Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 19:44, практическая работа
В данном примере нарушен принцип непротиворечия. С одной стороны брат одурачил Рэймонда, поскольку тот ждал розыгрыша, но так и не дождался. Но с другой стороны Эмиль так его и не разыграл – здесь можно указать на нарушение принципа достаточного основания: что Эмиль имел ввиду под розыгрышем?
Основные принципы логического мышления 3
Понятие 4
Определение 7
Суждение 8
Умозаключение 12
Теория множеств и статистические задачи 16
Аргументация и полемика 18
Список литературы 21
В – вступающие в брак достигли брачного возраста,
С – брак может быть заключен.
Не дедуктивное
умозаключение. Второй вероятностный
модус.
ж) (АvВ) С, В D, ┐D (АvВ) С, ┐В А С, С
Недедуктивное умозаключение. 1-ый вероятностный модус.
, где А – вплавь обогнуть гору
В – перебраться через гору
С – попасть в поселок
D – потратить много времени
з) (А^В) С, В^┐С
,где А – бортовой компьютер орбитальной станции работает без помех,
В – космонавты выйдут в открытый космос,
С – выполнить намеченную программу будет нетрудно.
Не дедуктивное
умозаключение. Второй вероятностный
модус.
6. Определите фигуру и правильность следующих силлогизмов:
а) Р – М М – те, кто дышит жабрами
S М Р – рыбы
S Р S – кит
II – ая
фигура. Силлогизм верен.
б) М – Р М – электрон
М – S Р – то, что имеет отрицательный заряд
S – P S – элементарная частица
III – яя
фигура. Силлогизм верен.
в) М – Р М – я
S М Р – студент СФ МИЭП
S Р S – ты
I – ая
фигура. Силлогизм неверен, т. к. по второму
правилу второй фигуры меньшая посылка
должна быть утвердительным суждением.
г) М – Р М – слесарь
М – S Р – распространенная профессия
S – P S – тот кто зашел сутра
III – яя
фигура. Силлогизм не верен, т.к.: по второму
правилу третьей фигуры заключение должно
быть частным суждением, что в данном силлогизме
не наблюдается.
д) М Р М – жители нашей деревни
S М Р – те, кто владеет английским языком
S – P S – жители Москвы
I
– ая фигура. Силлогизм неверен, т. к. по
второму правилу второй фигуры меньшая
посылка должна быть утвердительным суждением.
7. Восстановите следующие энтимемы, укажите фигуру, определите правильность построения полученных силлогизмов.
а) М Р М – французы
S М Р – те, кто любит пудинг
S – Р S – англичане
I – ая фигура. Силлогизм неверен, т. к. по второму правилу второй фигуры меньшая посылка должна быть утвердительным суждением.
б) М Р М – киты
S – М Р – рыбы
S Р S – дельфины
I– ая фигура.
Силлогизм верен.
в) Р – М М – те, кого боятся дети
S М Р – дантисты
S Р S – императоры
II – ая
фигура. Силлогизм верен.
г) М – Р М – болеющий человек
S –М Р – неважно выглядит
S – Р S – Сидоров
I– ая фигура.
Силлогизм верен.
д)
Данных посылок недостаточно для
создания силлогизма.
8.
Проверьте с помощью
(А
а | в | с | (В |
А |
(А |
(А |
(А |
(А ((А |
И | И | И | И | И | И | И | И | И |
И | И | Л | Л | Л | И | Л | Л | И |
И | Л | И | И | И | Л | И | И | И |
Л | И | И | И | И | И | И | И | И |
И | Л | Л | И | И | Л | Л | И | И |
Л | И | Л | Л | И | И | И | И | И |
Л | Л | И | И | И | И | И | И | И |
Л | Л | Л | И | И | И | И | И | И |
ТЕМА
6. ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ
ЗАДАЧИ
1. Опишите
формулой классической логики
выделенные множества в
а)
┐А
┐В
б)
(А^С) v (B^С)
в)
С ^ ┐А^┐В
г)
С ^ (А^В) ^ ┐А^┐В
2. Используя схемы кругов Эйлера, докажите следующие законы логики:
а) ┐(АvВ) ≡ ┐А^┐В
б) А v (В ^ С) ≡ (АvВ) ^ (АvС)
3. Используя схемы кругов Эйлера и законны логики, решите задачу:
А – учащиеся, не катавшиеся на лыжах (42%)
В – учащиеся, не летавшие на самолете (58%)
С – на лыжах катались
и на самолете летали (29%)
Вывод:
В глаза бросается нарушение принципа
исключенного третьего. Заметим, что первоначально
деление произведено всех учащихся сразу
на не летавших на самолетах и не катавшихся
на лыжах, третьего – не дано, иначе
пришлось одновременно выделять другую
группу. А поскольку все учащиеся уже разделены,
то и 29% группы летавших и катавшихся –
не возможно выделить.
ТЕМА
7. АРГУМЕНТАЦИЯ И ПОЛЕМИКА
1.
Проанализируйте следующие
а) Тезис: Иванов не совершал кражи.
Аргументы: кража есть хищение личного имущества. Иванов унес компьютер из своего учреждения.
Форма основания: демонстрация.
Демонстрация: неполное индуктивное умозаключение.
Ошибка:
недостаточность аргументов. «Иванов
унес … из своего учреждения». Что
значит своего? Если он директор или учредитель
учреждения, то он имеет право унести компьютер,
и это не будет хищением. В противном случае
кража будет налицо, поскольку имущество
организации является собственностью
учредителя (то есть это личное имущество).
б) Тезис: Я – ненормальный.
Аргумент: Собака рычит, когда сердится, и виляет хвостом, когда радуется. Она как мы условимся нормальная. Я ворчу, когда мне приятно, и виляю хвостом, когда злюсь.
Форма основания: доказательство.
Демонстрация: умозаключение по аналогии.
Ошибка
в аргументах. Кот сам установил
«условие нормальности» и, как мы
видим, ложное. У собак и у котов разные
реакции на описываемые действия, поэтому
тезис считаем необоснованным.
в) Тезис: Лекарства нужно принимать как можно больше.
Аргументы: лекарство, принимаемое больными – есть добро. Чем больше добра – тем лучше.
Форма основания: доказательство.
Демонстрация: силлогизм.
Ошибка
в выборе аргументов. Добро подразумевается
под разными формами. Лекарство лечит
– и это добро для организма. Но что бы
было больше добра существенного, нет
необходимости есть больше таблеток, поскольку
это принесет вред.
г) Тезис: Я – папа римский.
Аргументы: пусть 2+2=5, вычтем из обеих частей 2, получим 2=3, переставим правую и левую части: 3=2, вычтем из каждой части по единице: 2=1. Папа римский и я – нас двое. Так как 2=1, то папа римский и я – одно лицо.