- Содержание
типового технологического
процесса доставки и
складской переработки
груза
Перемещение
материальных потоков в логистической
цепи невозможно без концентрации в
определенных местах необходимых запасов,
для хранения которых предназначены
соответствующие склады. Движение через
склад связано с затратами
живого и овеществленного труда,
что увеличивает стоимость товара.
В связи с этим проблемы, связанные
с функционированием складов, оказывают
значительное влияние на рационализацию
движения материальных потоков в
логистической цепи, использование
транспортных средств и издержек
обращения. Современный крупный склад
— это сложное техническое сооружение,
которое состоит из многочисленных взаимосвязанных
элементов, имеет определенную структуру
и выполняет ряд функций по преобразованию
материальных потоков, а также накапливанию,
переработке и распределению грузов между
потребителями. При этом возможное многообразие
параметров, технологических и объемно-планировочных
решений, конструкций оборудования и характеристик
разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых
на складах, относит склады к сложным системам.
В то же время склад сам является всего
лишь элементом системы более высокого
уровня — логистической цепи, которая
и формирует основные и технические требования
к складской системе, устанавливает цели
и критерии ее оптимального функционирования,
диктует условия переработки груза. Поэтому
склад должен рассматриваться не изолированно,
а как интегрированная составная часть
логистической цепи. Только такой подход
позволит обеспечить успешное выполнение
основных функций склада и достижение
высокого уровня рентабельности. При этом
необходимо иметь в виду, что в каждом
отдельно взятом случае, для конкретного
склада, параметры складской системы значительно
отличаются друг от друга, так же как ее
элементы и сама структура, основанная
на взаимосвязи этих элементов. При создании
складской системы всегда нужно руководствоваться
следующим основным принципом: лишь индивидуальное
решение с учетом всех влияющих факторов
может сделать ее рентабельной. Предпосылкой
этого является четкое определение функциональных
задач и основательный анализ переработки
груза как внутри, так и вне склада. Разброс
гибких возможностей необходимо ограничить
благоразумными практически выгодными
показателями. Это означает, что любые
затраты должны быть экономически оправданными,
т. е. внедрение любого технологического
и технического решения, связанное с капиталовложениями,
должно исходить из рациональной целесообразности,
а не из модных тенденций и предлагаемых
технических возможностей на рынке. Основное
назначение склада — концентрация запасов,
их хранение и обеспечение бесперебойного
и ритмичного снабжения заказов потребителей. Логистический
процесс на складе весьма сложен, поскольку
требует полной согласованности функций
снабжения запасами, переработки груза
и физического распределения заказов.
Практически логистика на складе охватывает
все основные функциональные области,
рассматриваемые на микро уровне. Поэтому
логистический процесс на складе гораздо
шире технологического процесса и включает
:
- контроль
за поставками,
- разгрузку
и приемку грузов,
- внутри
складскую транспортировку и
перевалку грузов,
- контроль
за выполнением заказов,
- информационное
обслуживание склада, - складирование
и хранение грузов,
- комплектацию
(комиссионирование) заказов клиентов
и отгрузку, - транспортировку и
экспедицию заказов,
- сбор
и доставку порожних товароносителей,
Функционирование
всех составляющих логистического процесса
должно рассматриваться во взаимосвязи
и взаимозависимости. Такой подход
позволяет не только четко координировать
деятельность служб склада, он является
основой планирования и контроля
за продвижением груза на складе с
минимальными затратами. Условно весь
процесс можно разделить на три
части:
1) операции,
направленные на координацию
службы закупки;
2) операции,
непосредственно связанные с
переработкой груза и
3) операции,
направленные на координацию службы продаж.
Координация
службы закупки осуществляется в
ходе операций по снабжению запасами
и посредством контроля за ведением
поставок. Основная задача снабжения
запасами состоит в обеспечении
склада товаром (или материалом) в
соответствии с возможностями его
переработки на данный период при
полном удовлетворении заказов потребителей.
Поэтому определение потребности
в закупке запасов должно вестись
в полной согласованности со службой
продаж и имеющейся мощностью
склада. Учет и контроль за поступлением
запасов и отправкой заказов позволяет
обеспечить ритмичность переработки грузопотоков,
максимальное использование имеющегося
объемам склада и необходимые условия
хранения, сократить сроки хранения запасов
и тем самым увеличить оборот склада. При
осуществлении разгрузки и приемки товаров
этих операций необходимо ориентироваться
на условия поставки заключенного договора
(раздел «базис поставки»). Соответственно
подготавливаются места разгрузки под
указанное транспортное средство (трейлер,
фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное
оборудование. Разгрузка на современных
складах осуществляется на разгрузочных
автомобильных или железнодорожных рампах
и контейнерных площадках. Специальное
оснащение мест разгрузки и правильный
выбор погрузочно-разгрузочного оборудования
позволяют эффективно проводить разгрузку
(в кратчайшие сроки и с минимальными потерями
груза), в связи с чем сокращаются простои
транспортных средств, а следовательно,
и снижаются издержки обращения. Проводимые
на данном этапе операции включают:
—
разгрузку транспортных средств,
—
контроль документального и физического
соответствия заказов поставки,
—
документальное оформление прибывшего
груза через информационную систему,
Внутрискладская
транспортировка предполагает перемещение
груза между различными зонами склада:
с разгрузочной рампы в зону приемки,
оттуда в зону хранения, комплектации
и на погрузочную рампу. Эта операция
выполняется с помощью подъемно-транспортных
машин и механизмов. Транспортировка
грузов внутри склада должна осуществляться
при минимальной протяженности во времени
и пространстве по сквозным «прямоточным»
маршрутам. Это позволит избежать повторного
возвращения в любую из складских зон
и неэффективного выполнения операций.
Число перевалок (с одного вида оборудования
на другое) должно быть минимальным. Процесс
складирования заключается в размещении
и укладке груза на хранение. Основной
принцип рационального складирования
— эффективное использование объема зоны
хранения. Предпосылкой этого является
оптимальный выбор системы складирования
и, в первую очередь, складского оборудования.
Оборудование под хранение должно отвечать
специфическим особенностям груза и обеспечивать
максимальное использование высоты и
площади склада. При этом пространство
под рабочие проходы должно быть минимальным,
но с учетом нормальных условий работы
подъемно-транспортных машин и механизмов.
Для упорядоченного хранения груза и экономичного
его размещения используют систему адресного
хранения по принципу твердого (фиксированного)
или свободного (груз размещается на любом
свободном месте) выбора места складирования.
Процесс складирования и хранения включает:
а)
закладку груза на хранение,
б)
хранение груза и обеспечение
соответствующих для этого условий,
в)
контроль за наличностью запасов
на складе, осуществляемый через
информационную систему.
Процесс
комплектации сводится к подготовке
товара в соответствии с заказами
потребителей.
а)
получение заказа клиента (отборочный
лист),
б)
отбор товара каждого наименования
по заказу клиента,
в)
комплектацию отобранного товара
для конкретного клиента в
соответствии с его заказом,
г)
подготовку товара к отправке
(укладывание в тару, на товароноситель),
д)
документальное оформление подготовленного
заказа и контроль за подготовкой
заказа,
е)
объединение заказов клиентов
в партию отправки и оформление
транспортных накладных,
Комиссионирование заказов клиентов
проводится в зоне комплектации.
Подготовка и оформление документации
осуществляется через информационную
систему. Адресная система хранения
позволяет указывать в отборочном
листе место отбираемого товара,
что значительно сокращает время
отборки и помогает отслеживать
отпуск товара со склада. При комплектации
отправки благодаря информационной системе
облегчается выполнение функции объединения
грузов в экономичную партию отгрузки,
позволяющую максимально использовать
транспортное средство. При этом выбирается
оптимальный маршрут доставки заказов.
Отгрузка ведется на погрузочной рампе
(требование к проведению эффективной
отгрузки аналогичны требованиям к разгрузке). Транспортировка
и экспедиция заказов могут осуществляться
как складом, так и самим заказчиком. Последний
вариант оправдывает себя лишь в том случае,
когда заказ осуществляется партиями,
равными вместимости транспортного средства,
и при этом запасы потребителя не увеличиваются.
Наиболее распространена и экономически
оправданна централизованная доставка
заказов складом. В этом случае благодаря
унитизации грузов и оптимальным маршрутам
доставки достигается значительное сокращение
транспортных расходов и появляется реальная
возможность осуществлять поставки мелкими
и более частыми партиями, что приводит
к сокращению ненужных страховых запасов
у потребителя. Сбор и доставка порожних
товароносителей играют существенную
роль в статье расходов. Товароносители
(поддоны, контейнеры, тара-оборудование)
при внутригородских перевозках чаще
всего бывают многооборотные, а потому
требуют возврата отправителю. Эффективный
обмен товароносителей возможен лишь
в тех случаях, когда достоверно определено
их оптимальное количество и четко выполняется
график обмена ими с потребителями. Информационное
обслуживание склада предполагает управление
информационными потоками и является
связующим стержнем функционирования
всех служб склада. В зависимости от технической
оснащенности управление информационными
потоками может быть . как самостоятельной
системой (на механизированных складах),
так и составной подсистемой общей автоматизированной
системы управления материальными и информационными
потоками (на автоматизированных складах). Информационное
обслуживание охватывает:
— обработку
входящей документации,
— предложения
по заказам поставщиков,
— оформление
заказов поставщиков,
— управление
приемом и отправкой,
— контролирование
наличности на складе,
—прием
заказов потребителей,
— оформление
документации отправки,
—
диспетчерскую помощь, включая оптимальный
выбор партий
отгрузки
и маршруты доставки,
—
обработку счетов клиентов,
— обмен
информацией с оперативным персоналом
и верхним
—
различную статистическую информацию.
На
обеспечение координации деятельности
службы продаж в первую очередь направлены
операции контроля за выполнением заказов
и оказание услуг клиентам, от выполнения
которых зависит уровень обслуживания. Успешно
осуществляемое логистическое обслуживание
покупателей может легко стать важнейшим,
к тому же стратегическим признаком, выгодно
отличающим данную фирму от конкурентов. Выделяют
три основные категории элементов обслуживания:
до-продажное, во время продажи и послепродажное.
Осуществлением до продажных услуг занимается
служба продаж (маркетинговая служба).
Склад обеспечивает выполнение как продажных
услуг:
—
полную проверку качества поставляемых
товаров,
—
замену заказанного товара (изменение
заказа),
—
экспедиторские услуги с осуществлением
разгрузки,
—
гарантийное обслуживание,
—
обеспечение запчастями,
—
временную замену товаров,