Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:47, реферат
ЦЕЛЬЮ исследования является определение психолого-педагогических и логопедических условий и мероприятий для успешного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста.
В соответствии с поставленной целью определяются следующие ЗАДАЧИ:
1. Изучить теоретический аспект речевого развития.
2. Раскрыть вопросы профилактики речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста.
Введение…………………………………………………………………… 3 – 4
Глава 1. Профилактика речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста
§1. Проблема ранней диагностики речевых нарушений и своевременной логопедической помощи…………………………………………………..5 – 7
§2. Направления профилактической и развивающей логопедической работы с детьми раннего возраста…………………………………………………..8 – 9
§3. Теоретические основы развития речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников………………………………………………10 - 13
§4. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей раннего (дошкольного) возраста……………………………………………………14 - 17
Заключение
Список литературы
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильного организованной коммуникации. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенно важным является полноценное овладение родным язы-ком в максимально сенситивный для этого период.
Теоретический
подход к данной проблеме основывается
на представлении о
* речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
* ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания языка и речи;
* ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком. Для саморазвития речи.
* обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками - фонетическими, лексическими, грамматическими), но в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.
* основная задача развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей (заметим, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики).
* Ряд авторов в своих исследованиях выделяет три основные направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников. Совершенствования содержания и методов обучения языку;
* Структурное (формирование разных структурны уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);
* Функциональное формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи.
В исследованиях первого направления установлено, что наибольшая эффективность при овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Так работа над словарем оказывает подлинное развивающее воздействие, если она не ограничена его расширением, а включает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (синонимами, антонимами).
В вопросах совершенствования
грамматического строя речи в
качестве основной задачи выступает
не преодоление разнообразных
Наряду с этим
важно и обучение использованию
в высказываниях сложных
В исследованиях второго направления авторы стремились найти более четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность. В качестве основных показателей связности было принято формирование у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.
Путь, по которому
должно идти руководство развитием
речи детей в целях формирования
у них способности строить
связное и развернутое
Исследования третьего направления были прямо нацелены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Они показали, Что осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводят детей к порогу овладения грамотой и главное - закладывают основы нового отношения к языку. Сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешного школьного обучения.
В целом эти исследования показали, что система по разработанной методике приводит к крупным сдвигам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У детей формируется высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность.
Интересно, что рассмотренные исследования находятся в русле работ, которые опровергают распространенную точку зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка ребенком. Они (ранее перечисленные работы) убедительно доказывают, что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирование речевой деятельности,
Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевого общения. Центральной задачей такого обучения является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явления языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.
Развитие речи в дошкольном детстве является процессом, многоаспектным по своей природе. Так, этот процесс связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление человека это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого развития, овладения языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.
Вместе с тем взаимосвязь речевого (языкового) и интеллектуального развития ребенка необходимо рассматривать в обратном направлении - от интеллекта к языку. Такое рассмотрение можно условно обозначить как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта. Под этим понимается выяснение роли интеллекта, мыслительной деятельности в овладении языком.
Таковы основные
аспекты интеллектуально-
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения.
Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включают те же разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача, как в смысле содержания, так и в методике обучения.
§4. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей раннего (дошкольного) возраста
Основная задача работы по усвоению и правильному произношению всех звуков родного языка - дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи- воспитание звуковой культуры речи.
Если рассмотреть наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигматизма -- межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма -- боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин в их возникновении:
- нарушения в
строении артикуляционного
- недоразвитие
артикуляционной моторики (мышцы
губ и языка недостаточно
- недоразвитие речевого дыхания.
Почему у детей возникают данные нарушения? И возможно ли предупредить их возникновение в условиях дошкольного учреждения? Ведь, как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить.
Организация полноценной речевой среды
Так как речь
ребенка развивается путем
Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3--5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-- 8 раз (Приложение 1).
Опыт работы показал, что выполнение данного комплекса упражнений в течение 2--3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.
Педагогам дошкольного учреждения следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:
-- дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
-- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
-- надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
-- сдувать со
стола ватные или бумажные
пушинки в определенном
-- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов. Профилактика заболеваний ЛОР-органов -- важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению интердентального (межзубного) сигматизма и т.д.
Дыхательная гимнастика
Для профилактики
и лечения этих заболеваний, а
также формирования правильного
носового дыхания необходимо ежедневно
проводить дыхательную
Информация о работе Профилактика речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста