Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:25, лекция
Научные дисциплины «Логистика « и «Логика» имеют общие корни. Логистика является закономерным развитием логики как науки о свойствах и методах мышления, а также оптимизации подходов к построению формализованных систем. Источником возникновения понятия логистики является Древняя Греция. Для греков логистика представляла собой искусство выполнения расчетов. Высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью называли логистами.
1.2. Развтите логистики и формирование инфраиндустрии
Развитие логистики и формирование логистических систем имеет свои этапы и стадии, последовательность которых зависит от состояния рынка и степени развития рыночных отношений в экономике. Под этапами развития логистики подразумевается уровень теоретических разработок и принципиальная реализация их на практике в процессе совершенствования рыночных отношений и воздействия НТП.
До конца 1950-х годов для западных стран характерен тип рынка продавца. Спрос превышал предложения. К началу 1960-х годов совокупный объем предлагаемой производителями продукции превысил спрос. Начался этап формирования рынка покупателя. Во-первых, конкуренция возросла и обострилась в результате увеличения числа самих производителей, посредников и роста объема производства. Во-вторых, конкуренция приобрела иной характер, который проявлялся не в подавлении себе подобных насильственными методами или с помощью ценовых войн, а в использовании высокоэффективных технологий и концепций управления для реализации наилучших результатов в производственно-хозяйственной деятельности.
Особенно обострялась потребность наладить управление физическим перемещением материальных ресурсов. На первом этапе активно осуществлялась интеграция складского и транспортного хозяйства. Одновременно укреплялась координация использования элементов вспомогательной инфраструктуры. На втором этапе развития логистики к согласованию процессов активно подключилось планирование и оперативное управление материальными и информационными потоками в основном производстве. В настоящее время необходимо выделить третий этап развития логистики.
Совокупность материалопроводящих звеньев и процессов приобретает целостный характер. Процессы оптимизации материально-технического обеспечения, производства распределения и сбыта осуществляются на принципах математической логистики.
Наиболее экономически развитые страны подошли к четвертому этапу развития логистики. Данный этап характеризуется необходимостью осуществлять эффективное сквозное планирование не только материальными и сопутствующими им информационными, но и денежными, энергетическими и иными потоками во всех областях и на всех уровнях экономики.
Для оценки применения логистики на локальном уровне используется понятие «стадии логистики». Стадии развития логистики – готовность, степень привлечения логистики для решения практических задач в экономических структурах. На микроуровне различают 4 стадии развития логистики. На основе результатов исследования, проведенного в 1990-е годы прошлого века были сделаны следующие выводы.
Первая стадия характеризуется нерегулярной организацией и суточным планированием логистики. Хозорганизации осуществляют централизацию транспортировки материальных ресурсов и готовой продукции, как на внутренним так и межфирменным перевозкам. На этом уровне находилось 57% из числа обследованных фирм.
На второй стадии в дополнение к вышеуказанным функциям осуществлялось централизованное обслуживание потребителей и обработка заказов. К этой группе хозструктур относилось около 20% обследованных объектов. Планирование мероприятий по ее организации осуществляется на недельный период, производится увязка этих мероприятий с бюджетом фирмы, а также идет поиск вариантов по снижению издержек производства.
На третьей стадии развития логистики дополнительно кроме перечисленных выше функций осуществляется прогнозирование сбыта, реализуется комплекс маркетинговых мероприятий. Планирование производственных и логистических процессов производится на месячный период и активно используются элементы макрологистики. Эту группу составили 18% обследованных организаций.
На 4 стадии находилось 5% организаций. Этот уровень характеризуется внедрением интегрированных маркетинговых и логистических систем, охватывающих весь процесс воспроизводства: от получения заказа до доставки продукции конечным потребителям. Разрабатываются долгосрочные планы материально-технического обеспечения и сбыта на год и более. Проводится большая работа по изучению конъюнктуры рынка и природы покупательского спроса.
Осуществление научно обоснованной и хорошо организованной маркетинговой стратегии позволяет внедрить в хоздеятельность организаций цельную логистическую систему, которая значительно увеличивает их преимущества перед конкурентами. Подробная информация о потребителях и наличие гибких производственно-логистических систем позволяет сокращать время выполнения заказов и интервалы поставок, обеспечивать эффективное управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции, отрегулировать деловой сервис, повысить четкость функционирования всей хозяйственной системы на локальном уровне.
До определенного времени основное производство по своим техническим и технологическим показателям опережало уровень развития инфраструктуры. Выгодно снижать затраты в области транспортно-складского хозяйства. Снижение запасов является очень эффективным сродством повышения рентабельности. Логистическая концепция по управлению потоковыми процессами позволяет размер запасов и незавершенного строительства снизить на 50-95 % и на 40-70 % сокращается потребность предприятий в производственных площадях. Количество и качество необходимых преобразований в производственно-хозяйственной деятельности организаций обуславливают переход производства и обращения на стадию инфраиндустрии.
Отличительным признаком инфраиндустрии является наличие высокоразвитой инфраструктуры. Инфраиндустрия представляет собой систему сооружений, машин и технологий транспортно-складских работ, интегрированных в основное производства.
Тема 2. Понятие и виды логистики
Логистика представляет собой комплексную дисциплину. Термин логистика к середине 1980-х годов 20 века стал использоваться повсеместно. Первоначально в гражданской деятельности это понятие употреблялось для обобщения процессов взаимодействия и взаимозависимости лишь складского и транспортного хозяйства. Новый уровень согласования хозяйственной деятельности требовал синхронизовать не только процессы перемещения материальных ресурсов в пределах транспортно-складских систем но и инфраструктурные процессы по ряду функциональных направлений в основном производстве.
В настоящее время данный термин имеет постоянно расширяющийся диапазон толкований. Избрав предметом исследований потоковые процессы потребность в нетрадиционном подходе к разрешению проблем назрела во всех областях социально-экономической деятельности. Наибольшее развитие на сегодняшний день логистика получила в области управления материальными и соответствующими им информационными потоками.
По форме толкования всю совокупность определений необходимо разделить на 2 направления. Первое направление – сводится к трактовке логистики как области хозяйственной деятельности по управлению материальными и информационными потоками в сфере производства и обращения. Второе направление – междисциплинарное научное направление, имеющее прагматический характер и связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности потоковых процессов любого характера.
Анализируя существующий разброс мнений необходимо выделить объединяющую всех идею, которая выражает принципиальное отличие логистического подхода к управлению потовыми процессами от радиционного подхода – интеграция отдельных звеньев потокопроводящей цепи в единую систему, способную быстро адаптироваться к происходящим изменениям внешней и внутренней среды, а также интеграция всех аспектов планирования и управления потоковыми процессами.
Исходя из вышеизложенного, приведем следующее определение понятия логистики как особой системы планирования, управления и контроля потоковыми процессами в условиях интеграции снабжения, производства, распределения и сбыта полезных ресурсов (материальных, информационных, финансовых и энергетических) на базе прогрессирующей производственной, коммерческой и коммуникационной инфраструктуры с использованием информационных технологий.
2.2.Виды логистики
Логистика как наука по управлению материальными, информационными и иными потоками включает в круг своих интересов значительную часть сферы экономической жизни общества. По масштабам разрабатываемых проблем логистика делится на:
макрологистику;
микрологистику.
В область исследований макрологистики включаются процессы, протекающие на региональном, межрегиональном, общенациональном и межгосударственном уровне. Эффективность глобальной логистической концепции заключается в значительном сокращении числа посредников
Микрологистика занимается комплексом вопросов по управлению материальными, информационными и другими потоками основываясь на интересах отдельного предприятия или корпоративной группы предприятий, объединенных общими целями по оптимизации хозяйственных связей.
По характеру зон управления логистика делится на:
внешнюю логистику;
внутреннюю логистику
Внешняя логистика занимается вопросами по регулированию потоковых процессов, выходящими за рамки деятельности, но находящимися в сфере влияния субъекта хозяйствования.
Внутренняя логистика направлена на координацию и совершенствование хозяйственной деятельности, связанной с управлением потоковыми процессами в пределах предприятия или корпоративной группы предприятий.
Наиболее распространенным принципом структуризации логистики является классификация по характеру хозяйственной деятельности и выделяют следующие виды.
Заготовительная (закупочная снабженческая) логистика, которая связана с заготовкой материальных ресурсов и решает все вопросы относящиеся к сфере материально-технического обеспечения предприятия и подготовки продукции к производственному потреблению.
Производственная логистика, включающая все вопросы по организации и управлению перемещением материальных ресурсов от сырья до готового изделия непосредственно в процессе производства, в том числе подачу сырья, материалов и комплектующих изделий на рабочие места.
Распределительная (маркетинговая) логистика, которая специализируется на реализации продукции, включая ее доставку потребителю и послепродажное обслуживание.
Развитие средств коммуникации и компьютеризация хозяйственной деятельности обусловило выделение информационной логистики.
Важность и сложность процессов транспортировки материальных ресурсов объединяют эти процессы и их изучение в транспортной логистики.
Складская логистика, включает все операции и процессы, связанные со складированием, хранением и переработкой материальных ресурсов в складском хозяйстве на всех уровнях.
Финансовая логистика – применение логистических принципов, методов, подходов в сфере денежного обращения, включая вопросы управления и рационализации денежных потоков на всех этапах движения наличных денежных средств
Тема 3 Методологические аспекты управления логистикой
3.1. Цели логистики.
Логистика отражает общую стратегию и тактику деятельности хозструктур в экономике рыночного типа. Избранная стратегия организаций перешедших на логистические принципы функционирования должна быть широко ориентирована на потребителя. Мотивация потребителей в приобретении товара является очень изменчивой. Критерии наилучшим образом могут удовлетворить логистические системы так как именно для этих целей они разрабатываются и создаются Предназначение логистики состоит в адаптации к желаниям потребителя.
Главной целью логистики является доставка продукции соответствующего качества и соответствующего количества точно в срок при относительно минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспортировку продукции, а также на получение, обработку и передачу информации. Главная цель логистики конкретизируется в подцелях.
При стратегическом и оперативном управлении хоздеятельностью создание логистических систем рассматривается как гарантия успеха в конкурентной борьбе. Такая оценка оправдана, поскольку формирование логистических систем связано с:
глубоким изучением рынка, его тенденций и закономерностей;
оптимизацией методики выработки альтернативных вариантов и осуществлением правильного выбора;
эффективным прогнозированием не только прямых конечных и промежуточных результатов, но и побочных явлений;
синхронизацией действий на всех уровнях и во всех сферах управления.
Интеграция стратегических целей предприятия и целей логистики осуществляется естественным образом в различных сферах деятельности и на различных уровнях управления. Чем выше интеграция методологии логистики в функциональную деятельность предприятия вплоть до отдельных операций, тем выше эффективность промежуточных и конечных результатов этой деятельности.
Интеграция целей производится как по горизонтали, так и по вертикали. По горизонтали осуществляется взаимоувязка действий по прямым и обратным связям в процессе управления материальными и информационными потоками в каждой отдельно взятой сфере деятельности предприятия. Вертикальная интеграция целей проявляется в их максимальном согласовании во всех сферах деятельности и на всех уровнях управления. В иерархическом структуре управления предприятием имеется несколько уровней на каждом их которых стратегические и тактические цели формализуются исходя из сущности этого уровня управления.
Информация о работе Социально-экономическая сущность логистики