Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:31, контрольная работа
Судебные и политические дискуссии были распространены и в Древней Греции. Часто судебное решение зависело от логической доказательности речи обвиняемого или обвинителя. Никакие искусственные приемы, никакое красноречие не способные помочь, если нет хорошо обоснованных идей и убедительных доказательств.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………......3
О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ……………………………………………4
ВИДЫ СПОРА……………………………………………………….5
ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ…………………………………………7
УЛОВКИ В СПОРЕ…………………………………………………10
ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УЛОВОК……….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
ИНСТИТУТ
БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА
БИЗНЕС- ТЕХНОЛОГИЙ
Контрольная работа студентки 3 курса группы 3-СЗ-1
Ганиевой Любови
Олеговны
ТЕМА: Уловки,
применяемые в дискуссиях,
и способы противодействия
уловкам.
Санкт-Петербург
2011
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ………………………………………
ВИДЫ СПОРА……………………………………………………
ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ…………………………………………7
УЛОВКИ В СПОРЕ…………………………………………………10
ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УЛОВОК……….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Первоначально
логика разрабатывалась в связи
с запросами практики судопроизводства
и ораторского искусства. Связь
логики с этими сферами человеческой
деятельности прослеживается в Древней
Индии, Древней Греции и Риме. Так,
в общественной жизни Древней
Индии в период, когда проявился
интерес к логике, дискуссии были
постоянным явлением. Об этом пишет
известный русский востоковед академик
В. Васильев: «Если явится кто-нибудь
и станет проповедовать неизвестные
дотоле идеи, их не будут чуждаться
и преследовать без всякого суда:
напротив, охотно будут признавать
их, если проповедник этих дней удовлетворит
всем возражениям и опровергнет
старые теории. Воздвигали арену состязания,
выбирали судей и при споре
присутствовали постоянно цари, вельможи
и народ; определяли заранее, независимо
от царской награды, какой должен
быть результат спора. Если спорили
только два лица, то иногда побежденный
должен был лишать себя жизни –
бросаться в реку или со скалы
или сделаться рабом
Судебные и
политические дискуссии были распространены
и в Древней Греции. Часто судебное
решение зависело от логической доказательности
речи обвиняемого или обвинителя.
Никакие искусственные приемы, никакое
красноречие не способные помочь,
если нет хорошо обоснованных идей
и убедительных доказательств.
Прежде чем говорить о споре и его особенностях, надо хотя бы в самых общих чертах ознакомиться с доказательствами. Ведь мир состоит из доказательств. Один доказывает, что такая-то мысль верна, другой — что она ошибочна.
Та мысль, для обоснования истины или ложности которой строится доказательство, называется тезисом доказательства. Она — конечная цель наших усилий. Тезис в доказательстве — как король в шахматной игре. Хороший шахматный игрок всегда должен иметь в виду короля, какой бы ход ни задумывал. Так и хороший доказыватель в споре или без спора: о чем он в доказательстве ни заводит речь, всегда, в конечном счете, имеет одну главную цель — тезис, его оправдание или опровержение и т.п.
Вот почему первое требование от приступающего к серьезному доказательству или спору — выяснить спорную мысль, выяснить тезис, т.е. вникнуть в него и понять так, чтоб он стал для нас совершенно ясным и отчетливым по смыслу. Это сберегает много времени и охраняет от множества ошибок.
Для того, чтобы выяснить тезис, достаточно обыкновенно выяснить три вопроса относительно этого тезиса.
Во-первых, — все ли слова и выражения тезиса вполне и отчетливо нам понятны.
Надо стараться выяснить каждое понятие тезиса по возможности до полной кристальной ясности и отчетливости.
Второй пункт,
который надо выяснить в тезисе,
следующий. В тезисе, как и во всяком
простом "суждении", всегда что-нибудь
утверждается или отрицается о каком-нибудь
предмете или о многих предметах
одного и того же класса. И вот
для ясности и отчетливости мышления
надо знать, об одном ли только предмете
идет речь или обо всех без исключения
предметах данного класса, или
не обо всех, а некоторых (большинстве,
многих, почти всех, нескольких и
т.п.). Между тем во многих суждениях,
которые высказываются в
Между тем о выяснении этих различий в тезисе (различий в степенях модальности, как называет их логика) заботятся меньше всего. Для мало обработанного среднего ума какую мысль ни возьми, она вся или достоверна, или несомненно ложна, середины нет, а вернее он о таких "тонкостях" и не задумывается.
Итак, вот три
главных пункта, которые обыкновенно
достаточно и всегда необходимо выяснить
при выяснении тезиса: а) все неясные
для нас понятия, в него входящие;
б) "количество" его и в) "модальность"
его.
Различают следующие виды споров по их цели:
Спор может проходить при публике, присутствие которой приходиться учитывать участникам спора, и без нее – быть кулуарным. Кроме того, бывают споры с арбитром (эту роль может выполнять публика) или без такового. Полемика, в которой участвуют два человека и которая происходит в присутствии публики, называется диспутом.
Начиная научную или деловую дискуссию, противоположные стороны стремятся выработать общее поле аргументации – договориться о том, как будут пониматься основные термины, спорные и другие утверждения, какой теории и какой логики будут придерживаться стороны и т.д.
В случае полемики, а иногда и деловых дискуссий общее поле аргументации вырабатывается не всегда. Это объясняется тем, что такие споры не всегда являются спорами ради истины. При споре ради победы трудно выработать общее поле аргументации.
Спор первого типа – спор ради истины - называется диалектическим. (Диалектикой древние греки называли искусство достижения истины в процессе беседы). Дискуссия является диалектическим спором, а диспут и полемика - не всегда.
Спор второго типа – спор ради победы – называется эристическим ( от греч. εριστιχα - искусство спора).
Противоположные
стороны при диалектическом споре
называют оппонентами или
При эристическом споре противоположные стороны называются противниками.
В зависимости от того, каков вид спора, применяются та или иная стратегия и тактика аргументации и критики.
Стратегия – это общий план построения аргументации или критики.
Стратегия заключается в выполнении следующих действий:
Эта стратегия является наиболее простой, она даже кажется очевидной, однако следование ей требует определенных навыков как от пропонента, так и от слушателей. Бывает так, что тезис формулируется, аргументы приводятся, а вывода о том, насколько аргументы подтверждают тезис, не делается.
Для обсуждения научных и некоторых других проблем проводятся дискуссии, имеющие название «круглый стол». Такие дискуссии целесообразно проводить в тех случаях, когда сформулирована и требует обсуждения так называемая неразвитая проблема. Для ведения «круглого стола» назначается руководитель или ведущий, а также человек, который формулирует проблему, если не всем она известна. Затем предлагаются решения или пути решения, предпочтительности которых обосновываются как тезисы аргументации.
Особым видом спора является деловое совещание. Оно может быть:
спором типа «круглый стол», если до совещания не выработано решение проблемы;
спором двух
или более сторон, если есть варианты
решения, аргументацией руководителя
или его представителя, если обсуждается
уже выработанное решение с целью
совершенствования или
При проведении деловых совещаний во многих случаях важно соблюдение регламента и ведение протокола, а также привлечение в качестве участников лиц, обладающих соответствующими знаниями, заранее ознакомленных с постановкой проблемы и полномочных принимать соответствующие решения.
Изложенные общие
стратегии споров могут выступать
в качестве основы для стратегий,
которые следует разрабатывать
применительно к тем или иным
типам обсуждаемых проблем и
аудиторий.
Тактика аргументации
и критики - план отдельного этапа
аргументации или критики. Часто
тактика заключается в
Рассмотрим основные общеметодологические тактические приемы.
«Оттягивание выражения». Этот прием заключается в следующем. Осуществляя аргументацию в процессе дискуссии, человек может оказаться в затруднении при ответе на вопрос или при подборе аргументов для возражения. Он может чувствовать, что аргументы существуют, что она будут найдены, если удастся выиграть время и подумать. В таком случае рекомендуется попросить спрашивающего подождать, а самому повторить ранее высказанные аргументы или «вспомнить» что-то, что непременно нужно сейчас сказать присутствующим. Если это зависит от отвечающего на возражение, можно даже объявить перерыв. Выиграв время, иногда всего несколько минут, можно найти требуемое возражение.
«Сокрытие тезиса». Если такое педагогическое правило - читая лекцию, участвуя в дискуссии, выступая на собрании и т.д., четко сформулировать тезис аргументации, а затем его обосновать. Такой способ построения лекции, речи и т.д. позволяет сосредоточить внимание присутствующих и лучше усвоить весь ход аргументации.
В некоторых
случаях целесообразно
Этот прием
применяется тогда, когда оппонент
не заинтересован в доказательстве
вашего тезиса. Существует, правда, мнение,
что в научных спорах сохраняется
беспристрастность, поскольку научные
истины не задевают интересов людей,
особенно если это истины естественных
наук. Эта мысль содержится в следующем
высказывании Лейбница: «Если бы геометрия
так же противоречила нашим страстям
и нашим интересам, как нравственность,
то мы бы так же спорили против нее
и нарушали ее вопреки всем доказательствам
Эвклида и Архимеда, которые мы
называли бы тогда бреднями и считали
бы полными ошибок». В действительности
и геометрия может
Информация о работе Уловки, применяемые в дискуссиях, и способы противодействия уловкам