Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Логика".
В логическую структуру вопроса входит:
1) исходная(базисное) знание(предпосылка)
2) указание на недостаточность или недостоверность какой либо информации.
3) требование дополнить или уточнить исходную информацию.
Рисунок:
22.Основные виды вопросов и их краткая характеристика.
1. по форме постановки.
а) сильная форма вопроса (в этом случае требуются все истиные ответы)
б) слабая форма вопроса- в этом случае требуется поиск одного или нескольких истинных ответов.
2. по своей структуре
а) простые вопросы (вопрос не включающий в качестве составных частей в других вопросах) ??
б) сложный вопрос (состоящий из нескольких простых)
3. по своей познавательной функции
а) уточняющие вопросы (направлены на выяснение истиности или ложности в выраженных в них суждений («ли» грамматическая частичка))
б) восполняющий вопрос (они предназначены для выявления новых свойств и качеств в интересующих нас объектах (так, что)).
4. по области поиска ответов
а) открытый вопрос(на него существует неопределенное множество ответов)
- сколько вам лет? _________
б) закрытый вопрос (он имеет ограниченное количество ответов.)
сколько вам лет? - 18-21
- 22-25
- 26-30
5. по познавательной цели
а) узловой вопрос (верный ответ на него служит для достижения цели)
б) наводящий вопрос (ответ на наводящий вопрос приближает человека к пониманию узлового вопроса)
6. по отношению к обсуждаемой теме
а) релевантные вопросы (вопрос, напрямую относящийся к обсуждаемой теме)
б) нерелевантные вопросы (не имеющие отношения к обсуждаемой теме)
7. по правильности постановки
а) корректные вопросы (имеет в своей основе истинное непротиворечивое знание)
б) некорректные вопросы (базисом, которого является противоречивое знание)
23. Основные правила постановки вопроса.
- при необходимости конкретизации ответа вопросы допускаются кратко предисловно.
- формировка вопроса и его смысл должны учитывать персональный опыт отвечающего.
- завершающее правило.
накладываются ограничения на сензитивные вопросы. сензитив- чувствительность.
24.Логическая сущность ответов.
ответ представляет собой суждение вызванное вопрос и направленное на устранение или уменьшение познавательной неопределенности либо указание некорректности вопроса.
25.Основные виды ответов и их краткая характеристика.
1. по характеру связи с вопросом
а) леревантные- это такой ответ который по содержанию и структуре соответствует заданному вопросу.
б) нелеревантные- не соответствует не содержанию ни структуре вопроса.
2. по своему логическому значению
а) истинные- соответствуют действительности.
б) ложные- не соответствует действительности.
3. по своей грамматической форме
а) краткий- это односложное утвердительное и отрицательное (да, нет)
б) развернутый- который повторяет все эллементы вопроса.
4. по объему полученной информации
а) полный- который дает всю запрашиваемую информацию.
б) неполный- в некоторой степени приближает человека к полному ответу.
5. по логической определенности
а) точный- выражен в лестных и определенных понятиях.
б) неточный- содержит двусмысленные ответы и не связанные со смыслом вопроса.
26.Характеристика основных правил формулирования ответов.
1. ответ должен представлять собой истинное высказывание.
2. ответ должен уменьшать неопределенность вопроса.
3. при некорректной постановке вопроса в ответе должно содержаться указание на эту некорректность.
27.Общая характеристика умозаключения как формы мышления
УМЗ - это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, с необходимостью или определенной степенью вероятности следующее из них. Структура УМЗ включает в себя посылки ( истинные суждения), заключение (вывод) и логическую связь между посылками и выводом.
28.Основные виды умозаключений и их характеристика.
1. умозаключение называется простым если в качестве посылок не предусматривается другие умозаключения.
2. движение мысли от знания большей степени общения к меньшей называется дедукцией, обратное действие индукцией.
3. аналогическое умозаключение- в них на основе сходства объекта по каким дибо параметрам делается вывод об их сходствам по другим параметрам.
29.Логическая сущность аргументации.
1. Аргументы, приводимые для доказательства тезиса должны быть истинными.
2. Аргументы должны быть достаточным основанием для доказательства тезиса.
3. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса.
Ошибки: Ложность оснований (основное заблуждение) когда в кач-ве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, которые пытаются выдать за истинные. Предвосхищение оснований - это когда тезис опирается на недоказанные аргументы, которые не доказывают термин, а только предвосхищают его.
Порочный круг - тезис обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом “Стоимость труда определяется стоимостью товаров, а стоимость товаров определяется стоимостью труда”.
Аргументы - это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса. Аргументы бывают : 1. Удостоверенные единичные факты (фактический материал - подписи лица на документе, статистические данные, свидетельские показания и т.п.). 2. Определения (определения понятий, например научные). 3. Аксиомы и постулаты (это суждения, которые принимаются в качестве аргументов и без доказательств). 4. Ранее доказанные законы науки и теоремы - (напр. Юридические законы являются аргументами в ходе судебного доказательства).
30.Общая характеристика доказательства.
Доказательство – это совокупность логических приемов обоснования истинности тезиса.
Структура доказательства:
Тезис – это суждение, истинность которого надо доказать.
Аргументы – это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.
Форма доказательства (демонстрация) – способ логической связи между тезисом и аргументами.
31.Виды аргументов и их характеристика.
Аргументы — это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.
Различают несколько видов аргументов:
1. Удостоверенные единичные факты. К такого рода аргументам относится так называемый фактический материал, т. е. статистические данные о населении, территории государства, выполнении плана, количестве вооружения, свидетельские показания, подписи на документах, научные данные, научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, велика.
2. Определения как аргументы доказательства. Определения понятий обычно даются в каждой науке.
3. Аксиомы — это суждения, которые принимаются в качестве аргументов без доказательства.
4. Ранее доказанные законы науки и теоремы как аргументы доказательства.
В ходе доказательства какого-либо тезиса может использоваться не один, а несколько из перечисленных видов аргументов.
32. Основыне виды доказательств.
основными видами доказательств, различающихся по форме, являются доказательства прямые и непрямые (косвенные).
Прямое доказательство - это дедуктивный вывод, в котором тезис (Т) непосредственно выводится из аргументов (А) в качестве заключения вывода. Другими словами, истинность тезиса выводится из истинности аргументов без введения дополнительных предположений.
Пример. Все млекопитающие дышат легкими. Кит – млекопитающее. Из этого следует, что и кит дышит легкими.
Непрямое (косвенное) доказательство истинности или ложности некоторого тезиса (Т) состоит в том, что оно достигается посредством опровержения некоторых других высказываний, несовместимых с тезисом.
Косвенное доказательство, в свою очередь, подразделяется на два вида: доказательство «от противного» и разделительное.
Пример. Если бы Теплов совершил убийство, то он был бы на месте преступления в ту ночь, когда оно было совершено. Но в ту ночь Теплов не был на месте преступления, что подтверждено свидетельскими показаниями. Следовательно, он не совершал данного убийства.
33. Правила доказательного рассуждения.
1. Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным.
2. Тезис должен быть оставаться тождественным, т.е. одним и тем же на протяжении всего доказательства или опровержения.
3. Аргументы, приводимые для доказательства тезиса должны быть истинными.
4. Аргументы должны быть достаточным основанием для доказательства тезиса.
5. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельна, независимо от тезиса.
6. Тезис должен быть заключением, логически следующим из аргументов по общим правилам умозаключений или полученным в соответствии с правилами косвенного доказательства.