Законы логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:54, контрольная работа

Описание

Логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется

Содержание

Введение________________________________________________3
1. Общая характеристика логического закона__________________4
2. Основные законы логики_________________________________5

2.1.Закон тождества______________________________________5

2.2.Закон противоречия__________________________________7
2.3.Закон исключенного третьего__________________________10

2.4.Закон достаточного основания_________________________11
Заключение_____________________________________________12
Список использованной литературы_________________________13

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Логика.docx

— 31.52 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет 
 
 
 
 
 

Контрольная работа  

по предмету «Логика» 

тема: Законы логики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Выполнила: студентка гр.312327

                                                                 Есина Алёна Игоревна

                       Проверил:Терлюкевич  
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск, 2011 
 

Содержание  

Введение________________________________________________3 

1. Общая  характеристика логического закона__________________4 

2. Основные  законы логики_________________________________5

  

   2.1.Закон тождества______________________________________5

   

   2.2.Закон противоречия__________________________________7 

  2.3.Закон исключенного третьего__________________________10

  

  2.4.Закон достаточного основания_________________________11 

Заключение_____________________________________________12 

Список  использованной литературы_________________________13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      

     Логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. 

     Одна  из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. 

     Логика  служит одним из инструментов почти  любой науки.

Классическая  логическая теория далеко не совершенна: основное её содержание формулируется  на особом, созданном специально для  своих целей языке, использует абсолютное предметное мышление. В ней не предполагается использование контроля прагматических ошибок, погрешностей нелинейностей  используемых систем отсчёта, пограничных  ошибок описания, релятивизма масштабирования  и т. п. Вследствие чего принято считать  нормальным факт наличия в её языке  парадоксов и априорных утверждений, кустовых эффектов словаря и т. п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общая характеристика логического  закона.
 

       Основные  принципы (законы) правильного мышления: тождества, не противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Соблюдение законов логики – необходимое условие достижения истины в процессе познания.

       Материалистический  диалектико-методологический фундамент  логики. Понятие о диалектической логике. Логика формальная и диалектическая. Анализ взглядов на законы логики как априорные или конвенциональные конструкции.

       Возникновение логики как науки и основные этапы  ее развития. Изменение методов логики в процессе ее исторического развития. Современный этап развития формальной логики. Логика и другие науки о мышлении. Логика и психология. Логика и конкретные науки.

       Теоретическое и практическое значение логики. Значение логики для науки и техники. Роль логики в формировании научных убеждений. Логика в педагогическом процессе. Овладение логикой – условие  повышения культуры мышления.

       Познавая  окружающий мир, Человек отражает в своем мышлении явление действительности. Важным условием достижения истинных знаний является правильная связь мыслей, обусловленная законами формальной логики.

      Закон мышления, или логический закон, - это  внутренняя, существенная, необходимая связь между мыслями.

      Формально-логические законы отражают наиболее простые и  вместе с тем необходимые условия  правильного мышления. Несоблюдение этих законов делает мышление путанным, бессвязным, противоречивым, приводит к ошибкам в рассуждениях.

      Наиболее  простые связи между мыслями  выражаются в четырех основных логических законах: тождества, не противоречия, исключенного третьего и достаточного основания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные законы  логики 

2.1.Закон  тождества 

     Первый  и наиболее важный закон логики —  это закон тождества, который  был сформулирован Аристотелем  в трактате «Метафизика» следующим  образом: «…иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет значений, тогда  утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно». Можно было бы добавить к этим словам Аристотеля известное утверждение о том, что мыслить (говорить) обо всем — значит не мыслить (не говорить) ни о чем.

     Закон тождества утверждает, что любая  мысль (любое рассуждение) обязательно  должна быть равна (тождественна) самой  себе, т. е. она должна быть ясной, точной, простой, определенной. Говоря иначе, этот закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (т. е. употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова), создавать двусмысленность, уклоняться от темы и т п. Например, непонятен смысл фразы: «Из-за рассеянности на турнирах шахматист неоднократно терял очки». Очевидно, что по причине нарушения закона тождества появляются неясные высказывания (суждения). Символическая запись этого закона выглядит так: а →а (читается: «Если а, то а»), где а — это любое понятие, высказывание или целое рассуждение.

     Когда закон тождества нарушается непроизвольно, по незнанию, тогда возникают просто логические ошибки; но когда этот закон  нарушается преднамеренно, с целью  запутать собеседника и доказать ему какую-нибудь ложную мысль, тогда  появляются не просто ошибки, а софизмы. Таким образом, софизм — это внешне правильное доказательство ложной мысли  с помощью преднамеренного нарушения  логических законов.

     Приведем  пример софизма: «Что лучше: вечное блаженство или бутерброд? Конечно же, вечное блаженство. А что может быть лучше  вечного блаженства? Конечно же, ничто! Но бутерброд ведь лучше, чем  ничто, следовательно, он лучше вечного  блаженства». Попробуйте самостоятельно найти подвох в этом рассуждении, определить, где и как в нем  нарушается закон тождества и  разоблачить этот софизм.

     Вот еще один софизм: «Спросим нашего собеседника: «Согласен ли ты с тем, что если ты что-то потерял, то у тебя этого  нет?» Он отвечает: «Согласен». Зададим  ему второй вопрос: «А согласен ли ты с тем, что если ты что-то не терял, то у тебя это есть?» — «Согласен», — отвечает он. Теперь зададим ему  последний и главный вопрос: «Ты  не терял сегодня рога?» Что  ему остается ответить? «Не терял», — говорит он. «Следовательно, — торжествующе произносим мы, — они у тебя есть, ведь ты же сам вначале признал, что если ты что-то не терял, то оно у тебя есть». Попробуйте разоблачить и этот софизм, определить, где и как в данном внешне правильном рассуждении нарушается закон тождества.

     Однако  на нарушениях закона тождества строятся не только неясные суждения и софизмы. С помощью нарушения этого  закона можно создать какой-нибудь комический эффект. Например, Николай  Bacильeвич Гоголь в поэме «Мертвые души», описывая помещика Ноздрева, говорит, что тот был «историческим человеком», потому что где бы он ни появлялся, с ним обязательно случалась какая-нибудь «история». На нарушении закона тождества построены многие комические афоризмы. Например: «Не стой где попало, а то еще попадет». Также с помощью нарушения этого закона создаются многие анекдоты. Например:

     – Я сломал руку в двух местах.

     – Больше не попадай в эти места.

     Как видим, во всех приведенных примерах используется один и тот же прием: в одинаковых словах смешиваются  различные значения, ситуации, темы, одна из которых не равна другой, т. е. нарушается закон тождества.

     Нарушение этого закона также лежит в  основе многих известных нам с  детства задач и головоломок. Например, мы спрашиваем собеседника: «За чем (зачем) находится вода в стеклянном стакане?» — преднамеренно создавая двусмысленность в этом вопросе (зачем — для чего и за чем — за каким предметом, где). Собеседник отвечает на один вопрос, например он говорит: «Чтобы пить, поливать цветы», а мы подразумеваем другой вопрос и, соответственно, другой ответ: «За стеклом».

     В основе всех фокусов также лежит  нарушение закона тождества. Эффект любого фокуса заключается в том, что фокусник делает что-то одно, а  зрители думают совершенно другое, т. е. то, что делает фокусник, не равно (не тождественно) тому, что думают зрители, отчего и кажется, что фокусник совершает  что-то необычное и загадочное. При  раскрытии фокуса нас, как правило, посещает недоумение и досада: это  было так просто, как же мы вовремя  этого не заметили. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Закон противоречия 

    Закон противоречия говорит о том, что  если одно суждение что-то утверждает, а другое то же самое отрицает об одном и том же объекте, в одно и то же время и в одном и том же отношении, то они не могут быть одновременно истинными. Например, два суждения: «Сократ высокий», «Сократ низкий» (одно из них нечто утверждает, а другое то же самое отрицает, ведь высокий — это не низкий, и наоборот), — не могут быть одновременно истинными, если речь идет об одном и том же Сократе, в одно и то же время его жизни и в одном и том же отношении, т. е. если Сократ по росту сравнивается не с разными людьми одновременно, а с одним человеком. Понятно, что когда речь идет о двух разных Сократах или об одном Сократе, но в разное время его жизни, например в 10 лет и в 20 лет, или один и тот же Сократ и в одно и то же время его жизни рассматривается в разных отношениях, например он сравнивается одновременно с высоким Платоном и низким Аристотелем, тогда два противоположных суждения вполне могут быть одновременно истинными, и закон противоречия при этом не нарушается. Символически он выражается следующей тождественно-истинной формулой: ¬ (а Λ ¬ а), (читается: «Неверно, что а и не а»), где а — это какое-либо высказывание.

    Говоря  иначе, логический закон противоречия запрещает что-либо утверждать и  то же самое отрицать одновременно. Но неужели кто-то станет нечто утверждать и то же самое тут же отрицать? Неужели кто-то будет всерьез  доказывать, например, что один и  тот же человек в одно и то же время и в одном и том  же отношении является и высоким, и низким или что он одновременно и толстый, и тонкий; и блондин, и брюнет и т. п.? Конечно же нет. Если принцип непротиворечивости мышления столь прост и очевиден, то стоит ли называть его логическим законом и вообще уделять ему внимание?

    Дело  в том, что противоречия бывают контактными, когда одно и то же утверждается и сразу же отрицается (последующая  фраза отрицает предыдущую в речи, или последующее предложение отрицает предыдущее в тексте) и дистантными, когда между противоречащими друг другу суждениями находится значительный интервал в речи или в тексте. Например, в начале своего выступления лектор может выдвинуть одну идею, а в конце высказать мысль, противоречащую ей; так же и в книге в одном параграфе может утверждаться то, что отрицается в другом. Понятно, что контактные противоречия, будучи слишком заметными, почти не встречаются в мышлении и речи. Иначе обстоит дело с дистантными противоречиями: будучи неочевидными и не очень заметными, они часто проходят мимо зрительного или мысленного взора, непроизвольно пропускаются, и поэтому их часто можно встретить в интеллектуально-речевой практике. Так, Bитaлий Ивaнoвич Свинцов приводит пример из одного учебного пособия, в котором с интервалом в несколько страниц сначала утверждалось: «В первый период творчества Маяковский ничем не отличался от футуристов», а затем: «Уже с самого начала своего творчества Маяковский обладал качествами, которые существенно отличали его от представителей футуризма».

Информация о работе Законы логики