Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:42, контрольная работа
Непосредственным результатом революции, происшедшей в логике в конце XIX -- начале XX в.в., было возникновение логической теории, получившей со временем имя классической логики. У ее истоков стоят наряду со многими другими исследователями ирландский логик Д. Буль, американский философ и логик Ч. Пирс, немецкий логик Г. Фреге.
Введение 3
1. Неклассическая логика 4
2. Из истории неклассической логики 6
3. Интуиционистская и многозначная логика 11
4. Модальная логика 16
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Абсолютные и сравнительные модальности.
Все модальные понятия можно
разделить на абсолютные и сравнительные.
Первые представляют собой характеристики,
приложимые к отдельным объектам,
вторые относятся к парам объектов,
первые являются свойствами объектов,
вторые -- отношениями между объектами.
Абсолютными модальными понятиями
являются, например, понятия «хорошо»
и «плохо», сравнительными -- понятия
«лучше» и «хуже». С точки зрения
какой-то системы ценностей невыполнение
обещания можно охарактеризовать как
негативно ценное («плохое»), сказав:
«Плохо, что данное обещание не выполнено»,
т.е. приписав определенное свойство конкретному
обещанию. Но можно также установить
ценностное отношение между невыполнением
обещания, и, допустим, воздержанием от
обещания, сказав: «Лучше не давать обещание,
чем не выполнять его». В логике
времени к абсолютным модальностям
относятся понятия «было» («всегда
было»), «есть» и «будет» («всегда
будет»). Сравнительными модальными понятиями
являются «раньше», «позже» и «одновременно».
В логике оценок наряду с абсолютными
оценочными понятиями «хорошо», « (оценочно)
безразлично» и «плохо» исследуются
также сравнительные оценочные
понятия «лучше», «равноценно» и
«хуже». В логике причинности изучаются
отношения «...есть причина...» и
«...есть следствие...», которые можно
рассматривать как
Модальные понятия разных типов
имеют общие формальные свойства.
Так, независимо от того, к какой
группе относятся эти понятия, они
определяются друг через друга по
одной и той же схеме. Нечто
возможно, если противоположное не
является необходимым; разрешено, если
противоположное не обязательно; допускается,
если нет убеждения в
В каждом разделе модальной логики доказуема своя версия принципа модальной полноты, являющегося модальным аналогом закона исключенного третьего. В теории логических модальностей принцип полноты утверждает, что каждое высказывание является или необходимым, или случайным, или невозможным; в нормативной логике -- что всякое действие или обязательно, или нормативно безразлично, или запрещено; в логике оценок -- что всякий объект является или хорошим, или оценочно безразличным, или плохим и т.д.В каждом разделе модальной логики есть и своя версия принципа модальной непротиворечивости, являющегося модальным аналогом закона противоречия: высказывание не может быть необходимым и невозможным; действие не может быть как обязательным, так и запрещенным; объект не может быть и хорошим, и плохим, и т.д.
Модальные понятия, относящиеся к
разным группам, имеют разное содержание.
При сопоставлении таких
4. Модальная логика
Этика изучает, как известно, моральные нормы и ценности. Она не является в отличие от, скажем, математики или физики точной наукой. Это отмечал в ясной форме еще Аристотель, первым употребивший название «этика» для этой науки. Он написал книгу по этике, обращенную к своему сыну Никомаху. В этой «Никомаховой этике» Аристотель, в частности, предостерегал: «Что касается разработки нашего предмета, то, пожалуй, будет достаточным, если мы достигнем той степени ясности, которую допускает сам этот предмет. Ибо не во всех выводах следует искать одну и ту же степень точности, подобно как и не во всех созданиях человеческой руки. В том, что касается понятий морального совершенства и справедливости... царят столь далеко простирающиеся разногласия и неустойчивость суждений, что появилась даже точка зрения, будто своим существованием они обязаны только соглашению, а не природе вещей... Нужно поэтому удовлетвориться, если, обсуждая такие предметы и опираясь на такие посылки, удастся указать истину только приблизительно и в общих чертах... ибо особенность образованного человека в том, чтобы желать в каждой области точности в той мере, в какой этого позволяет природа предмета».
Разногласия и неустойчивость мнений в вопросах добра и зла, морально хорошего и морально предосудительного склоняют нередко к мысли, что никакое научное исследование нашей моральной жизни вообще невозможно. Общим местом многих направлений современной философии стало утверждение, что этика вообще не есть наука -- даже самая неточная -- и никогда не сумеет стать ею. В чем же причина этой безысходности в обсуждении проблем этики? Она в том, как говорил один из представителей лингвистической философии Л. Витгенштейн (Австрия--Англия), что язык, на котором мы говорим о моральном добре и долге, совершенно отличен от разговорного и научного языка. «Наши слова, как они используются нами в науке, -- это исключительно сосуды, способные вмещать и переносить значение и смысл, естественные значение и смысл. Этика, если она вообще чем-то является, сверхъестественна...». Мысль Витгенштейна проста. Для рассуждений об этике, относящейся скорее всего к сверхъестественному, требуется особый язык, которого у нас нет. И если бы такой язык был все-таки изобретен, это привело бы к катастрофе: он оказался бы несовместимым с нашим обычным языком и от какого-то из этих двух языков нужно было бы отказаться. Заговорив о добре и долге, пришлось бы молчать обо всем остальном. Такова одна из линий защиты мнения о невозможности строгого обоснования науки о морали, противопоставляющего ее всем другим наукам.
Интересно отметить, что это мнение сравнительно недавнего происхождения, и оно явно противоречит многовековой традиции. Еще не так давно, а именно в конце XVII в., столь же распространенным было прямо противоположное убеждение. Наиболее яркое выражение оно нашло в философии Б. Спинозы. Он был уверен в том, что в этике достижима самая высокая мера точности и строгости, и предпринял грандиозную попытку построить этику по образцу геометрии. Современник Спинозы английский философ Д. Локк тоже не сомневался в возможности научной этики, столь же очевидной и точной, как и математика. Он полагал, кроме того, что, несмотря на работы «несравненного мистера Ньютона», физика и вообще вся естественная наука невозможна. Впрочем, отстаивая возможность строгой и точной этики, Спиноза и Локк не были оригинальны. Они только поддерживали и продолжали старую философскую традицию, у истоков которой стояли Сократ и Платон. Конечно же, никакой реальной альтернативы здесь нет. Вопрос не стоит так, что либо этика без естествознания, либо естествознание без этики. Возможна научная трактовка как природы, так и морали. Одно никоим образом не исключает другого.
И это касается не только добра
и долга в сфере морали, но и
всех других ценностей и норм, в
какой бы области они ни встречались.
Несмотря на все своеобразие в
сравнении с объектами, изучаемыми
естественными науками, оценки и
нормы вполне могут быть предметом
научного исследования, ведущего к
строгим и достаточно точным результатам.
«Строгим» и «точным» в том, разумеется,
смысле и в той мере, какие характерны
именно для этики и наук, говорящих,
подобно ей, о ценностях и долге.
Проблема возможности научной этики
и подобных ей наук имеет и важный
логический аспект. Можно ли о хорошем
и плохом, обязательном и запрещенном
рассуждать последовательно и
Могут ли два человека, рассуждающие
о хорошем и должном, противоречить
друг другу? Очевидно, да, и мы постоянно
сталкиваемся с таким несогласием
мнений. Однако строго аргументированный
ответ на этот вопрос предполагает
создание особой теории таких рассуждений.
Доказательство того, что можно быть
логичным и последовательным в суждениях
о добре и долге, требует построения
логической теории умозаключений с
такими суждениями. Эта теория, включающая
логику оценок и логику норм, сформировалась
сравнительно недавно. Многие ее проблемы
еще недостаточно ясны, ряд важных
ее результатов вызывает споры. Но ясно,
что она уже не просто абстрактно
возможна, а реально существует и
показывает, что рассуждения о
ценностях и нормах не выходят
за сферу «логического» и могут
успешно анализироваться и
Логика оценок исследует
разнообразные оценки, формулируемые
с помощью абсолютных понятий
«хорошо», «плохо», «безразлично»
и сравнительных понятий «
У всего есть свои достоинства и
свои недостатки. Если, допустим, здоровье
и нездоровье рассматривать с
разных сторон, то каждое из этих состояний
окажется в чем-то плохим. И когда
говорится, что они не могут быть
вместе хорошими или вместе плохими,
имеется в виду: в одном и
том же отношении. Логика оценок никоим
образом не утверждает, что если,
к примеру, искренность является
хорошей в каком-то отношении, то
неискренность не может быть хорошей
ни в каком другом отношении. Проявить
неискренность у постели
Принципиальным является то, что
логика устанавливает критерии «разумности»
системы оценок. Включение в число
таких критериев требования непротиворечивости
прямо связано со свойствами человеческого
действия. Задача оценочного рассуждения
-- предоставить разумные основания
для деятельности. Противоречивое состояние
не может быть реализовано. Соответственно
рассуждение, предлагающее выполнить
невозможное действие, не может считаться
разумным. Противоречивая оценка, выступающая
в этом рассуждении и рекомендующая
такое действие, также не может
считаться разумной. Из законов, касающихся
сравнительных оценок, можно упомянуть
такие принципы: «Ничто не может
быть лучше или хуже самого себя»,
«Одно лучше второго только в
том случае, когда второе хуже первого»,
«Равноценны каждые два объекта,
которые не лучше и не хуже друг
друга». Эти законы являются, конечно,
самоочевидными. Они ничего не говорят
об оцениваемых объектах или их свойствах,
в них не содержится никакого «предметного»
содержания. Задача таких законов --
раскрыть смыслы слов «лучше», «хуже»
и «равноценно», указать правила,
которым подчиняется их употребление.
Хорошим примером положения логики
оценок, вызывающего постоянные споры,
является так называемый принцип
переходности: «Если первое лучше
второго, а второе лучше третьего,
то первое лучше третьего», и аналогично
для «хуже». Допустим, что человеку
был предложен выбор между
сокращением рабочего дня и повышением
зарплаты, и он предпочел первое.
Затем ему предложили выбирать между
повышением зарплаты и увеличением
отпуска, и он избрал повышение зарплаты.
Означает ли это, что, сталкиваясь затем
с необходимостью выбора между сокращением
рабочего дня и увеличением отпуска,
этот человек выберет в силу законов
логики, так сказать, автоматически,
сокращение рабочего дня? Будет ли он
противоречить себе, если выберет
в последнем случае увеличение отпуска?
Ответ здесь не очевиден. На этом
основании принцип переходности
нередко не относят к законам
логики оценок. Однако отказ от него
имеет и не совсем приемлемые следствия.
Человек, который не соблюдает в
своих рассуждениях данный принцип,
лишается возможности выбрать наиболее
ценную из тех вещей, которые не считаются
им равноценными. Допустим, что он предпочитает
банан апельсину, апельсин яблоку и
вместе с тем предпочитает яблоко
банану. В этом случае, какую бы из
трех" данных вещей он ни выбрал,
всегда останется вещь, которую предпочитает
он сам. Если предположить, что разумный
выбор -- это выбор, дающий наиболее
ценную вещь, то соблюдение принципа переходности
окажется необходимым условием разумности
выбора. В числе законов логики
норм -- положения, что никакое действие
не может быть одновременно и обязательным,
и запрещенным, что безразличное
не является ни обязательным, ни запрещенным
и т.п. Одна из групп законов касается
связей между основными нормативными
понятиями. Эти законы, в частности,
говорят: «Действие обязательно
только в том случае, если запрещено
воздерживаться от него», «Действие
разрешено, когда оно не запрещено»,
«От запрещенного обязательно воздерживаться»
и т.д. Очевидность этих положений
становится особенно наглядной, когда
они переформулируются в