Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:54, контрольная работа
Логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется
Введение________________________________________________3
1. Общая характеристика логического закона__________________4
2. Основные законы логики_________________________________5
2.1.Закон тождества______________________________________5
2.2.Закон противоречия__________________________________7
2.3.Закон исключенного третьего__________________________10
2.4.Закон достаточного основания_________________________11
Заключение_____________________________________________12
Список использованной литературы_________________________13
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский
национальный технический университет
Контрольная
работа
по предмету
«Логика»
тема: Законы
логики
Проверил:Терлюкевич
Минск,
2011
Содержание
Введение______________________
1. Общая
характеристика логического закона__________________4
2. Основные
законы логики_________________
2.1.Закон тождества_____________________
2.2.Закон противоречия__________________
2.3.Закон
исключенного третьего______________________
2.4.Закон
достаточного основания_____________________
Заключение____________________
Список
использованной литературы____________________
Введение
Логика
(др.-греч. λογική — «наука о правильном
мышлении», «искусство рассуждения» от
λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль»)
— наука о формах, методах и законах интеллектуальной
познавательной деятельности, формализуемых
с помощью логического языка. Поскольку
это знание получено разумом, логика также
определяется как наука о формах и законах
правильного мышления. Поскольку мышление
оформляется в языке в виде рассуждения,
частными случаями которого являются
доказательство и опровержение, логика
иногда определяется как наука о способах
рассуждения или наука о способах доказательств
и опровержений. Логика как наука изучает
способы достижения истины в процессе
познания опосредованным путём, не из
чувственного опыта, а из знаний, полученных
ранее, поэтому её также можно определить
как науку о способах получения выводного
знания.
Одна
из главных задач логики — определить,
как прийти к выводу из предпосылок (правильное
рассуждение) и получить истинное знание
о предмете размышления, чтобы глубже
разобраться в нюансах изучаемого предмета
мысли и его соотношениях с другими аспектами
рассматриваемого явления.
Логика служит одним из инструментов почти любой науки.
Классическая
логическая теория далеко не совершенна:
основное её содержание формулируется
на особом, созданном специально для
своих целей языке, использует абсолютное
предметное мышление. В ней не предполагается
использование контроля прагматических
ошибок, погрешностей нелинейностей
используемых систем отсчёта, пограничных
ошибок описания, релятивизма масштабирования
и т. п. Вследствие чего принято считать
нормальным факт наличия в её языке
парадоксов и априорных утверждений,
кустовых эффектов словаря и т. п.
Основные принципы (законы) правильного мышления: тождества, не противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Соблюдение законов логики – необходимое условие достижения истины в процессе познания.
Материалистический диалектико-методологический фундамент логики. Понятие о диалектической логике. Логика формальная и диалектическая. Анализ взглядов на законы логики как априорные или конвенциональные конструкции.
Возникновение логики как науки и основные этапы ее развития. Изменение методов логики в процессе ее исторического развития. Современный этап развития формальной логики. Логика и другие науки о мышлении. Логика и психология. Логика и конкретные науки.
Теоретическое и практическое значение логики. Значение логики для науки и техники. Роль логики в формировании научных убеждений. Логика в педагогическом процессе. Овладение логикой – условие повышения культуры мышления.
Познавая окружающий мир, Человек отражает в своем мышлении явление действительности. Важным условием достижения истинных знаний является правильная связь мыслей, обусловленная законами формальной логики.
Закон мышления, или логический закон, - это внутренняя, существенная, необходимая связь между мыслями.
Формально-логические законы отражают наиболее простые и вместе с тем необходимые условия правильного мышления. Несоблюдение этих законов делает мышление путанным, бессвязным, противоречивым, приводит к ошибкам в рассуждениях.
Наиболее
простые связи между мыслями
выражаются в четырех основных логических
законах: тождества, не противоречия, исключенного
третьего и достаточного основания
2.
Основные законы
логики
2.1.Закон
тождества
Первый и наиболее важный закон логики — это закон тождества, который был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом: «…иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно». Можно было бы добавить к этим словам Аристотеля известное утверждение о том, что мыслить (говорить) обо всем — значит не мыслить (не говорить) ни о чем.
Закон тождества утверждает, что любая мысль (любое рассуждение) обязательно должна быть равна (тождественна) самой себе, т. е. она должна быть ясной, точной, простой, определенной. Говоря иначе, этот закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (т. е. употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова), создавать двусмысленность, уклоняться от темы и т п. Например, непонятен смысл фразы: «Из-за рассеянности на турнирах шахматист неоднократно терял очки». Очевидно, что по причине нарушения закона тождества появляются неясные высказывания (суждения). Символическая запись этого закона выглядит так: а →а (читается: «Если а, то а»), где а — это любое понятие, высказывание или целое рассуждение.
Когда
закон тождества нарушается непроизвольно,
по незнанию, тогда возникают просто
логические ошибки; но когда этот закон
нарушается преднамеренно, с целью
запутать собеседника и доказать
ему какую-нибудь ложную мысль, тогда
появляются не просто ошибки, а софизмы.
Таким образом, софизм — это внешне
правильное доказательство ложной мысли
с помощью преднамеренного
Приведем пример софизма: «Что лучше: вечное блаженство или бутерброд? Конечно же, вечное блаженство. А что может быть лучше вечного блаженства? Конечно же, ничто! Но бутерброд ведь лучше, чем ничто, следовательно, он лучше вечного блаженства». Попробуйте самостоятельно найти подвох в этом рассуждении, определить, где и как в нем нарушается закон тождества и разоблачить этот софизм.
Вот еще один софизм: «Спросим нашего собеседника: «Согласен ли ты с тем, что если ты что-то потерял, то у тебя этого нет?» Он отвечает: «Согласен». Зададим ему второй вопрос: «А согласен ли ты с тем, что если ты что-то не терял, то у тебя это есть?» — «Согласен», — отвечает он. Теперь зададим ему последний и главный вопрос: «Ты не терял сегодня рога?» Что ему остается ответить? «Не терял», — говорит он. «Следовательно, — торжествующе произносим мы, — они у тебя есть, ведь ты же сам вначале признал, что если ты что-то не терял, то оно у тебя есть». Попробуйте разоблачить и этот софизм, определить, где и как в данном внешне правильном рассуждении нарушается закон тождества.
Однако на нарушениях закона тождества строятся не только неясные суждения и софизмы. С помощью нарушения этого закона можно создать какой-нибудь комический эффект. Например, Николай Bacильeвич Гоголь в поэме «Мертвые души», описывая помещика Ноздрева, говорит, что тот был «историческим человеком», потому что где бы он ни появлялся, с ним обязательно случалась какая-нибудь «история». На нарушении закона тождества построены многие комические афоризмы. Например: «Не стой где попало, а то еще попадет». Также с помощью нарушения этого закона создаются многие анекдоты. Например:
– Я сломал руку в двух местах.
– Больше не попадай в эти места.
Как видим, во всех приведенных примерах используется один и тот же прием: в одинаковых словах смешиваются различные значения, ситуации, темы, одна из которых не равна другой, т. е. нарушается закон тождества.
Нарушение этого закона также лежит в основе многих известных нам с детства задач и головоломок. Например, мы спрашиваем собеседника: «За чем (зачем) находится вода в стеклянном стакане?» — преднамеренно создавая двусмысленность в этом вопросе (зачем — для чего и за чем — за каким предметом, где). Собеседник отвечает на один вопрос, например он говорит: «Чтобы пить, поливать цветы», а мы подразумеваем другой вопрос и, соответственно, другой ответ: «За стеклом».
В
основе всех фокусов также лежит
нарушение закона тождества. Эффект
любого фокуса заключается в том,
что фокусник делает что-то одно, а
зрители думают совершенно другое,
т. е. то, что делает фокусник, не равно
(не тождественно) тому, что думают зрители,
отчего и кажется, что фокусник совершает
что-то необычное и загадочное. При
раскрытии фокуса нас, как правило,
посещает недоумение и досада: это
было так просто, как же мы вовремя
этого не заметили.
2.2.Закон
противоречия
Закон противоречия говорит о том, что если одно суждение что-то утверждает, а другое то же самое отрицает об одном и том же объекте, в одно и то же время и в одном и том же отношении, то они не могут быть одновременно истинными. Например, два суждения: «Сократ высокий», «Сократ низкий» (одно из них нечто утверждает, а другое то же самое отрицает, ведь высокий — это не низкий, и наоборот), — не могут быть одновременно истинными, если речь идет об одном и том же Сократе, в одно и то же время его жизни и в одном и том же отношении, т. е. если Сократ по росту сравнивается не с разными людьми одновременно, а с одним человеком. Понятно, что когда речь идет о двух разных Сократах или об одном Сократе, но в разное время его жизни, например в 10 лет и в 20 лет, или один и тот же Сократ и в одно и то же время его жизни рассматривается в разных отношениях, например он сравнивается одновременно с высоким Платоном и низким Аристотелем, тогда два противоположных суждения вполне могут быть одновременно истинными, и закон противоречия при этом не нарушается. Символически он выражается следующей тождественно-истинной формулой: ¬ (а Λ ¬ а), (читается: «Неверно, что а и не а»), где а — это какое-либо высказывание.
Говоря иначе, логический закон противоречия запрещает что-либо утверждать и то же самое отрицать одновременно. Но неужели кто-то станет нечто утверждать и то же самое тут же отрицать? Неужели кто-то будет всерьез доказывать, например, что один и тот же человек в одно и то же время и в одном и том же отношении является и высоким, и низким или что он одновременно и толстый, и тонкий; и блондин, и брюнет и т. п.? Конечно же нет. Если принцип непротиворечивости мышления столь прост и очевиден, то стоит ли называть его логическим законом и вообще уделять ему внимание?
Дело в том, что противоречия бывают контактными, когда одно и то же утверждается и сразу же отрицается (последующая фраза отрицает предыдущую в речи, или последующее предложение отрицает предыдущее в тексте) и дистантными, когда между противоречащими друг другу суждениями находится значительный интервал в речи или в тексте. Например, в начале своего выступления лектор может выдвинуть одну идею, а в конце высказать мысль, противоречащую ей; так же и в книге в одном параграфе может утверждаться то, что отрицается в другом. Понятно, что контактные противоречия, будучи слишком заметными, почти не встречаются в мышлении и речи. Иначе обстоит дело с дистантными противоречиями: будучи неочевидными и не очень заметными, они часто проходят мимо зрительного или мысленного взора, непроизвольно пропускаются, и поэтому их часто можно встретить в интеллектуально-речевой практике. Так, Bитaлий Ивaнoвич Свинцов приводит пример из одного учебного пособия, в котором с интервалом в несколько страниц сначала утверждалось: «В первый период творчества Маяковский ничем не отличался от футуристов», а затем: «Уже с самого начала своего творчества Маяковский обладал качествами, которые существенно отличали его от представителей футуризма».