Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 01:18, контрольная работа
Развитие научного познания можно описывать в рамках различных моделей но инвариантным будет стремление объяснить, как происходит рост знания, как одна теория сменяет другую.
Прогресс науки и техники в XX веке выдвинул перед методологией и историей науки актуальную проблему анализа природы и структуры тех коренных, качественных изменений научного знания, которые принято называть революциями в науки.
Введение
Глава 1: История развития науки (Т. Кун, И. Лакатос, К. Поппер ).
Глава 2: Дифференциация и интеграция научного знания. Математизация естествознания.
Заключение
Список литературы
"Программа
считается прогрессирующей
В результате получается, что главным источником развития науки выступает конкуренция исследовательских программ, каждая из которых тоже имеет внутреннюю стратегию развития . Этот "двойной счет" развития науки и обуславливает картину непрерывного роста научного знания.
Среди
множества концепций концепции
Т.Куна и И.Лакатоса считаются самыми влиятельными
реконструкциями логики развития науки
во второй половине XX в. Но как бы не отличались
концепции друг от друга, все они так или
иначе вынуждены опираться на некие узловые,
этапные моменты истории науки, которые
принято называть революциями
К.
Поппер (Popper) — один из крупнейших
западных философов и социологов XX века,
чьи идеи оказали большое влияние на развитие
всей современной интеллектуальной культуры.
Наиболее значительный вклад Поппер внес
в философию науки и методологию социогуманитарного
знания.
Известность
ему принесла разработанная им в
рамках критического рационализма теория
роста научного знания. Одна из центральных
проблем философии науки, по Попперу,
состоит в нахождении критерия демаркации
между наукой и ненаукой, в качестве
которого он предложил принцип фальсифицируемости
как принципиальной опровержимости любой
научной теории. Другой существенной чертой
попперовской концепции роста научного
знания является антииндуктивизм: он резко
критикует познавательную значимость
индукции и считает методом развития научного
знания метод выдвижения новых гипотез.
Любое научное знание носит, по Попперу,
гипотетический, предположительный характер,
подвержено ошибкам. Этот тезис Поппера
о принципиальной погрешимости человеческого
знания получил название фаллибилизма.
В конце 60-х годов Поппер выдвинул оригинальную
теорию трех миров: физического, ментального
и объективного знания, нередуцируемых
друг к другу.
Поппер
рассматривает знание (в любой
его форме) не только как готовую, ставшую
систему, но также и как систему изменяющуюся,
развивающуюся. Этот аспект анализа науки
он и представил в форме концепции роста
научного знания. Отвергая агенетизм,
антиисторизм логических позитивистов
в этом вопросе, он считает, что метод построения
искусственных модельных языков не в силах
решить проблемы, связанные с ростом нашего
знания. Но в своих пределах этот метод
правомерен и необходим. Поппер отчетливо
осознает, что выдвижение на первый план
изменения научного знания, его роста
и прогресса может в некоторой степени
противоречить распространенному идеалу
науки как систематизированной дедуктивной
системы. Этот идеал доминирует в европейской
эпистемологии, начиная с Евклида.
Для Поппера
рост знания не является повторяющимся
или кумулятивным процессом, он есть
процесс устранения ошибок, "дарвиновский
отбор". Говоря о росте знания, он имеет
в виду не накопление наблюдений, а повторяющееся
ниспровержение научных теорий и их замену
лучшими и более удовлетворительными
теориями.
Рост
научного знания осуществляется, по его
мнению, методом проб и ошибок и есть не
что иное, как способ выбора теории в определенной
проблемной ситуации - вот что делает науку
рациональной и обеспечивает ее прогресс.
Поппер указывает на некоторые сложности,
трудности и даже реальные опасности для
этого процесса. Среди них такие факторы,
как, например, отсутствие воображения,
неоправданная вера в формализацию и точность,
авторитаризм. К необходимым средствам
роста науки философ относит такие моменты,
как язык, формулирование проблем, появление
новых проблемных ситуаций, конкурирующие
теории, взаимная критика в процессе дискуссии.
В своей
концепции Поппер формулирует три
основных требования к росту знания.
Во-первых, новая теория должна исходить
из простой, новой, плодотворной и объединяющей
идеи. Во-вторых, она должна быть независимо
проверяемой, т.е. вести к представлению
явлений, которые до сих пор не наблюдались.
Иначе говоря, новая теория должна быть
более плодотворной в качестве инструмента
исследования. В-третьих, хорошая теория
должна выдерживать некоторые новые и
строгие проверки. Теорией научного знания
и его роста является эпистемология, которая
в процессе своего формирования становится
теорией решения проблем, конструирования,
критического обсуждения, оценки и критической
проверки конкурирующих гипотез и теорий.
Свою
модель роста научного познания Поппер
изображает схемой: Р1 - ТТ - ЕЕ - Р2, где
Р1 - некоторая исходная проблема, ТТ
- предположительная пробная
Итак, критерий
демаркации, по Попперу, требует для
определения научности знания не
подтверждения (верификации) его в опыте,
а возможности опровержения (фальсифицируемости)
в решающих экспериментах. Такое знание
Поппер называет также открытым (к фальсификаторам)
знанием, противопоставляя его закрытому
(нефальсифицируемому) знанию, в качестве
которого выступает, например, философское,
математическое, политическое (идеология)
знание.
Глава 2:
Дифференциация и
интеграция научного
знания. Математизация
естествознания.
Другой важной закономерностью развития науки принято считать единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.
Современную науку недаром называют "большой наукой". Ее системная сложность и разветвленность поражает - ныне насчитывается около 15 тысяч различных научных дисциплин. Во времена Аристотеля перечень наук едва достигал двух десятков (философия, геометрия, астрономия, география, медицина и пр.)
Изобретение таких приборов как телескоп и микроскоп, гигантски расширило познавательные возможности человека и количество доступных изучению объектов природы. Поэтому рост научного знания сопровождался непрерывной дифференциацией, то есть дроблением на более мелкие разделы и подразделы. В физике образовалось целое семейство наук: механика, оптика и т.д. начали возникать "смежные" естественно-научные дисциплины - физическая химия, химическая физика, биохимия.
И ныне интегративные процессы в естествознании, кажется, "пересиливают" процессы дифференциации (дробления). Интеграция естественно-научного знания стала, по-видимому, ведущей закономерностью его развития. Она может проявляться во многих формах:
· в организации исследований на стыке смежных научных дисциплин, где, как говорится, и скрываются самые интересные и многообещающие научные проблемы;
· в разработке научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, хроматография, компьютерный эксперимент);
· в поиске "объединительных" теорий и принципов, к которым можно было бы свести бесконечное разнообразие явлений природы (гипотеза "Великого объединения" всех типов фундаментальных взаимодействий в физике, глобальный эволюционный синтез в биологии, физике, химии т т.д.;
· в разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (общая теория систем, кибернетика, синергетика);
· в изменении характера решаемых современной наукой проблем - они все больше становятся комплексными, требующими участия сразу нескольких дисциплин (экологические проблемы, проблема возникновения жизни и пр.).
Дифференциация и интеграция в развитии естествознания - не взаимоисключающие, взаимодополняющие тенденции.
Классическое
естествознание, как уже говорилось
ранее, базируется на применении экспериментально-
И все же главное достоинство математики, столь привлекательное для ученых-естественников, заключается в том, что она способна служить источником моделей, алгоритмических схем для связей отношений и процессов, составляющих предмет естествознания.
Роль
математизации в современном естествознании
трудно переоценить. Достаточно сказать,
что новая теоретическая интерпретация
какого-либо явления считается полноценной,
если удается создать математический
аппарат, отражающий основные закономерности
этого явления. Однако не следует думать,
что все естествознание в итоге будет
сведено к математике. Построение различных
формальных систем, моделей, алгоритмических
схем - лишь одна из сторон развития научного
знания. Развивается же наука прежде всего
как содержательное знание, та как неформализованное,
неалгоритмитизированное. Процесс выдвижения,
обоснования и опровержения гипотез, организацию
экспериментов, научную интуицию и гениальные
догадки формализовать не удается. Универсальной
"логики открытия" не существует.
Заключение
Развитие логики всегда было тесно связано с практикой теоретического мышления и прежде всего с развитием науки. Конкретные рассуждения дают логике материал, из которого она извлекает то, что именуется логической формой, законом и т.д. Теории логической правильности оказываются в конечном счете очищением, систематизацией и обобщением практики мышления.
Современная
логика с особой наглядностью подтверждает
это. Она активно реагирует на
изменения в стиле и способе
научного мышления, на осмысление его
особенностей в методологии науки. Сфера
приложений логики в изучении систем научного
знания непрерывно расширяется. В кон.
19 — нач. 20 в. логика почти всецело ориентировалась
на исследование математического рассуждения,
и эта связь с математикой была настолько
тесной, что до сих пор в имени «математическая
логика» прилагательное «математическая»
иногда истолковывается как указывающее
не только на своеобразие методов новой
логики, но и на сам ее предмет.
Список
литературы
Лакатос И. История науки и ее
рациональные реконструкции // структура и развитие науки.-М.: Прогресс,
1978г.
Т.С.Кун
Структура научных революций
Поппер
К. Предположения и опровержения:
Рост научного знания
"Концепция
современного естествознания", Москва:
Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997г. под редакцией
Лавриненко В.Н., Ратникова В.П.
Курс
лекций "Концепции современного
естествознания" Ростов-на-Дону: "Феникс",
2000г. Хорошавина С.Г.
"Концепция
современного естествознания" - учебник
для ВУЗов, Москва, 2000г. Карпенков
С.Х.
"Происхождение
человека и общества", Москва:
"Мысль", 1982г. Андреев И.Л.
Другие
источники:
http://dic.academic.ru/dic.
http://psylib.org.ua/books/