Роль аналогии в науке и практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:13, контрольная работа

Описание

Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории вероятностей, физический и биологический эксперименты, методы генной инженерии и обработка информации на ЭВМ.
Чтобы эффективно пользоваться всеми этими методами и изобретениями, мышление человека должно быть безупречным, логически правильным, законы развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления. Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т.е. логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов.
Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятия и виды рассуждений по аналогии……………................................4
2.Условия правомерности рассуждений по аналогии…………………………9
3.Роль аналогии в науке и практике……………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 35.97 Кб (Скачать документ)

Умозаключение по аналогии часто используется на производстве отдельных видов  криминалистических экспертиз, ставящих задачу идентификации личности или материальных предметов:  установление личности по признакам внешности, по отпечаткам пальцев, по следам ног, зубов,  рук и т.д.;  исполнители текста или подписи;  установление оружия  по стреляным пулям и гильзам, а также инструментов, орудий взлома, транспортных средств по их следам.

С логической стороны вывод эксперта в таких случаях идентификации представляет собой переход от знания об одном единичном предмете к знанию о другом, подобном предмете.Переносимым признаком в этом случае выступает либо знание о том, что, например, найденный след принадлежит конкретному лицу,  либо знание о том, что взлом произведен определенным орудием или инструментов, либо вывод о том, что след на грунте оставлен конкретным автомобилем, мотоциклом и т.д.

В силу ряда причин выводы эксперта - криминалиста бывают проблематичными.В отличие от достоверных  выводов такие  вероятные  заключения, как и всякие иные предположения, не могут выполнять роль судебных доказательств. Но эти  же вероятные заключения нередко  играют важную эвристическую  роль, оказывая неоценимую услугу следствию  в поисках  истины: при построении версий и  их проверке, выполнении оперативных действий.

Судья и следователь, оперативный  работник и эксперт - криминалист  обращаются к  умозаключению  по аналогии, то возникает необходимость  практического усвоения основных особенностей, правил и  структуры  этого  вида умозаключения, что  поможет  правильной оценке и  использованию  тех результатов, которые  могут быть получены с  его помощью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Ошибочность  прогнозов  нередко связана с нарушением принципа рандомизации, который  требует, чтобы  отбор элементов  выборки  был непредвзятым.Это  означает, что  каждый элемент  из  генеральной  совокупности с одинаковой  вероятностью  мог быть  включенным  в  состав выборки.Нередко нарушение  этого требования происходит неосознанно  вследствие тех или  иных субъективных факторов: склонностей,  предубеждений,  устоявшихся  стереотипов  мышления  и  т.п.Немало и таких  случаев,  когда  в угоду властям, успокоению народа, ложно  понятому патриотизму  и  так далее, сознательно  нарушается принцип  рандомизации, чтобы  обеспечить благоприятный прогноз.

Другая же схема  статистического рассуждения  связана  с  умозаключениями  от  генеральной  совокупности к выборке,   которая  внешне  напоминает  дедуктивные  умозаключения.

Более обоснованным является подход, при котором индукция рассматривается как особый случай статистических рассуждений, и такие  взгляды сейчас высказываются  многими  учеными.Преимущество такой точки  зрения  перед  традиционными  взглядами  состоит в  следующем: при статистическом обобщении не просто постулируют, что  заключение правдоподобно, как  при  индукции, а  определяют в  количественной мере (в процентах) степень вероятности  заключения на основе исследования выборки.Для научных и  практических прогнозов  такая  количественная характеристика имеет особенно важное значение, когда приходится действовать в условиях неопределенности.

Смысл аналогии заключается  в том, чтобы находить неизвестные  признаки предмета, опираясь на ранее  приобретенные знания о другом, сходном  с ним предмете, переносить информацию от одного предмета на другой на основе некоторого соотношения между ними.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Асмус В.Ф. Логика ( серия из истории логики).3-е изд. – М.: Либроком, 2010.

2.Гетманова А.Д. Логика: Учебник. – М.: Омега-Л., 2010.

3.Егоров А.Г. Логика: учеб.пособие / А.Г. Егорова, Ю.А. Грибер – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЭКСМО, 2009

4.Кожеурова Н.С. Логика  и теория аргументации: Учебник  для студентов и бакалавров  гуманитарных вузов. М.:МГПУ, 2011.

5.Хоменко И.В. Логика. Конспект  лекций.- М.: 2010.

6.Баранов П.П., Курбатов  В.И. Логика для юристов: Учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

7.Ивлев Ю.В. Логика для  юристов: Учебник. 2-е изд., испр. М.: Дело, 2005.

8.Поварнин С.И. Спор. О  теории и практике спора - СПб.: Лань, 1998. - 160 с.

9.Рузавин Г.И. Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов.  М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2007. - 351 с.

10.Меськов B.C., Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Шрамко Я.В. Логика: наука и искусство. – М.: Высшая школа, 2006.

11.Гжегорчик А. Популярная логика. – М.: Наука, 2009.

12.Ивин А.А. Строгий мир логики. – М.: Педагогика, 2009.


Информация о работе Роль аналогии в науке и практике