Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 20:21, реферат
Логика — абстрактная наука. В ней нет экспериментов, нет даже фактов в обычном смысле этого слова. Строя свои системы, логика исходит в конечном счете из анализа реального мышления. Но результаты этого анализа носят синтетический, нерасчлененный характер. Они не являются констатациями каких-либо отдельных процессов или событий, которые должна была бы объяснить теория. Такой анализ нельзя, очевидно, назвать наблюдением: наблюдается всегда конкретное явление.
Введение
«Парадокс — это всегда полуправда и это лучшее, чего мы можем достичь, потому что абсолютных правд не существует».
Оскар
Уайльд
Известно,
что сформулировать проблему часто
важнее и труднее, чем решить ее.
«В науке, — писал английский химик
Ф. Содди, — задача, надлежащим образом
поставленная, более чем наполовину решена.
Процесс умственной подготовки, необходимый
для выяснения того, что существует определенная
задача, часто отнимает больше времени,
чем само решение задачи».
Формы,
в которых проявляется и осознается
проблемная ситуация, очень разнообразны.
Далеко не всегда она обнаруживает себя
в виде прямого вопроса, вставшего в самом
начале исследования. Мир проблем так
же сложен, как и порождающий их процесс
познания. Выявление проблем связано с
самой сутью творческого, мышления. Парадоксы
представляют собой наиболее интересный
случай неявных, безвопросных способов
постановки проблем. Парадоксы обычны
на ранних стадиях развития научных теорий,
когда делаются первые шаги в еще неизученной
области и нащупываются самые общие принципы
подхода к ней.
Особой
известностью пользуются парадоксы
в самых строгих и точных науках
— математике и логике. И это
не случайно.
Логика
— абстрактная наука. В ней
нет экспериментов, нет даже фактов
в обычном смысле этого слова. Строя
свои системы, логика исходит в конечном
счете из анализа реального мышления.
Но результаты этого анализа носят синтетический,
нерасчлененный характер. Они не являются
констатациями каких-либо отдельных процессов
или событий, которые должна была бы объяснить
теория. Такой анализ нельзя, очевидно,
назвать наблюдением: наблюдается всегда
конкретное явление.
Конструируя
новую теорию, ученый обычно отправляется
от фактов, от того, что можно наблюдать
в опыте. Как бы ни была свободна
его творческая фантазия, она должна
считаться с одним непременным обстоятельством:
теория имеет смысл только в том случае,
когда она согласуется с относящимися
к ней фактами. Теория, расходящаяся с
фактами и наблюдениями, является надуманной
и ценности не имеет.
Но
если в логике нет экспериментов, нет фактов
и нет самого наблюдения, то чем сдерживается
логическая фантазия? Какие если не факты,
то факторы принимаются во внимание при
создании новых логических теорий?
Расхождение
логической теории с практикой действительного
мышления нередко обнаруживается в форме
более или менее острого логического парадокса,
а иногда даже в форме логической антиномии,
говорящей о внутренней противоречивости
теории. Этим как раз объясняется то значение,
которое придается парадоксам в логике,
и то большое внимание, которым они в ней
пользуются.
Прежде
всего, наличие большого числа парадоксов
говорит о силе логики как науки,
а не о ее слабости, как это
может показаться. Обнаружение парадоксов
не случайно совпало с периодом наиболее
интенсивного развития современной логики
и наибольших ее успехов. Первые парадоксы
были открыты еще до возникновения логики
как особой науки. Многие парадоксы были
обнаружены в средние века. Позднее они
оказались, однако, забытыми и были вновь
открыты уже в нашем веке. Чутье на парадоксы
было отточено в средние века настолько,
что уже в то давнее время высказывались
определенные опасения по поводу самоприменимых
понятий.
Попытка
найти какой-то специфический принцип
логики, нарушение которого было бы
отличительной особенностью всех логических
парадоксов, ни к чему определенному не
привела. Несомненно, полезной была бы
какая-то классификация парадоксов, подразделяющая
их на типы и виды, группирующая одни парадоксы
и противопоставляющая их другим. Однако
и в этом деле ничего устойчивого не было
достигнуто.
Никакого
исчерпывающего перечня логических
парадоксов не существует, да он и невозможен.
Рассмотренные парадоксы - это только
часть из всех обнаруженных к настоящему
времени. Вполне вероятно, что в будущем
откроют и многие другие парадоксы, и даже
совершенно новые их типы. Само понятие
парадокса не является настолько определенным,
чтобы удалось составить список хотя бы
уже известных парадоксов. Всё-таки попытаюсь
привести самые распространённые типы
парадоксов.
Понятие
парадокса и логического
парадокса
В
широком смысле парадокс — это
по ложение, резко расходящееся с
общеприня тыми, устоявшимися, ортодоксальными
мнениями. «Общепризнанные мнения и
то, что считают делом давно
решенным, чаще всего заслуживают
исследования» (ГЛихтенберг). Парадокс
— начало такого исследования.
Парадокс
в более узком и специальном
значении — это два противоположных,
несовместимых утверждения, для
каждого из которых имеются кажущиеся
убедительными аргументы.
Термин
парадокс (от греч. неожиданный, странный)
— ситуация (высказывание, утверждение,
суждение или вывод), которая может существовать
в реальности, но не имеет логического
объяснения; это нечто необычное и удивительное,
то, что расходится с привычными ожиданиями,
здравым смыслом и жизненным опытом.
Парадокс
представляет собой неразрешимую ситуацию,
своего рода мыслительный тупик, «камень
преткновения» в логике: за всю
ее историю было предложено множество
разнообразных способов преодоления
и устранения парадоксов, однако ни
один из них до сих пор не является исчерпывающим,
окончательным и общепризнанным.
Для
парадокса характерны краткость
и законченность, приближающие его
к афоризму, подчеркнутая заостренность
формулировки, приближающая его к
игре слов, каламбуру и т. п., и
наконец необычность содержания, противоречащая
общепринятой трактовке данной проблемы,
которая затрагивается парадоксом. Отсюда
понятие парадоксальности приближается
к понятию оригинальности, смелости суждений
и т. д., самый же П. может быть и верен и
неверен в зависимости от содержания.
П. присущ не только художественной литературе,
он характерен и для политической, философской
и т. п. литературы.
В
парадоксе привычная истина рушится
на глазах и даже высмеивается. Например,
«Я слышал столько клеветы в Ваш
адрес, что у меня нет сомнений: Вы — прекрасный
человек!» (О. Уайльд), «Взаимное непонимание
— самая подходящая основа для брака»
(О. Уайльд).
В
художественной литературе парадокс играет
весьма различную роль и по употреблению
и по содержанию. С одной стороны, он выступает
в речи персонажей как одно из средств
интеллектуальной характеристики персонажа.
Таковы например парадоксы Рудина (в одноименном
романе Тургенева) в спорах с Пигасовым
(«Убеждение в том, что нет убеждений, есть
уже убеждение», «Отрицание теории есть
уже теория»), нужные Тургеневу для раскрытия
умственного превосходства Рудина над
окружающими. Аналогична при ином классовом
содержании насыщенность парадоксальной
речи лорда Генри в «Портрете Дориана
Грэя» О. Уайльда и т. д. С другой стороны,
парадокс является одним из моментов самой
системы повествования писателя, являясь
характерной чертой его стиля (т. е. уже
не связывается с речью персонажа, как
у Тургенева), как например у А. Франса,
Б. Шоу, О. Уайльда, Ницше и др. И в том и
в другом случае парадокс выступает как
одно из средств поэтического языка, определяясь
в своем содержании и использовании характером
данного творчества и — шире — классового
литературного стиля. Так, у О. Уайльда
мы встречаем поверхностный и эпатирующий
парадокс («Только поверхностный человек
не судит о людях не по внешности», «Этические
пристрастия в художнике — непростительная
манерность стиля», «Искренность мешает
искусству», «Лучший способ отделаться
от искушения — поддаться ему» и т. п.),
у А. Франса философско-иронический («Христианство
много сделало для любви, объявив ее грехом»),
у Б. Шоу — разоблачающий и т. д. и т. д. Приближаясь
к игре слов, парадокс наиболее сильно
культивируется авторами, тяготеющими
к художественной иронии. Есть попытки
перенести понятие парадокса в область
композиции, говоря о парадоксальных ситуациях
(например «Кентервилльское приведение»
О. Уайльда, где не привидение пугает людей,
а люди пугают привидение, дает парадоксальную
ситуацию). Однако такое расширительное
толкование парадокс лишает его всякой
определенности, поскольку здесь отпадают
все словесные особенности парадокса
как определенного словесного построения
(афористичность, краткость, игра слов
и т. д.) и заменяются чисто логической
формулировкой, не являющейся термином.
Логический
парадокс – это такая необычная и удивительная
ситуация, когда два противоречащих суждения
не только являются одновременно истинными
(что невозможно в силу логических законов
противоречия и исключенного третьего),
но еще и вытекают друг из друга, друг друга
обуславливают.
Логические
парадоксы представляют собой свидетельство
в пользу того, что логика, как, впрочем,
и любая другая наука, является не
завершенной, а постоянно развивающийся.
Все
существующие анализы логических парадоксов
показывают их практические недостатки:
что они бессмысленны, что они противоречивы
в самих себе по различным причинам и.т.далее.
Если мы устраним эти погрешности, то логические
парадоксы исчезнут. Такой подход, который
доступен не только философу но и любому
здравомыслящему человеку, не является
научным доказательством, хотя он является
первым шагом в этом направлении. Если
же причину существования этих практических
недостатков обьяснить с точки зрения
законов формальной логики, то это и будет
научным решением проблем логических
парадоксов.
Согласно мнению многих философов причина
существования этих практических недостатков
в логических парадоксах вызвана тем,
что формальная логика или наш язык не
совсем совершенны. По этой причине решение
проблем с логическими парадоксами было
перенесенно из области формальной логики
в область математической логики (например,
Расселл) и в область классических формальных
языков (например, А. Тарский). Но такой
подход совершенно не логичен, потому
что и математическая логика и формальные
классические языки основанны прежде
всего на формальной логике и , следовательно,
они унаследовали бы все недостатки формальной
логики, если бы последняя их имела бы.
Неспособность разрешить проблемы логических
парадоксов в пределах формальной логики
говорит о том, что философы не понимают
как работает формальная логика (другой
парадокс).
Некоторые
парадоксы (парадоксы «лжеца», «деревенского
парикмахера» и т.п.) также называют
антиномиями1, то есть рассуждениями,
в которых доказывается, что два высказывания,
отрицающие друг друга, вытекают одно
из другого. Считается, что антиномии представляют
собой наиболее резкую форму парадоксов.
Однако довольно часто термины «логический
парадокс» и «антиномия» рассматриваются
как синонимы.
Отдельной
группой парадоксов являются апории2
– рассуждения, которые показывают противоречия
между тем, что мы воспринимаем органами
чувств (видим, слышим, осязаем и т.п.), и
тем, что можно мысленно проанализировать
(противоречия между видимым и мыслимым).
Наиболее
известные апории выдвинул древнегреческий
философ Зенон Элейский3, который
утверждал, что движение, наблюдаемое
нами повсюду, невозможно сделать предметом
мысленного анализа. Одна из его известных
апорий называется «Ахиллес и черепаха».
Она говорит о том, что мы вполне можем
увидеть, как быстроногий Ахиллес догоняет
и перегоняет медленно ползущею черепаху;
однако мысленный анализ приводит нас
к необычному заключению, что Ахиллес
никогда не сможет догнать черепаху, хотя
он движется в 10 раз быстрее нее. Когда
он преодолеет расстояние до черепахи,
то она за это же время пройдет в 10 раз
меньше, а именно 1/10 часть того пути, который
прошел Ахиллес, и на эту 1/10 часть будет
впереди него. Когда Ахиллес пройдет эту
1/10 часть пути, то черепаха за это же время
пройдет в 10 раз меньшее расстояние, то
есть 1/100 часть пути, и на эту 1/100 часть
будет впереди Ахиллеса. Когда он пройдет
1/100 часть пути, разделяющую его и черепаху,
то она за это же время пройдет 1/1000 часть
пути, все равно оставаясь впереди Ахиллеса,
и так до бесконечности. Мы убеждаемся
в том, что глаза говорят нам одно, а мысль
– совершенно другое (видимое отрицается
мыслимым).
В логике было создано много способов разрешения и преодоления парадоксов. Однако ни один из них не является общепризнанным.
Примеры логического парадокса
Парадокс
"Лжеца"
Наиболее
известный логический парадокс –
это парадокс
«лжеца». Часто его называют «королем
логических парадоксов». Он был открыт
еще в Древней Греции. По преданию, философ
Диодор Кронос дал обет не принимать пищи
до тех пор, пока не разрешит этот парадокс
и умер от голода, так ничего и не добившись.
Имеются
варианты этого парадокса, или антиномии,
многие из которых являются только
по видимости парадоксальными.
В
простейшем варианте «Лжеца» человек
произносит всего одну фразу: «Я лгу».
Или говорит: «Высказывание, которое я
сейчас произношу, является ложным». Или:
«Это высказывание ложно».
Если
высказывание ложно, то говорящий сказал
правду, и значит, сказанное им не
является ложью. Если же высказывание
не является ложным, а говорящий утверждает,
что оно ложно, то это его высказывание
ложно. Оказывается, таким образом, что,
если говорящий лжет, он говорит правду,
и наоборот.
В
средние века распространенной была
такая формулировка: