науки, как математика или астрономия, в которых первые прочные парадигмы относятся к их предыстории, а также дисциплины, подобные биохимии, возникающие на стыке уже сформировавшихся отраслей знания. Одновременно с тем, начало астрономии характеризовалось "многопарадигмальностью". В таких разделах биологии, как, например, учение о наследственности, первые парадигмы появились лишь в XX веке.
Способность исследователей длительное время работать в неких предзаданных рамках, очерчиваемых фундаментальными научными открытиями, стала важным элементом логики развития науки в концепции Т.Куна. он ввел в методологию принципиально новое понятие - "парадигма". Буквальный смысл этого слова - образец. В нем фиксируется существование особого способа организации знания, подразумевающего определенный набор предписаний, задающих характер видения мира, а значит, влияющих на выбор направлений исследования. В парадигме содержаться также и общепринятые образцы решения конкретных проблем. Парадигмальное знание не является собственно "чистой" теорией (хотя его ядром, и служит, как правило, та или иная фундаментальная теория), поскольку не выполняет непосредственной объяснительной функции. Она дает некую систему отсчета, то есть является предварительным условием и предпосылкой построения и обоснования различной теории.
К парадигмам
в истории науки Т.Кун
Решающая новизна концепция Т.Куна заключалась в мысли о том, что смена парадигм в развитии науки не является детерминированной однозначно, или, как сейчас выражаются, - не носит линейного характера. Развитие науки, рост научного знания нельзя, допустим, представить в виде тянущегося строго вверх, к солнцу дерева (познания добра и зла). Оно похоже, скорее, на развитие кактуса прирост которого может начаться с любой точки его поверхности и продолжаться в любую сторону.
Таким
образом, логика развития
Переходы от одной научной парадигмы к другой Т.Кун сравнивал с обращением людей в новую религиозную веру: мир привычных объектов предстает в совершенно ином свете благодаря решительному пересмотру исходных объяснительных принципов.
Выбор
принципов, которые составят успешную
парадигму, осуществляется учеными
не столько на основании логики или
под давлением эмпирических фактов,
сколько в результате внезапного
озарения, просветления, иррационального
акта веры в то, что мир устроен именно
так, а не иначе.
Однако далеко не все исследователи методологии научного познания согласились с этим выводом. Альтернативную модель развития науки, также ставшую весьма популярной, предложил И.Лакатос. Лакатос считает, что выбор научным сообществом одной из многих конкурирующих исследовательских программ может и должен осуществляться рационально, то есть на основе четких, рациональных критериев.
В общем виде его модель развития науки может быть описана так. Исторически непрерывное развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ, которые имеют следующую структуру.
· "жесткое ядро", включающее неопровержимые для сторонников программы исходные положения.
· "негативная эвристика" - своеобразный "защитный пояс" ядра программы, состоящий из вспомогательных гипотез и допущений, снимающих противоречия с аномальными фактами.
· "позитивная эвристика" - … это правила, указывающие какие пути надо избирать и как по ним идти.
Важно отметить, что последовательная система моделей мотивировалась не аномальными наблюдаемыми фактами, а теоретическими и математическими затруднениями программы. Именно их разрешение и составляет суть "позитивной эвристики".
Однако рано или поздно позитивная эвристика сила той или иной исследовательской программы исчерпывает себя. Встает вопрос о смене программы. Вытеснение одной программы другой представляет собой научную революцию.