Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:25, лекция
Научные дисциплины «Логистика « и «Логика» имеют общие корни. Логистика является закономерным развитием логики как науки о свойствах и методах мышления, а также оптимизации подходов к построению формализованных систем. Источником возникновения понятия логистики является Древняя Греция. Для греков логистика представляла собой искусство выполнения расчетов. Высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью называли логистами.
Тема 1. Социально-экономическая сущность логистики
1.1.Эволюция концепции логистики
1.2.Развитие логистики и формирование инфраиндустрии
1.1.Эволюция концепции логистики
Научные дисциплины «Логистика « и «Логика» имеют общие корни. Логистика является закономерным развитием логики как науки о свойствах и методах мышления, а также оптимизации подходов к построению формализованных систем. Источником возникновения понятия логистики является Древняя Греция. Для греков логистика представляла собой искусство выполнения расчетов. Высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью называли логистами. По свидетельству Архимеда в 4 веке до нашей эры в Греции было 10 логистов. У греков термин логистика был позаимствован римлянами, однако они придавали ему несколько иной смысл – распределение продуктов питания или продовольственное распределение.
Наиболее ранние упоминания о логистике встречаются в документах, которые относятся к эпохе царствования византийского императора Льва 4, которые относятся к концу первого тысячелетия нашей эры. Смысловое содержание понятия логистики вновь претерпело некоторое изменение. Император использовал данное понятие в учебнике по военному искусству Он толковал логистику как науку по организации материального обеспечения армии и управления ею. В искусстве управления армией выделялись не только такие факторы как численность воинов, структуризация армии и поставленные перед нею цели, но и распределение и размещение солдат по определенной территории, влияние особенностей местности на интендантское обеспечение и связь. В военном деле следует учитывать не только качество и вид вооружения, но и также важно заботиться об армии, стремиться создавать в любых условиях ей преимущества перед противником, в первую очередь материальные.
В армии Византийской империи существовала специальная должность – логистас. Логистас занимался организацией военных поставок подготовкой военных походов, обеспечением армии, а также контролировал многие вопросы, которые напрямую не относились к его компетенции. Предметных трудов Первым автором предметных трудов принято считать Джомини. В своих работах он утверждал, что логистика охватывает широкий круг вопросов, включающих планирование, управление, материальное, техническое и продовольственное обеспечение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог, туннелей и т.д. Как сформировавшаяся военная наука логистика получила развитие с середины 19 века. Под военной логистикой понималась совокупность средств и способов, необходимых для доставки людей техники и боеприпасов к месту боевых действий, а также планирование и организация мероприятий по подготовке и осуществлению связанных с этим процессов.
В невоенной области логистика стала применяться значительно позднее. Наиболее ранние попытки комплексного использования логистики в целях планирования, распределения и управления перевозками, а также организации поставок и управления информационными потоками отмечены в Швейцарии. Применение логистики в производстве и сфере обращения приобрело форму искусства управления материальными, денежными и информационными потоками. Очень быстро расширились области логистики – от отдельных процессов и звеньев микрологистических систем до отраслевых, межотраслевых и государственных сфер, которые находясь во взаимосвязи тем не менее часто руководствуются различными и нередко противоречивыми интересами и целями. К началу 70 годов прошлого века энергетический кризис послужил катализаторов для формированных разработок срочных мер по стабилизации и улучшению ситуации в сфере экономики.
Обратились к логистике как науке наиболее эффективно координирующей взаимодействие материально-технического обеспечения, производства, распределения, транспорта, коммуникационной инфраструктуры и рынка Принципиальная новизна логистического подхода заключалась в том, что открывалась реальная возможность глубоко интегрировать вышеперечисленные области хозяйственной деятельности в единую ресуросопроводящую систему. Логистическая концепция позволила перейти от дискретного к сквозному управлению материальными потоками.
Потребовалось создание развитой, легко адаптирующейся материально-технической базы для организации управления возрастающими материальными и информационными потоками. Возникла необходимость в формировании широко развитой инфраструктуры, разработке соответствующих организационно-структурных форм, формировании требуемого компетентного и высококвалифицированного административно-хозяйственного аппарата. Логистика приобрела статус «образа мышления» или концептуальной стратегии. На практике основное внимание было обращено на решение конкретных задач. В первую очередь большие усилия были направлены на развитие складских и товарно-упаковочных комплексов, а также на создание рациональных транспортно – складских систем, информационных сетей и банков данных
Успешная координированная реализация огромной массы частных проектов, а также развитие материально-технической базы по оптимизации движения материальных и информационных потоков позволили в 80 годы прошлого века вернуться к проблеме управления материальными потоками по всему воспроизводственному циклу не только на микро, но и на макроуровне.
В 1960-х годах из концепции маркетинга выделился круг проблем связанных с обеспечение процесса производства материальными ресурсами. Причина обособления этих проблем объясняется значительным ростом в фирмах затрат на содержание запасов и транспортирование продукции. Поэтому фирмы начинают производить исследования в области продвижения материалопотоков в каналах распределения, сокращения затрат на содержание запасов и транспортирование продукции. На основании полученных результатов по решению этих проблем сформировалось новая наука в экономике – логистика
Логистика в настоящее время широко используется во всем мире и как считают многие экономисты без решения логистических проблем трудно победить в конкурентной борьбе. На наш взгляд, логистика – это отчасти мастерство, отчасти теоретические знания и практические навыки, а также интуитивный подход к решению стратегических задач и проблем в области продвижения продукции от поставщика к потребителю. В целом говоря логистика – это искусство управления материалопотоком. Управлять материалопотоком – это означает выполнять основные функции менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля за их продвижением.
Существует несколько десятков определений логистики. Это оправдано так как на любой стадии продвижения материалопотока мы имеем дело с логистикой различного типа. Логистические системы делятся на две группы:
макрологические системы;
микрологические системы.
Макрологические системы изучает наука макроэкономика, а микрологические системы – микроэкономика. Рассмотрим типовую классификацию логистических система, которая приведена на рис. 1.1. Приставка макро обозначает, что это ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические явления, а ветвь микро – отражает факт, что о тот раздел экономики изучает экономические явления, совершаемые малыми экономическими явлениями.
Один из вариантов микрологического уровня показывает концепцию (принципы) логической системы, которая приведена на рис. 1.2. Концепция (принцип) логистической системы связана с управлениям материалами и управлением распределением. Американские ученые считают логистику структурой планирования, а не функцией предпринимательства. Другими словами, задача управления в области логистики имеет дело не столько с управлением материальными потоками сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.
Логистические системы | |||
Макрологические | Микрологические | ||
Глобальные | По признаку административно-территориально | По объекто-функциональному признаку | Организации бизнеса (предприятия) |
государственные (транснациональные), межгосударственные (международные), трансконтинентальные | районные, межрайонные, городские, региональные, областные, краевые, межрегиональные, республиканские, межреспубликанские | группы предприятий, ведомственные, отраслевые, межотраслевые (межведомственные), торговые, военные, институциональные, транспортные | внутренние, внешние, (внутрипроизводственные) структурного физического подразделения распределения рабочего места. дистрибьюции |
и т.д.
Одна из особенностей принципа логистики состоит в том, что она уделяет внимание не только интеграции видов деятельности, которые традиционно относятся к различным функциям предпринимательства, но при принятии решения объединяет их. В логичтической системе все виды деятельности взаимосвязаны и при принятии решения должны быть учтены отрицательные и положительные стороны функциональных областей. Схема на рис. 1.2. напоминает оборот капитала:
Д – Т – П – Т1 -Д1
Логистическая схема может работать как внутри производства, осуществляя внутрипроизводственные перевозки, так и в сфере обращения, связывая экономические районы, поставщиков и потребителей. Логистика рассматривается в двух аспектах:
управленческом;
технологическом.
При организации управления снабжением продвижение материального потока и обеспечение сбыта является предметом организационного поведения При совершенствовании технологий транспортных перевозок, складского хозяйства, информационного обеспечения, планирования и контроля оптимизируются затраты на эффективное функционирование каждой из этих служб, оптимизация затрагивается предметом технологического потока.
Логистика представляется в целом как определенная сфера деятельности, основанная на глубокой интеграции спроса, производства, обращения, транспорта и информации. Одновременно логистику рассматривают как научное направление, цель которого состоит в разработке методов и организационных форм управления потоковыми процессами для максимального удовлетворения спроса на продукцию и доведения ее до потребителя в обусловленный срок с минимальными затратами.
На первом Европейском конгрессе (1974 г) по вопросам материальных потоков логистике было дано следующее определение. «Логистика – это научное направление о системном планировании, управлении и контроле материальных потоков, потоков энергетических, информационных, а также потоков пассажирских». Конечный результат достигался на основе принципа «Любым путем, любыми средствами».
Новизна логистического подхода в управлении ресурсами заключается в смене приоритета хозяйственной деятельности. Во главу угла ставится не продукт, а процесс в форме потока. Управление потоковыми процессами, их преобразование и интеграция является новой формой управления. Оптимизация потоковых процессов в экономике стало возможным благодаря переориентации с количественных критериев оценки хозяйственной деятельности на качественные.
На практике экономический эффект отражается в сокращении издержек и времени в сферах производства и обращения. Наибольший удельный вес в снижении издержек составляют совокупная экономия на объемах складских запасов материальных ресурсов. Экономия времени в логистических процессах образуется за счет повышения скорости и точности перемещения конкретного продукта в процессе производства или доставки его заинтересованному покупателю.
Изменения в формальных системах управления потоками и перевод их на логистические основы носят характер высвобождения некой логистической мощности, которой обладают элементы и процессы материального, денежного и других видов потоков. Высвобождение дополнительной логистической мощности при формировании и моделировании логичтических в сфере производства и обращения предопределяется не только изменением объекта управления, критериев и подходов в формализации систем, а также нетрадиционными принципами, лежащими в основе подобных систем.
Это соответственно кардинально меняет традиционные взаимоотношения как между внутриструктурными элементами, так и между контрагентами в хозяйственной деятельности любого характера. К логистике как научной основе управления потоковыми процессами обращаются во многих областях деятельности.
Логистика применяется и понимается в довольно широком контексте как методология оптимизации экономических и управленческих процессов. Комплексное и полноценное использование теории логистики в прикладной сфере осуществимо лишь при достижении определенного уровня развития экономики и мышления. Степень применения логистики является косвенным критерием уровня развития общества. Использование отдельных элементов, приемов и методов логистики на первичных стадиях организации процессов производства и обращения. Применение логистической концепции в планировании, организации и контроле производственно-хозяйственной деятельности является новым качественным уровнем в понимании и практическом осуществлении системного подхода по управлению экономическими процессами и явлениями.
Революционность логистической концепции проявляется в реальном построении логистических систем на основе ломки старого и традиционного механизма управления. Революционность логистики проявляется в том, что при переходе на соответствующий уровень организации и управления хозяйственной деятельностью включаются регуляторы естественного отбора, ориентированные на дальнейшее прогрессирование всей системы в целом. Эти процессы могут происходить как путем усложнения и дифференциации действующей структуры, так и путем упрощения системы связей и отношений.
Возникновение потоковых процессов и явлений вызвано действием определенных факторов. Создание развитой инфраструктуры в сфере обращения являющейся амортизатором между производством и потреблением содействует интеграции практически всех сфер социально экономической деятельности и общества. Основное направление повышения эффективности общественного производства достигается за счет сокращения затрат именно в сфере обращения. В связи с этим во многих странах осуществляется интенсивный поиск путей снижения затрат в сфере логистики.
Информация о работе Социально-экономическая сущность логистики