Понятие как логическая форма мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:24, реферат

Описание

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)
Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.

Содержание

1. Введение.
2. Общая характеристика понятий.
2.1 Логические приёмы образования понятий.
2.2 Понятие и слово.
3. Содержание и объём понятий.
3.1 Логика содержания.
4. Виды понятий.
5. Отношение между понятиями.
5.1 Совместимые понятия.
5.2 Несовместимые понятия.
6. Обобщение и ограничение понятий.
7. Определение понятий.
7.1 Виды определения.
7.2 Правила определения.
8. Деление понятий.
8.1 Сущность деления.
8.2 Виды деления.
8.3 Классификация.
8.4 Операции с классами.
9. Вывод.

Работа состоит из  1 файл

Реферат логика4.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

Если при определении мы прибегаем к другому понятию, кото­рое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг. Например, вращение определя­ется как движение вокруг оси, а ось - как прямая, вокруг которой происходит вращение'.

Разновидностью круга в определении является тавтология - ошибочное определение, в котором определяющее понятие повто­ряет определяемое. Например, идеалист — человек идеалистичес­ких убеждений.

Такие ошибочные определения называют (то же через, то же самое). Эти и им подобные определе­ния не раскрывают содержания понятия. Если мы не знаем, что такое идеалист, то указание на то, что это человек идеалистических убеждений, ничего не прибавит к нашим знаниям.

Тавтология, как это видно из приведенных примеров, отличается от круга в определении меньшей сложностью построения. Опреде­ляющее понятие является повторением определяемого.

 

c.      Определение должно быть ясным.

Оно должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке, называемой определением неизвестного через неизвестное, или оп­ределением x через y.

Правило ясности предостерегает от подмены определения мета­форами, сравнениями и т.д., которые, хотя и помогают составить представление о предмете, однако не раскрывают его существенных признаков.

 

d.     Определение не должно быть отрицательным.

Отрицательное определение не раскрывает определяемого поня­тия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является.

Таково, например, определение «Сравнение — не доказа­тельство». Однако на определение отрицательных понятий это пра­вило не распространяется. «Безбожник — это человек, не признаю­щий существования бога», «Бесхозное имущество — имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен» — примеры правильных определений.

 

8.       деление понятий.

При изучении какого-либо понятия нередко встает задача рас­крыть его объем, т.е. распределить предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называ­ется  делением.

 

8.1                                                                                                             Сущность деления

В операции деления следует различать делимое понятие - объем, которого следует раскрыть, члены деления - соподчиненные виды, на которые делится понятие, (они представляют собой резуль­тат деления), и основание деления - признак, по которому произво­дится деление.

Логическая операция деления может быть представ­лена схемой, где А - делимое понятие, В, С, D  - члены деления, рис. 8

Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого                              понятия, распределяются по группам.                                              

Делимое по­нятие рассматривается при этом как родовое, и его объем разделяет­ся на соподчиненные виды.

Операция деления позволяет правильно распределить предметы по группам, изучить их, а, следовательно, глубже познать весь класс в целом.                                                                       

                                                                                       

 

8.2  Виды деления

Различают деление:

1) Деление по видоизменению признака.

Основанием деления яв­ляется признак, при изменении которого образуются видовые поня­тия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например, государства в зависимости от формы государственного устройства делятся на унитарные и федеративные.

Основанием деления могут быть различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач. Вместе с тем к основанию деления должны предъявляться некоторые требования, важнейшее из которых — объективность ос­нования.

Не следует, например, делить книги или кинофильмы на интересные и неинтересные. Такое деление субъективно: одна и та же книга (кинофильм) может быть интересна для одного человека и неинтересна для другого.

 

 

 

 

 

 

Правила деления

В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре пра­вила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

 

1. Деление должно быть соразмерным.

Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия.

Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т.е. понятия, не являющиеся видами данного рода.

            2. Деление должно производиться только по одному основанию.

          В процессе деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком.

            3. Члены деления должны исключать друг друга.

Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно основание, то члены деления - видовые понятия - будут находить­ся в отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере.

  4. Деление должно быть непрерывным.

В процессе деления родового понятия нужно переходить к бли­жайшим видам, не пропуская их. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на виды другого порядка, такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении.

 

2)  Дихотомическое деление

Дихотомическое деление, или дихотомия, представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Если А - дделимое понятие, то членами деления будут два понятия: В и не-В. Например, все современные государства можно разделить на демо­кратические и недемократические, всех граждан - на совершеннолетних и несовершеннолетних рис. 9

Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении. В этом случае дихотомическое деление может быть представлено вот так, рис. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            рис. 9                                               рис.10

 

 

По сравнению с делением по видоизменению признака дихото­мическое деление имеет ряд преимуществ. В дихотомии не надо перечислять все виды делимого рода: мы выделяем один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включаются все дру­гие виды.

Членами дихотомического деления являются два противо­речащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого понятия. Члены дихотомического деления всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться толь­ко в одном из противоречащих понятий.

Вместе с тем этот вид деления имеет недостатки. Во-первых, объем отрицательного понятия оказывается слишком широким по объему и неопределенным. Во-вторых, строгим и последовательным является, по существу, лишь деление на два первых противоречащих понятия; при дальнейшем делении эта строгость и последовательность нару­шаются. Поэтому дихотомическое деление обычно сводится к деле­нию первого понятия.

Рефлексы делят на условные и безусловные, человеческие общества — на классовые и бесклассовые, обществен­но опасные деяния - на действия и бездействия.

 

Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится только по одному основанию - в зависимости от наличия или отсутствия у предметов некоторого признака.

 

 

8.3  Классификация

Особым видом деления является классификация, представляющая собой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.

Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, класси­фикация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т.п.

Такова, например, классификация животных в биологии, охваты­вающая до 1,5 млн. различных видов животных, или растений в ботанике, включающая 500 тыс. видов растений. Классификация дает возможность рассмотреть это многообразие в определенной системе, выделить интересующие нас виды растений или животных.

Вместе с тем всякая классификация относительна. Многие явле­ния природы и общественной жизни не могут быть отнесены безого­ворочно к какой-либо определенной группе явлений.

Например, семью как общественно-историческое явление нельзя целиком отне­сти к какой-либо одной области социальной жизни, семья характе­ризуется как материальными, так и духовными процессами.

Кроме того, с развитием знаний классификация, как правило, изменяется, дополняется, иногда заменяется новой, более точной. Поэтому ни к одной классификации нельзя подходить как к завершенной. Необходимо учитывать, что и сама действительность, и знания о ней нахо­дятся в непрерывном процессе изменения и развития.

 

 

 

 

8.4  Операции с классами

  При помощи логических операций из двух или нескольких клас­сов могут быть образованы новые классы.

Операция объединения классов сложение состоит в объедине­нии двух или нескольких классов в один класс, состоящий из всех элементов, входящих в слагаемые классы.

Операция вычитания классов дает класс, состоящий из элемен­тов, исключающих элементы вычитаемых классов.

Операция пересечения классов умножение состоит в отыскании элементов, общих для двух или нескольких классов (множеств).

Образование дополнения  отрицание  состоит, таким образом, в  образование нового множества путем исключения данного множества из универсального класса, в который оно входит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вывод:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Понятие как логическая форма мышления