Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:24, реферат
Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)
Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.
1. Введение.
2. Общая характеристика понятий.
2.1 Логические приёмы образования понятий.
2.2 Понятие и слово.
3. Содержание и объём понятий.
3.1 Логика содержания.
4. Виды понятий.
5. Отношение между понятиями.
5.1 Совместимые понятия.
5.2 Несовместимые понятия.
6. Обобщение и ограничение понятий.
7. Определение понятий.
7.1 Виды определения.
7.2 Правила определения.
8. Деление понятий.
8.1 Сущность деления.
8.2 Виды деления.
8.3 Классификация.
8.4 Операции с классами.
9. Вывод.
При обращении с объемами понятий возможна следующая ошибка: части предмета могут полагаться частями объёма. Получается сколько у предмета частей, таков и его объем. Но части предмета — это не экземпляры, не категории и разновидности предмета. Плавник не есть разновидность рыбы, потому объемы этих двух понятий не соприкасаются.
3.1 Логика содержания.
Формальная логика.
Это логика объемов, она сосредоточивает свое внимание на экстенсиональной стороне мышления. Для нее мышление — это всякого рода операции с объемами понятий и суждений. От их содержания она отвлекается. Потому-то она и формальна. Она ищет способы определения истинности высказываний, основываясь только на отношениях объемов (или, как говорят, только в экстенсиональном контексте).
Отсюда следует, что должна существовать и логика содержания, которая сосредоточивалась бы на интенсиональной стороне мышления, на содержании понятий и суждений и на взаимодействии этих содержаний. Логика содержания должна идти в русле теории познания, выяснять, как внешний мир правильно отражается в мышлении,
Пустые объемы.
Иногда говорят, что объемы тех или иных понятий являются пустыми. Объем (класс), согласно распространенной точке зрения, может быть пустым в двух случаях:
- когда предметы, отраженные в понятии, противоречат физической возможности. Это либо вещи вроде вечного двигателя, либо порождения фантазии (кентавры, русалки и т. п.).
- когда речь идет о само противоречивых понятий. И те, и другие понятия, говорят, имеют свое содержание, но объемы их пусты. Эти понятия называют еще ложными.
Онтологическая модальность понятий.
Существует понятие модальности. Модальность - способ существования какого-либо объекта или протекания какого-либо процесса (онтологическая модальность) или же способ понимания, суждения об объекте, явлении или событии (гносеологическая или логическая модальность).
Логическое существование — это существование вообще, в самом широком смысле слова существование, безотносительно, каким способом и в качестве чего.
Эти виды существования перекрещиваются, и мы можем наметить основные виды (классы) существования вещей:
• чувственно-объективное – это вещи, которые нами ощущаются и которые физически реальны. Таковы предметы, которые мы видим вокруг себя солнце, облака, деревья, другие люди и т. д.
• чувственно-субъективное - это наше настроения, мысли, фантазии, мечты, образы и т.п.;
• скрыто-объективное - это то, что есть физически, но что не дано нам в ощущениях непосредственно, прежде всего, физический и биологический микромир, иные планеты и космические миры;
• скрыто-субъективное - это то, что называют бессознательным содержанием нашей психики, различные комплексы и установки.
Объем того или иного понятия существует лишь в каком-то из этих четырех классов. Будучи перенесенным, не в свой класс, он оказывается пустым, т. е. его элементы лишаются такого признака, как существование.
Сделаем вывод — абсолютно пустых объемов нет. Пустота объема относительна. Тот или иной объем может быть пустым, лишь с точки зрения принимающей какой-либо класс существования за единственный и игнорирующий все остальные.
4. Виды понятий.
Понятия принято делить на следующие виды:
a) Понятия единичные и общие:
В зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «федерация»).
Общие понятия могут быть регистрирующими и не регистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе).
Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов, называется не регистрирующим. Множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошедшего, настоящего и будущего. Не регистрирующие понятия имеют бесконечный объем.
b) Понятия собирательные и не собирательные.
Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Например, «коллектив», «полк», «созвездие». Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Собирательные понятия могут быть общими (коллектив, созвездие) и единичными (коллектив нашего института, созвездие Большой Медведицы).
Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется не собирательным.
Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным.
c) Понятия конкретные и абстрактные.
В зависимости оттого, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами).
Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным.
Понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.
Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.
Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли.
Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие посредник - общее, конкретное; понятие посредничество - общее, абстрактное).
d) Понятия положительные и отрицательные.
В зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.
Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.
Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так, понятия: грамотный и порядок, являются положительными, а понятия неграмотный и беспорядок - отрицательными.
e) Понятия безотносительные и соотносительные.
В зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.
Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия студент, государство.
Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например: родители (по отношению к понятию дети) или начальник (подчиненный).
Определить, к какому виду относится то или иное понятие, значит, дать ему логическую характеристику. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.
5. Отношения между понятиями
Рассматривая отношения между понятиями, следует, прежде всего, различать понятия сравнимые и несравнимые.
Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом (например: пресса и телевидение — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации).
Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно (например: квадрат и общественное порицание).
Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом.
Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.
5.1 Совместимые понятия
Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов.
Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.
Существуют три вида отношений совместимости:
a) равнозначные
В отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнозначности находятся, например, понятия “геометрическая фигура с тремя равными углами” и “геометрическая фигура с тремя равными сторонами “. Эти понятия отражают один предмет мысли: равноугольный (равносторонний) треугольник, их объемы полностью совпадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них содержит разные признаки треугольника.
Так, отношение между двумя равнообъемными понятиями должно быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов А и В на рис. 1
b) пересечение (перекрещивание)
В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.
В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть схемы) мыслятся те юристы, которые являются преподавателями, а в не совместившейся части круга А - юристы, не являющиеся преподавателями, в не совместившейся части круга В — преподаватели, не являющиеся юристами.
В отношении пересечения находятся понятия юрист (А) и преподаватель (В): некоторые юристы являются преподавателями (как некоторые преподаватели - юристами). С помощью круговых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов на рис. 2
рис. 1
с) подчинение (субординация).
В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.
В таком отношении находятся, например, понятия суд (А) и городской суд (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия, кроме городских существуют и другие виды судов — краевые, областные, районные и т.д. Понятие «городской суд» полностью входит в объем понятия суд на рис. 3
Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим (А), понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия - подчиненным (В).
Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное - видом. Так, понятие «городской суд» будет видом по отношению к понятию «суд».
Понятие может быть одновременно видом (по отношению к более общему понятию) и родом (по отношению к понятию менее общему). Например: понятие «лишение свободы на определенный срок» (В) — это род по отношению к понятию «лишение свободы на пять лет» (С) и в то же время вид по отношению к понятию «уголовное наказание» (А). Отношение между тремя подчиненными друг другу понятиями изображено на рис. 4
Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее), понятие является видом, а единичное (подчиненное) является индивидом. В таком отношении будут, находится, например, понятия «адвокат» и «Ф.Н. Плевако».