Профилактика речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:47, реферат

Описание

ЦЕЛЬЮ исследования является определение психолого-педагогических и логопедических условий и мероприятий для успешного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста.
В соответствии с поставленной целью определяются следующие ЗАДАЧИ:
1. Изучить теоретический аспект речевого развития.
2. Раскрыть вопросы профилактики речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3 – 4
Глава 1. Профилактика речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста
§1. Проблема ранней диагностики речевых нарушений и своевременной логопедической помощи…………………………………………………..5 – 7
§2. Направления профилактической и развивающей логопедической работы с детьми раннего возраста…………………………………………………..8 – 9
§3. Теоретические основы развития речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников………………………………………………10 - 13
§4. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей раннего (дошкольного) возраста……………………………………………………14 - 17
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

логопедия.docx

— 39.57 Кб (Скачать документ)

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали  предпосылки для комплексного подхода  в решении задач речевого развития детей (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильного организованной коммуникации. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенно важным является полноценное овладение родным язы-ком в максимально сенситивный для этого период.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях  речевого развития дошкольников, сформированных в трудах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А.Сохина. В общем, виде их взгляды на природу языковых способностей можно рассмотреть следующим образом:

* речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

* ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания языка и речи;

* ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком. Для саморазвития речи.

* обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками - фонетическими, лексическими, грамматическими), но в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

* основная задача развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей (заметим, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики).

* Ряд авторов в своих исследованиях выделяет три основные направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников. Совершенствования содержания и методов обучения языку;

* Структурное (формирование разных структурны уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);

* Функциональное формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи.

В исследованиях первого  направления установлено, что наибольшая эффективность при овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Так работа над словарем оказывает подлинное развивающее воздействие, если она не ограничена его расширением, а включает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (синонимами, антонимами).

В вопросах совершенствования  грамматического строя речи в  качестве основной задачи выступает  не преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи детей, а формирование грамматических обобщений. Оно строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, в ходе которого происходит активное усвоение средств и способов словообразования.

Наряду с этим важно и обучение использованию  в высказываниях сложных синтаксических конструкций, которое происходит за счет мобилизации и осознания языковых средств, накапливающихся при слушании и понимании речи взрослых.

В исследованиях второго  направления авторы стремились найти более четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность. В качестве основных показателей связности было принято формирование у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Путь, по которому должно идти руководство развитием  речи детей в целях формирования у них способности строить  связное и развернутое высказывание (текст), ведет от диалога между  взрослым и ребенком к развернутой  монологической речи самого ребенка.

Исследования  третьего направления были прямо нацелены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Они показали, Что осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводят детей к порогу овладения грамотой и главное - закладывают основы нового отношения к языку. Сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешного школьного обучения.

В целом эти  исследования показали, что система  по разработанной методике приводит к крупным сдвигам в речевом  и общем умственном развитии дошкольников. У детей формируется высокая  культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность.

Интересно, что  рассмотренные исследования находятся  в русле работ, которые опровергают  распространенную точку зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка ребенком. Они (ранее  перечисленные работы) убедительно  доказывают, что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс  овладения языком, формирование речевой  деятельности,

Общеизвестно, что  дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют  большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевого общения. Центральной задачей такого обучения является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явления языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.

Развитие речи в дошкольном детстве является процессом, многоаспектным по своей природе. Так, этот процесс связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление человека это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого развития, овладения языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Вместе с тем  взаимосвязь речевого (языкового) и  интеллектуального развития ребенка  необходимо рассматривать в обратном направлении - от интеллекта к языку. Такое рассмотрение можно условно  обозначить как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта. Под этим понимается выяснение роли интеллекта, мыслительной деятельности в овладении языком.

Таковы основные аспекты интеллектуально-языковых взаимосвязей, органично включенных в процесс овладения родным языком, следовательно, и в педагогический процесс родному языку, развития, формирования речи.

Основные  задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения.

Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включают те же разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача, как в смысле содержания, так и  в методике обучения.

§4. Профилактика нарушений  звукопроизношения  у детей раннего (дошкольного) возраста

Основная задача работы по усвоению и правильному  произношению всех звуков родного языка - дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи- воспитание звуковой культуры речи.

Если рассмотреть  наиболее часто встречаемые дефекты  произношения звуков у детей, различные  виды сигматизма -- межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма -- боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин в их возникновении:

- нарушения в  строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная,  массивная подъязычная уздечка;  аномалии прикуса и др.);

- недоразвитие  артикуляционной моторики (мышцы  губ и языка недостаточно развиты,  их движения замедленны и однотипны,  плохо дифференцируются, быстро  утомляются при однообразных  движениях и т.д.);

- недоразвитие  речевого дыхания.

Почему у детей  возникают данные нарушения? И возможно ли предупредить их возникновение в  условиях дошкольного учреждения? Ведь, как известно, любое нарушение  легче предупредить, чем исправить.

Организация полноценной речевой  среды

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых -- родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д. В условиях дошкольного учреждения педагоги умело привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; ведут просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают слова -- сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения. Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог; каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза. Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи. Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения -- работа по подготовке артикуляционного аппарата. Организация работы по развитию артикуляционного аппарата. В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.

Проводить артикуляционную  гимнастику следует ежедневно, чтобы  двигательные навыки закреплялись, становились  более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3--5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-- 8 раз (Приложение 1).

Опыт работы показал, что выполнение данного  комплекса упражнений в течение 2--3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной  подъязычной уздечки и в целом  приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Не  менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.

Педагогам дошкольного  учреждения следует уделять пристальное  внимание развитию речевого дыхания  у детей, как базе для правильного  развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно  выполнять с воспитанниками (в  зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

-- дуть на  легкие шарики, бумажные полоски;  играть на детских музыкальных  духовых инструментах;

-- дуть на  привязанные к ниточке ватные  шарики, разноцветные картонные  и бумажные фигурки;

-- надувать воздушные  шарики, пускать мыльные пузыри;

-- сдувать со  стола ватные или бумажные  пушинки в определенном направлении  (игра в «Футбол»);

-- дуть вверх,  не давая упасть вниз пушинке,  ватке, воздушному шарику и  т.д.

Выполнение дыхательных  упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и  способствует профилактике заболеваний  ЛОР-органов. Профилактика заболеваний ЛОР-органов -- важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению интердентального (межзубного) сигматизма и т.д.

Дыхательная гимнастика

Для профилактики и лечения этих заболеваний, а  также формирования правильного  носового дыхания необходимо ежедневно  проводить дыхательную гимнастику  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Профилактика речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста