Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 06:44, контрольная работа
Формирование и развитие логико-риторической культуры у студентов является важной составляющей гуманитарного образования. Умение точно определять предмет мысли, корректно формулировать вопрос или задание, ярко и доходчиво излагать суть дела, уметь общаться и отстаивать свои убеждения необходимо каждому образованному человеку. Люди охотно жалуются на то, что им не хватает денег, времени и здоровья, что они мало общаются и редко отдыхают, но они не говорят о «нехватке логики», интуитивно соглашаясь с её общезначимостью и полагая, что ею обладают все. Один из мыслителей по этому поводу остроумно заметил, что ум между людьми распределен примерно одинаково, так как на его нехватку никто не жалуется.
Введение……………………………………………………………………………..............3
1. ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГИКА». ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИКИ………………………………………………………....4
2. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОЦЕССЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И МЕСТЕ ЛОГИКИ В НЕМ…………………………………………………………………..8
3. ЛОГИКА – ЭТО НАУКА О: (практическая часть)…………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………………….13
Список используемой литературы………………………………………………………...14
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГИКА». ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИКИ………………………………………………………...
2. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О ПРОЦЕССЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И МЕСТЕ ЛОГИКИ
В НЕМ…………………………………………………………………..
3. ЛОГИКА – ЭТО НАУКА О: (практическая часть)…………………………………….12
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Введение.
Формирование и развитие логико-риторической культуры у студентов является важной составляющей гуманитарного образования. Умение точно определять предмет мысли, корректно формулировать вопрос или задание, ярко и доходчиво излагать суть дела, уметь общаться и отстаивать свои убеждения необходимо каждому образованному человеку.
Люди охотно жалуются на то, что им не хватает денег, времени и здоровья, что они мало общаются и редко отдыхают, но они не говорят о «нехватке логики», интуитивно соглашаясь с её общезначимостью и полагая, что ею обладают все. Один из мыслителей по этому поводу остроумно заметил, что ум между людьми распределен примерно одинаково, так как на его нехватку никто не жалуется. Однако «логичность рассуждения» не является врожденным качеством человека, как, впрочем, не является и недостижимым искусством. Логике можно и нужно учиться. Тем более что, «научившись логике», легче учиться всему остальному, ибо логика «учит учиться». «Логика – Бог мыслящих» (Л.Фейхтвангер). А Бог, как известно, сила деятельная и креативная, т.е. творческая. Таким образом, логика выступает одним из условий интеллектуального творчества, в том числе и технического.
Слово «логика» в переводе с греческого (от гр. logos) означает «слово, понятие, разум, рассуждение». Сам перевод является по сути дела сжатым определением предмета логики. Логика – это наука о формах и законах правильного мышления. «Слово», «понятие», «разум», «рассуждение» – всё это имеет прямое отношение к мыслительной деятельности. Дальнейшее пояснение того, что изучает логика, связано с анализом этих понятий, а также с ответами на вопросы:
а) чем наука о мышлении отличается от «не науки»?
б) какие науки изучают мышление, и чем они различаются?
в) что такое «форма мысли»?
г) что такое «закон правильного мышления»?
д) бывает ли неправильное мышление?
Итак, логика изучает одну из систем
человеческого организма –
Особенности логики как науки:
Цели изучения логики:
Процесс познания объективного мира сознанием человека.
Мышление по природе своей – идеально. И эта «природа» указывает на предназначение мышления.
Человеческое
мышление – не «каприз» эволюции, и
не автономная система человеческого
организма. Оно является одним из
способов адаптации человека во внешней
среде и координации
Чувственное познание – предпосылка всех остальных. Это – непосредственное взаимодействие человека с внешним миром. Органы чувств (у «нормальных» людей их пять)1 одинаковы у человека и высших животных и образуют первую сигнальную систему. Чувства – будто «клеммы», которыми человек подключен к внешнему миру и через которые он получает чувственную информацию об этом мире. Они красочны, разнообразны, волнующе-увлекательны, но, увы, часто ошибочны, поскольку скользят по поверхности.
Изучение психической жизни человека интересно многим наукам и, прежде всего психологии. Общая психология исследует три основные формы чувственных переживаний: ощущение, восприятие и представление. Представление – это итог и возможный предел чувственного познания. Его результатом является «образ» предмета. Он предполагает наличие памяти и сходство с отображаемым.
Абстрактное мышление - это сила «интеллектуального реагирования». Опираясь на чувства, как на базу данных, оно позволяет человеку продвинуться глубже в познании мира, отвлекаясь от несущественных чувственных данных и сосредоточиваясь на главном, существенном, указывающем на причину. Абстрактное мышление – это логическое познание мира, опосредованное чувствами и протекающее в разных формах: понятии, суждении, умозаключении и др. Подобно тому, как все люди «чувствуют» в трех формах, они также, думая, всегда придают мыслям одну из логических форм.
В мышлении
идет переработка чувственной
Уступая животным по остроте зрения, обонянию и т.д., человек превосходит их силой абстрактного мышления и сознательным характером своих действий. Человек нуждался во «второй линии обороны» от природы и он её создал. Развиваясь и совершенствуясь, мышление стало не только орудием мысли, но и мощным оружием – «интеллектуальным гиперболоидом» инженера – Человека. Изучение интеллектуальной деятельности человека – предмет логики.
Возвращаясь вновь к идеальной природе мышления, следует сказать, что этот идеальный процесс строго структурирован. Элементами мышления выступают его формы, а переход от одной формы к другой определяется законами мышления.
Каждая из логических форм играет определенную роль в мышлении, а значит и в познании мира. Их отдельные определения будут понятны, если будет также понятно, что такое «логическая форма» или «форма мысли» вообще.
Форма мысли – это способ связи частей мыслимого содержания.
Какие же «части» могут быть у «невидимого»
мышления? Только такие же идеальные образования.
Ими являются признаки, т.е. свойства предметов,
процессов, явлений.
2. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О ПРОЦЕССЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
Изучение взаимодействия человека с окружающим его миром предполагает анализ второй сигнальной системы – речи или языка. Эта система отсутствует у животных. Естественный язык тесно связан с абстрактной деятельностью. Мышление без языка невозможно. Разумеется, чувственную информацию об объекте можно выражать на языке жестов, мимики, рисунка и музыкальной ноты, однако «существенное», связанное с научным анализом причины оформляется в понятийной, слвесно-логической форме. Поскольку мышление идеально, язык выступает средством его материализации. При помощи разных грамматических форм он выражает разные по логической форме мысли. Скажем, понятие выражается в слове или словосочетании («музыка», «туча», «персональный компьютер»), суждение – в предложении («эта туча – грозовая», «музыка является самым абстрактным видом искусства», «компьютер – это вычислительное устройство»), а умозаключение в языке предстает в виде нескольких предложений, связанных по смыслу («поскольку музыка – прекрасна, то и это сочинение, которое является музыкальным, тоже прекрасно»).
Неразрывная связь мышления и языка «решает» проблему идеальной природы мышления, но создает другую – проблему смысла языковых выражений и понимания. Процесс формирования абстрактного мышления у каждого человека – сложный, своеобразный, связанный со множеством факторов – воспитательным, образовательным, социальным и др. Начиная формироваться в раннем детстве, с возрастом мышление обретает своё содержание и объем, а также средство его выражения – индивидуальную лексику. Взаимосвязь мышления и языка имеет не только количественный аспект. Естественный язык – результат длительного процесса формирования, в ходе которого образуется его многообразие и сложность, позволяющие в одной ситуации одно и то же понятие называть одним словом, а в другой – другим. Так образуются слова – синонимы («Минск», «столица Беларуси»). Кроме того, многим разным по смыслу понятиям в языке может соответствовать одно и то же слово («коса», «связь», «ключ», «пачка»). Такие слова называются омонимами. Они являются причиной многих логических ошибок, связанных с подменой смысла и многозначностью слов естественного языка. Лингвистические науки образуют третью группу наук, изучающих мышление, и во всех разделах грамматики прослеживается параллель логики и лингвистики. Если понятие – элементарная форма мысли, то простейшей лингвистической формой является слово.
Итак, проникая в тайны мироздания, человек продвигается от образа к понятию, а от понятия к слову. Но и на этом взаимодействие человека с миром не заканчивается. Испытывая на себе воздействие предметов и явлений окружающей действительности, человек, в свою очередь, воздействует на предметы мира в соответствии со своей логической программой и преследуя определенные цели. За словом следует дело, и большое число праксеологических наук исследуют природу и характер человеческих действий. Основные этапы взаимодействия Ч↔М, где Ч – человек, М – мир, показаны на рис.1.
Рис.1. Взаимодействие человека и мира.
Сознание человека, формирующееся на базе психики и мышления, выступает теоретической программой его действий. Значит, можно попытаться не корректировать каждый отдельный поступок, а научиться «писать» нужные программы управления человеческим поведением, т.е. влиять на сознание.
Логика является мощным орудием воздействия на человеческое сознание. «Убедить – значит победить». Она может иметь как «наступательный» характер, так и «оборонительный», выступая своего рода интеллектуальным «защитным экраном» от чужого воздействия на сознание в ходе беседы, дискуссии или иной формы речевой практики.
Итак, язык - знаковая система, обеспечивающая познавательную и коммуникативную функции мышления.
«Три коробочки».
Мышление представляет собой разнообразные сочетания мыслей. Из простых, элементарных, мысленных форм образуются более сложные. Пользуясь метафорой, можно сказать, что все наши мысли укладываются в «три коробочки». Если их нарисовать, то получится следующая последовательность:
Рис. 5
1. Понятие = признак + признак.
2. Суждение = понятие + понятие.
3. Умозаключение = суждение + суждение.
Абстрагируясь от упрощений, свойственных любой схеме, можно заметить, как усложняется мысль от одной её формы к другой. Понятие – отражает общие существенные признаки предметов. При помощи понятий мышление «кодирует» предметы реального мира и создает его идеальную модель. В уме мы «говорим» о мире на языке понятий. Понятия как бы «фотографируют» мир в его существенных признаках и служат различению предметов («футляр» – это «не ручка», а «лекция» – «не экзамен»). Суждение позволяет высказываться о наличии или отсутствии этих признаков у предметов («Мухомор не является съедобным»). Это более сложная форма мысли, она «сложена» уже не из признаков, а из понятий и может быть истинной либо ложной. Умозаключение - самая сложная форма человеческой мысли, образованная из суждений. Благодаря ей мы получаем знание о новых признаках на основании тех, которые уже известны («Все цитрусовые – теплолюбивы, а мандарин – цитрусовый. Значит, мандарин - теплолюбивое растение»).