Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:19, реферат
Главная и наиболее оригинальная часть логики Аристотеля – его теория силлогизма. В трактате «Первая аналитика», где излагается аристотелевская теория силлогизма, сказано, что «силлогизма есть речь, в которой, если нечто предложено, то с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в силу того, что положенное есть». Силлогизм состоит из трех суждений, два из них посылки, а третье – заключение.
Министерство высшего и
Институт международных связей
Факультет: Международные экономические отношения
Специальность: Связь с общественностью гр.№112
Реферат на тему:
«Учение Аристотеля о силлогизме»
Исполнитель: Максимова В. Г.
Группа № 112
Руководитель: Клепарский С. Ю.
Екатеринбург 2012г
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь и творчество Аристотеля
Аристотель
– величайший из древнегреческих
философов, основоположник дуализма,
«отец логики», ученик и
Oбocнoвaниe и paзвитиe cиллoгиcтики
cвязaнo c имeнeм дpeвнeгpeчecкoгo
Александр Македонский любил Аристотеля и называл его своим «вторым отцом». Аристотель не был согласен с политикой Македонского и по истечении некоторого времени покинул его и вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Линей, по имени храма Аполлона Линейского, вблизи которого и находилась эта школа. При школе был сад с галереями для прогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там, школа получила название «перипатической», а принадлежащие к ней стали называться «перипатетиками». Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрения Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Линее, привлекавшее многочисленных учеников.
Смерть Александра Македонского
вызвала антимакедонское
Дошедшие до нас сочинения Аристотеля условно можно разделить на семь частей. Логические трактаты: «Категории», «Об истолковании», «Аналитика первая и вторая», «Топика», «О софистических опровержениях», «Риторика». Физико–астрономические сочинения: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика». Трактат о « первой философии»: «Метафизика». Биологические трактаты: «О душе», «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных». Этические сочинения: «Политика», «Афинская полития». Эстетический трактат: «Поэтика». Большую важность в своих трудах Аристотель придавал определению природы понятия и отношений между понятиями, так как одна из логических функций понятия состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и познании предметов. Благодаря этой функции, понятия связывают слова с определенными предметами, что дает возможность установления точного значения слов и оперирования ими в процессе познания.
Силлогизм – открытие Аристотеля является главной и наиболее оригинальной частью логики. В теории силлогизмов Аристотель дал определение силлогизму и различил его виды, определил работающие и не работающие виды силлогизмов, установил три фигуры силлогизма.
Однако необходимо выяснить условия и исследовать методы не только вероятного, но и достоверного знания, чему и посвящены теория определения и теория достоверного знания. Всякое доказательство опирается на определенные положения, как на исходные начала. Аристотель выделяет три вида недоказуемых начал.
Истинность мыслей – необходимое условие познающего мышления. Если это условие не соблюдается, то правильных результатов в процессе рассуждения получить нельзя. Значит, мысли, из которых строится рассуждение, должны быть истинными по содержанию. Истинность мысли – необходимое, но не единственное условие достижения истины в процессе рассуждения. Необходима правильная связь мыслей, их правильное построение. Правильная связь мыслей в процессе рассуждения обусловливается законами мышления. Два закона из четырех были выведены Аристотелем. Благодаря их действию, выведение новых знаний из истинных и проверенных суждений приводит к истине.
Логика Аристотеля возникла не в безвоздушном пространстве логических абстракций. Поэтому, третья глава посвящена проблеме возникновения логики Аристотеля.
Аристотель не считал логику отдельной наукой, по его мнению, это скорее орудие («органон») всякой науки и показал правила и приемы, использование которых необходимо в любом рассуждении, в познании, как самых обычных свойств, так и сложных процессов и явлений действительности.
Учение о силлогизме является исторически первым законченным фрагментом логической теории умозаключений. Оно систематически изложено Аристотелем в «Аналитиках» и под именем силлогистики существует до настоящего времени, обладая самостоятельной ценностью.
Простой категорический силлогизм, как это принято в большинстве учебников теперь. Нередко оно у него обозначает вообще всякое умозаключение.
Apиcтoтeлeвcкoе oпpeдeлeниe cиллoгизмa тaкoвo: «Cиллoгизм, ecть peчь, в кoтopoй из нeкoтopыx пoлoжeний, блaгoдapя тoмy, чтo пoлoжeннoe cyщecтвyeт, вытeкaeт c нeoбxoдимocтью нeчтo инoe, чeм тo, чтo былo пoлoжeнo».
Он пoдpaздeляeт cиллoгизмы нa нecoвepшeнный и coвepшeнный. В пocлeднeм зaключeниe c лoгичecкoй нeoбxoдимocтью cлeдyeт из eгo пocылoк по пpинципy: «Ecли X, тo Y; ecли Y, тo Z; cлeдoвaтeльнo, ecли X, тo Z», тoгдa кaк в нecoвepшeннoм cиллoгизмe нaдлeжит eщe либo пpибaвить к yжe имeющимcя пocылкaм дoпoлнитeльнyю пocылкy, либo пpoизвecти нaд ними дoпoлнитeльныe пpeoбpaзoвaния (в чacтнocти, oбpaщeниe) — для тoгo, чтoбы дaнный нecoвepшeнный cиллoгизм cтaл
Главная и наиболее оригинальная часть логики Аристотеля – его теория силлогизма. В трактате «Первая аналитика», где излагается аристотелевская теория силлогизма, сказано, что «силлогизма есть речь, в которой, если нечто предложено, то с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в силу того, что положенное есть». Силлогизм состоит из трех суждений, два из них посылки, а третье – заключение.
Исследуя строение силлогизмов, он все термины в них представляет буквами, т.е. вводит в логику переменные. Аристотель, говоря словами Я. Лукасевича, «представил свою теорию в буквенной форме stoiceia, для того, чтобы показать, что получаемое заключение получается не как следствие содержания посылок, а как следствие их формы и сочетания; буквы являются знаками общности и показывают, что такое заключение будет следовать всегда, какой бы термин мы не избрали».
Силлогизм Аристотеля вовсе не является выводом типа: «Всякое В есть А; всякое С есть В ; следовательно, всякое С есть А». Только в дальнейшем он был истолкован как вывод, а у самого Аристотеля силлогизм – импликация (логическая операция, образующая сложное высказывание посредством логической связки) типа: Если А присуще всякому В и В присуще всякому С, то А присуще всякому С.
Большое значение имеет то, что силлогизм-импликация Аристотеля отличается от вывода традиционной логики. Как импликация силлогизм Аристотеля есть предложение и потому должно быть либо истинным, либо ложным. А традиционный силлогизм как вывод может быть правильным или неправильным, но не может быть истинным или ложным, так как он не предложение, а ряд предложений, не спаянных в форму единства.
Форма силлогизм характеризуется числом переменных, их расположением и логическими константами. Две из них «и» и «если» не представляют специфических характеристик аристотелевской логики и входят как часть в более широкую и более основную логическую систему. Кроме них имеется еще четыре постоянных, характерных для логической системы Аристотеля. Это отношения между общими терминами:
Анализируя формы силлогизма, Аристотель выделил три основных вида (три «фигуры»), в которые могут быть сведены все отдельные его «модусы» (свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях). Принципом, на основе которого Аристотель разделил модусы силлогизма на фигуры, оказалось положение среднего термина в качестве субъекта или предиката посылок. «Мы узнаем фигуру по положению среднего термина».
Цель силлогизма – обосновать отношение А к В. Для этого необходимо найти нечто общее как для А, так и для В. Найти его возможно тремя способами:
«Отсюда очевидно, что всякий силлогизм строится по какой-нибудь из этих фигур». В этой схеме А – предикат силлогистического заключения, В – его субъект, С – его средний термин. В первой фигуре средний термин – субъект по отношению к А (к «большому термину») и предикат по отношению к В (к «меньшему термину»). Во второй фигуре средний термин – предикат, а в третьей – субъект по отношению к большему и меньшему терминам.
Аристотель разделил все силлогизмы на «совершенные» и «несовершенные». «Совершенные» – это, по сути, аксиомы силлогистики: не требующие доказательства и недоказуемые самоочевидные утверждения. «Несовершенные» силлогизмы лишены очевидности и доказываются. Недоказуемые непосредственные положения составляют фонд основных истин.
Как указывалось в предыдущем разделе, силлогистическое умозаключение состоит из трех суждений:
Иногда одна из посылок
или заключение не указываются. Этот
сокращенный силлогизм
Например: «Наше правительство
не умеет работать, потому что все
демократические правительства
не умеют работать» (опущена малая
посылка: наше правительство —
Примером энтимемы с пропущенным заключением может быть следующее умозаключение: "Планета не может иметь гиперболическую орбиту, а Меркурий - планета". Каждый легко догадается, что этим желают сказать: "Меркурий не может иметь гиперболическую орбиту", - хотя прямо это не было выражено.
Так как в энтимемах воспроизводится лишь часть силлогизма, то поэтому в них только два суждения, но, одно из понятий повторяется в обоих, так что терминов все равно три, как это и должно быть в силлогизме. Именно в такой сокращенной форме чаще всего приходится сталкиваться с данным чрезвычайно распространенным видом умозаключения.
Когда нам надо проверить обоснованность и последовательность рассуждений, построенных в форме энтимемы, то надо восстанавливать их невысказанные составные части. В некоторых случаях такое восстановление очень просто, но часто возникают и трудности, особенно когда невысказанной осталась одна из посылок.
Для оценки правильности рассуждения в энтимеме следует восстановить её полный силлогизм. Чтобы восстановить энтимему в полный силлогизм, следует руководствоваться следующими правилами:
Поскольку обычно мы рассуждаем, используя энтимемы, мы часто допускаем ошибки в собственных рассуждениях и не замечаем ошибок в рассуждениях других: пропуск посылки создает иллюзию очевидности.
Например: N знает риторику, потому что имеет отличную оценку по этому предмету; — пропущена посылка, истинность которой сомнительна: все получившие отличную оценку по риторике, знают этот предмет.