Профилактика речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:47, реферат

Описание

ЦЕЛЬЮ исследования является определение психолого-педагогических и логопедических условий и мероприятий для успешного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста.
В соответствии с поставленной целью определяются следующие ЗАДАЧИ:
1. Изучить теоретический аспект речевого развития.
2. Раскрыть вопросы профилактики речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3 – 4
Глава 1. Профилактика речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста
§1. Проблема ранней диагностики речевых нарушений и своевременной логопедической помощи…………………………………………………..5 – 7
§2. Направления профилактической и развивающей логопедической работы с детьми раннего возраста…………………………………………………..8 – 9
§3. Теоретические основы развития речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников………………………………………………10 - 13
§4. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей раннего (дошкольного) возраста……………………………………………………14 - 17
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

логопедия.docx

— 39.57 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3 – 4

Глава 1. Профилактика речевых нарушений у детей  раннего (дошкольного) возраста

§1. Проблема ранней диагностики речевых нарушений  и своевременной логопедической помощи…………………………………………………..5 – 7

§2. Направления  профилактической и развивающей  логопедической работы с детьми раннего  возраста…………………………………………………..8 – 9

§3. Теоретические  основы развития речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников………………………………………………10 - 13

§4. Профилактика нарушений звукопроизношения у  детей раннего (дошкольного) возраста……………………………………………………14 - 17

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

С каждым годом  жизнь предъявляет все более  высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно  растет объем знаний, которые нужно  им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном  формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения. Ведь благодаря речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью  слова мы выражаем свои мысли.

Что же следует  сделать для того, чтобы речь ребенка  развивалась правильно, вовремя, чтобы  малыш рос существом социальным?

Ответы на эти  вопросы ищут специалисты разных областей знаний - психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими  получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.

Решение этих задач  неразрывно связано с профилактикой  и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом  и речевом развитии детей.

По данным мировой  статистики, число речевых расстройств  растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.

Логопедическая  работа с детьми дошкольного возраста включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и развитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Таким образом, выбор темы курсовой работы обусловлен её актуальностью.

ОБЪЕКТОМ исследования являются дети раннего (дошкольного) возраста.

ПРЕДМЕТОМ исследования выступают процессы речевого развития и профилактика их нарушения у  детей раннего (дошкольного) возраста.

ЦЕЛЬЮ исследования является определение психолого-педагогических и логопедических условий и мероприятий  для успешного речевого развития и профилактики речевых нарушений  у детей раннего (дошкольного) возраста.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие ЗАДАЧИ:

1. Изучить теоретический  аспект речевого развития.

2. Раскрыть вопросы  профилактики речевых нарушений  у детей раннего (дошкольного)  возраста.

  
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Профилактика речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста

§1. Проблема ранней диагностики  речевых нарушений  и своевременной  логопедической помощи

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни  ребенка является наиболее ответственным  периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется  личность.

В настоящее  время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и  абилитации младенцев, форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, так как в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС) (до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми). По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии.

В связи с  увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом  развитии, коррекционно-логопедическая и социально-психологическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной. Однако система логопедической помощи зачастую не охватывает детей  раннего возраста. В сложившейся  системе здравоохранения и образования  специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже  закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения  состояния ребенка, ухудшаются условия  для компенсации и коррекции. В тяжелых случаях речевая  патология приводит к ограничению  коммуникативных, когнитивных, деятельностных возможностей, к социальной недостаточности, трудностям школьного обучения, ухудшению качества жизни ребенка (В.П. Гудонис).

Таким образом, сегодня особое значение имеет определение  основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего  возраста. Гораздо легче предотвратить  формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

Анализ литературы по теме исследования свидетельствуют  о необходимости комплексного профилактического  развивающего воздействия на соматическую, психомоторную сферы и речь детей  раннего возраста. Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно  с развитием речи будет способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка раннего возраста.

В структуре  отечественной системы здравоохранения, воспитания и обучения существуют специализированные учреждения для детей с речевой  патологией, но не все дети раннего  возраста охвачены своевременной не только профилактической, но даже и  коррекционно-развивающей работой. Большинство из них посещают общеобразовательные  дошкольные учреждения, где отсутствует  ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям. Традиционные технологии ДОУ не учитывают особенностей детей с задержками речевого развития, что снижает эффективность развивающих мероприятий. В связи с этим возникает необходимость искать новые формы логопедической работы с детьми раннего возраста.

Логопедическую  работу по профилактике речевых нарушений  у детей раннего возраста следует  строить с учетом основных положений  специальной педагогики в области  раннего вмешательства (раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое»  обучение; использование специфических  методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и  индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий  процесс (А.А. Семенович).

Кроме того в  основу работы должны быть положены следующие  принципы:

- принцип комплексности,  заключающийся в медицинском  и психолого-педагогическом воздействии  на весь комплекс речевых и  неречевых отклонений ребенка,  основанном на согласованной  деятельности всех специалистов (невропатолога, психолога, логопеда) и родителей;

- принцип опоры  на различные анализаторы, предполагающий  участие в формировании высших  психических функций зрительной, слуховой, кинестетической и двигательной  функциональных систем;

- принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов профилактической работы;

- принцип учета  зоны ближайшего развития (по  Л.С. Выготскому), предполагающий предоставление ребенку заданий определенного уровня, выполнение которых возможно с дозированной помощью со стороны взрослого. При этом следует учитывать уровень психомоторного и речевого развития ребенка;

- принцип усложнения  материала, предполагающий постепенное  включение трудностей в развивающую  работу;

- принцип наглядности,  предполагающий использование наглядных  средств на занятиях с детьми, что обеспечивает усвоение содержания  задания и достижение конкретного  результата;

- принцип онтогенетический, требующий учета последовательности  формирования психомоторной сферы  и видов деятельности ребенка  (в том числе речевой деятельности) в онтогенезе;

- принцип реализации  деятельностного подхода, предполагающий в раннем возрасте опору на ведущий вид деятельности - предметную деятельность, способствующую психическому развитию ребенка в целом: развитию моторики, восприятия, мышления, речи и т.д. (А.А. Венгер, Ю.С. Шевченко). 
 
 

§2. Направления профилактической и развивающей  логопедической работы с детьми раннего  возраста

В специальной  литературе вопросы диагностики  и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами. Все они выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.

Отсюда, в результате теоретического анализа литературы можно определить основные направления работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.

1. Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

2. Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового), мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно), творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем;

5. Работа с родителями (совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы). В работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др.

Логопедические  занятия должны включать индивидуальные и групповые занятия продолжительностью от 10 до 25 минут в зависимости  от этапа работы и состояния детей. Группы следует комплектовать с  учетом моторного, познавательного  и речевого развития (по 5 человек).

§3. Теоретические основы развития речи и профилактики речевых нарушений  у дошкольников

Информация о работе Профилактика речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста