Понятие как логическая форма мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:24, реферат

Описание

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)
Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.

Содержание

1. Введение.
2. Общая характеристика понятий.
2.1 Логические приёмы образования понятий.
2.2 Понятие и слово.
3. Содержание и объём понятий.
3.1 Логика содержания.
4. Виды понятий.
5. Отношение между понятиями.
5.1 Совместимые понятия.
5.2 Несовместимые понятия.
6. Обобщение и ограничение понятий.
7. Определение понятий.
7.1 Виды определения.
7.2 Правила определения.
8. Деление понятий.
8.1 Сущность деления.
8.2 Виды деления.
8.3 Классификация.
8.4 Операции с классами.
9. Вывод.

Работа состоит из  1 файл

Реферат логика4.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

             При обращении с объемами понятий возможна следующая ошибка: части предмета могут полагаться частями объёма. Получается сколько у предмета частей, таков и его объем. Но части предмета — это не экземпляры, не категории и разновидности предмета. Плавник не есть разновид­ность рыбы, потому объемы этих двух понятий не соприкасаются.

 

 

 

3.1  Логика содержания.

 

Формальная логика.

Это логика объемов, она сосредоточивает свое внимание на экстенсиональной стороне мышления. Для нее мышление — это всякого рода операции с объемами понятий и суждений. От их содержания она отвлекается. Потому-то она и формальна. Она ищет способы определения истинности высказываний, основываясь только на отношениях объемов (или, как говорят, только в экстенсио­нальном контексте).

Отсюда следует, что должна существовать и логика содержания, кото­рая сосредоточивалась бы на интенсиональной стороне мышления, на содержании понятий и суждений и на взаимодействии этих содержаний. Логика со­держания должна идти в русле теории познания, выяснять, как внешний мир правильно отражается в мышлении,  

                      

Пустые объемы.

Иногда говорят, что объемы тех или иных понятий являются пустыми. Объем (класс), согласно распространенной точке зре­ния, может быть пустым в двух случаях:

- когда предметы, отраженные в понятии, противоречат физической возможности. Это либо вещи вроде вечного двигателя, либо порождения фантазии (кентавры, русалки и т. п.).

- когда речь идет о само противоречивых понятий. И те, и другие понятия, говорят, имеют свое содержание, но объемы их пусты. Эти понятия называют еще ложными.

 

Онтологическая модальность понятий.

Существует понятие модаль­ности. Модальность - способ существова­ния какого-либо объекта или протекания какого-либо процесса (онтоло­гическая модальность) или же способ понимания, суждения об объекте, явлении или событии (гносеологическая или логическая модальность).

 

Логическое существование — это существование вообще, в самом ши­роком смысле слова существование, безотносительно, каким способом и в качестве чего.

Эти виды существования пере­крещиваются, и мы можем наметить основные виды (классы) существо­вания вещей:

• чувственно-объективное – это вещи, которые нами ощу­щаются и которые физически реальны. Таковы предметы, которые мы видим вокруг себя солнце, облака, деревья, другие люди и т. д.

• чувственно-субъективное - это наше настроения, мысли, фантазии, мечты, образы и т.п.;

• скрыто-объективное - это то, что есть физически, но что не дано нам в ощущениях непосредственно, прежде всего, физический и биологичес­кий микромир, иные планеты и космические миры;

• скрыто-субъективное - это то, что называют бессознательным содер­жанием нашей психики, различные комплексы и установки.

Объем того или иного понятия существует лишь в каком-то из этих четырех классов. Будучи перенесенным, не в свой класс, он оказывается пустым, т. е. его элементы лишаются такого признака, как существование.

 

           Сделаем вывод — абсолютно пустых объемов нет. Пустота объема относительна. Тот или иной объем может быть пустым, лишь с точки зрения принимающей  какой-либо класс существования за единственный и игнорирующий все остальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.       Виды понятий.

 

Понятия принято делить на следующие виды:

a)      Понятия единичные и общие:

В зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (напри­мер, «столица», «писатель», «федерация»).

Общие понятия могут быть регистрирующими и не регистрирую­щими. Регистрирующими называются понятия, в которых множест­во мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе).

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен­тов, называется не регистрирующим. Множество мыслимых в них элементов не под­дается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошед­шего, настоящего и будущего. Не регистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

 

b)      Понятия собирательные и не собирательные.

Поня­тия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элемен­тов, составляющих единое целое, называются собирательными. На­пример, «коллектив», «полк», «созвездие». Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому от­дельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Соби­рательные понятия могут быть общими (коллектив, созвездие) и единичными (коллектив нашего института, созвездие Большой Медведицы).

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется не собирательным.

Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же вы­сказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое упот­ребление понятия называется собирательным.

 

c)      Понятия конкретные и абстрактные.

В зависимости оттого, что они отражают: предмет (класс предметов) или его при­знак (отношение между предметами).

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предме­тов как нечто самостоятельно существующее, называется конкрет­ным.

Понятие, в котором мыслится признак предмета или отноше­ние между предметами, называется абстрактным.

Различие между конкретными и абстрактными понятиями осно­вано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.

Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли.

Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие посредник - общее, конкрет­ное; понятие посредничество - общее, абстрактное).

 

d)     Понятия положительные и отрицательные.

          В зависи­мости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.

Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так,  понятия:  грамотный и порядок,  являются положительными, а понятия не­грамотный и беспорядок -  отрицательными.

 

e)      Понятия безотносительные и соотносительные.

В зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия  студент,  государство.

Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например:  родители  (по отношению к понятию  дети) или  начальник (подчиненный).

 

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, значит, дать ему логическую характеристику.   Логическая  характеристика понятий помогает уточнить их содер­жание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.       Отношения между понятиями

Рассматривая отношения между понятиями, следует, прежде всего, различать понятия сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые призна­ки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом  (например: пресса и телевидение — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации).

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих при­знаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно (например:  квадрат  и общественное порицание).

Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом.

Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.

 

5.1  Совместимые понятия

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет при­знаков, исключающих совпадение их объемов.

 

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

 

Существуют три вида отношений совместимости:

a)     равнозначные

В отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнозначности находятся, например, понятия  “геометрическая фигура с тремя равными углами”  и  “геометрическая фигура с тремя равными сторонами “. Эти понятия отражают один предмет мысли: равно­угольный (равносторонний) треугольник, их объемы полностью совпадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них  содержит разные признаки треугольника.                                                                                    

Так, отношение между двумя равнообъемными понятиями долж­но быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов  А  и  В на рис. 1

       b)   пересечение (перекрещивание)

В отношении пересечения (перекрещивания) находятся поня­тия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть схемы) мыслятся те юристы, которые являются преподавателями, а в не совместившейся части круга А - юристы, не являющиеся пре­подавателями, в не совместившейся части круга В — преподаватели, не являющиеся юристами.

В отношении пересечения находятся понятия юрист (А) и преподаватель (В): некоторые юристы являются преподавателя­ми (как некоторые преподаватели - юристами). С помощью круго­вых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов на рис. 2

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

                             рис. 1                                             рис. 2

 

       с)   подчинение (субординация).

В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, состав­ляя его часть.

 

В таком отношении находятся, например, понятия  суд  (А) и  городской суд  (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия, кроме городских существуют и другие виды судов — крае­вые, областные, районные и т.д. Понятие «городской суд» полнос­тью входит в объем понятия  суд на  рис. 3

Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим (А), понятие, имеющее мень­ший объем и составляющее часть объема другого понятия - подчи­ненным (В).

Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное - видом. Так, понятие «городской суд» будет видом по отношению к понятию «суд».

Понятие может быть одновременно видом (по отношению к более общему понятию) и родом (по отношению к понятию менее общему). Например: понятие «лишение свободы на определенный срок» (В) — это род по отношению к понятию «лишение свободы на пять лет» (С) и в то же время вид по отношению к понятию «уголов­ное наказание» (А). Отношение между тремя подчиненными друг другу понятиями изображено на рис. 4

Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее), понятие яв­ляется видом, а единичное (подчиненное) является индивидом. В таком от­ношении будут, находится, например, понятия «адвокат» и «Ф.Н. Плевако».

Информация о работе Понятие как логическая форма мышления