Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:23, реферат
В сложившейся ситуации, где политическое сознание российского общества начинает формироваться заново, ищет новые цели и идеи, интересно исследовать политическую систему России с точки зрения воздействия субъектов политического пространства на развитие основных направлений гендерной политики страны, и соответственно на политическое сознание гендерных групп. Сегодня, когда существенное влияние на формирование политического сознания россиян оказывает сеть Интернет, актуально рассмотреть формирование российской гендерной политики в пространстве online.
Важнейшим направлением социально-политической трансформации является модернизация структуры массового сознания, которое представляет собой сознание общества по вопросам, имеющим актуальное политическое содержание с определенными политическими последствиями. Структурно- массовое политическое сознание включает статичные (ценности) и динамичные (массовые настроения) компоненты: уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации своих интересов; социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (свобода, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок); быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, отношением к правительству, политикам, конкретным политическим акциям.
На современном этапе российское общество столкнулось с радикальными изменениями во всех областях социального бытия, что не могло не отразиться на массовом политическом сознании. Институциональные основы действовавших до переходных процессов идеологических ориентиров и мировоззренческих ценностей либо трансформировались, либо исчезли.
Массовое политическое сознание в 1990-х годах представляло собой мозаичную картину, составленную из элементов коммунистической, неолиберальной и национал-патриотической идеологий, ведущих борьбу друг с другом и претендующих на доминирующую роль в обществе. В результате этой борьбы ни одной из указанных идеологий не удалось утвердить в общественном сознании свои ценности и сплотить большинство граждан вокруг них.
В качестве определяющего фактора формирования политического сознания российского общества некоторые исследователи выделяют кризис идентичности. Так, к причинам кризиса Попова О.В. относит «отсутствие целей и программы развития страны, ориентации на общие цели государственных институтов управления, рассогласование целей и действий политических и экономических элит, нестабильность системы управления, межэлитные конфликты, отсутствие общей для большинства населения страны системы ценностей, разрыв между квалификацией, уровнем образования людей и их доходами и статусом в обществе»1. Основу политической идентичности составляет система ценностей, поэтому для преодоления «расколотого» политического сознания необходимо объединить людей общезначимыми идеями и целями. Так, по мнению некоторых исследователей, в начале 1990-х гг. таким объединяющим фактором являлась демократическая идея, которая впоследствии лишилась всеобщего признания в условиях неэффективной социально-экономической политики. Поэтому, как считает Дилигенский Г.Г., компенсация утраты политической и национальной идентичности осуществляется через авторитарную власть, выполняющую важную адаптационную функцию2.
Сегодня в России сложилось большинство, ориентирующееся на западные стандарты жизни. Поэтому идея российской самобытности, предполагающая приоритет государственных интересов над индивидуальной свободой, не способна консолидировать общество. В то же время, отторжение советского прошлого переплетается в массовом сознании с симпатиями к советской упорядоченной повседневности, с ностальгическими воспоминаниями о советском образе жизни.
Для начала 2000-х гг. стал характерным новый запрос на авторитаризм, обусловленный личностными качествами нового президента, угрозой террористических актов, социальной направленностью экономики, неуверенностью в завтрашнем дне. Однако это не означает отказа большинства граждан от политических прав и свобод. Причем, в зависимости от возрастных групп ценности свободы и социальной защищенности меняются: для молодежи и части людей среднего возраста важна свобода, а для остальных приоритетом является социальная защищенность. Российское общество, как и любое общество, делится не только по возрастным группам, но ему присуща гендерность, а, следовательно, в обществе возможны проявления гендерных особенностей политического сознания.
В
сложившейся ситуации, где политическое
сознание российского общества начинает
формироваться заново, ищет новые цели
и идеи, интересно исследовать политическую
систему России с точки зрения воздействия
субъектов политического пространства
на развитие основных направлений гендерной
политики страны, и соответственно на
политическое сознание гендерных групп.
Сегодня, когда существенное влияние
на формирование политического сознания
россиян оказывает сеть Интернет, актуально
рассмотреть формирование российской
гендерной политики в пространстве online.
Итак, рассмотрим статью Гнедаш А. А., Рябченко
Н. А. «Гендерная политика online: субъекты,
механизмы и проблемы», опубликованную
в журнале «ПОЛИТЭКС» 2011, Т.7. № 1.
По мнению авторов статьи, c одной стороны, Интернет — это отражение действительности с различного рода преломлениями, формирующееся за счет способов отражения, механизмов и действий тех, кто, собственно, формирует это отражение. С другой стороны, Интернет — это пространство новых социально-политических коммуникаций, которые не содержатся в формируемой его действительности. Интернет — это некоторая система с переменными каналами управления и с развитой обратной связью, формирующая собственные правила функционирования, немногие из которых являются посылами внешней среды, под которой понимается всё, что протекает в реальной жизни. Авторы рассматриваемой статьи предлагают обозначить Интернет как систему online: любые процессы, формирующиеся, развивающиеся и протекающие в виртуальном пространстве. Система online включает в себя множество различных подсистем, одной из которых является гендерная политика online — результат отображения в виртуальном пространстве политико-управленческих и социальных процессов, связанных с формированием гендерной политики.
Гендерная политика включает в себя два измерения. Первое измерение — институциональное (различные государственные функциональные подразделения, отвечающие за проведение политики гендерного равенства) и второе измерение — содержательное (нормативно-правовые акты и программы, закрепляющие нормы гендерного равенства и предполагающие конкретные механизмы и инструменты их реализации).
С начала 1990-х годов установка на построение в России правового демократического государства в принципе предполагала, что женщинам, как полноправным членам общества, должна быть предоставлена вся совокупность прав человека. Благодаря настойчивости женских неправительственных организаций и политического движения «Женщины России» в текст принятой в 1993 г. Конституции в статью 19 (ч. 3) такая правовая норма была включена (Конституция Российской Федерации, 1997).
Формально
государственная политика Российской
Федерации за прошедшие годы преследовала
цели улучшения социально-
В 1993 г. была создана Общественная комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации (коллегиальный, совещательный орган). Комиссия просуществовала до 2000 г.
В
1996 г. снова был издан ряд Указов
Президента Российской Федерации и
Постановлений Правительства
Помимо
данной Комиссии, с 1996 г. в законодательных
и исполнительных органах власти
стали возникать различные
В 2000 г. Правительством Российской Федерации был принят еще один «Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001–2005 гг.». Оценивая Национальный план действий в целом, эксперты еще в апреле 2004 г. отметили, что, к сожалению, многие задачи не конкретизированы, формулировки мероприятий носят абстрактный характер, не определены ресурсы для его выполнения. Это означало, что Национальный план вряд ли будет выполнен, что и подтверждено сегодняшними реалиями.
В период 2002–2003 гг. Министерство труда и социального развития Российской Федерации разработало гендерную стратегию Российской Федерации, в рамках которой определены цели и задачи государственной гендерной политики — обеспечение развития человеческого потенциала, развитие демократии, содействие устойчивому развитию экономики. К сожалению, в данном документе по-прежнему не определены механизмы и ресурсы выполнения этих целей, а также средства контроля.
В 2005 г. в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ был создан Координационный совет по гендерным проблемам. На заседаниях совета поднимается широкий спектр вопросов, затрагивающих гендерную тематику от социальной экспертизы бюджета до гендерных проблем здоровья.
В июне 2006 г. была образована Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в Российской Федерации. В состав Комиссии входят представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства иностранных дел РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, а также общественных организаций. Решения данной Комиссии носили рекомендательный характер, тогда как решения предыдущей комиссии были обязательными. В 2007 г. Комиссия была расформирована. На сегодняшний день существует Комитет ГД РФ и Отдел социальной политики семьи, женщин и детей в Департаменте медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Законопроект
«О государственных гарантиях
Гендерную политику определяют социально-политические процессы, происходящие в реальной жизни, которые находят прямое отображение в сети Интернет. Информацию разного вида (графики, тексты и др.) – контент в сети Интернет, как утверждают авторы статьи, условно можно разделить на несколько категорий, каждая из которых имеет свой собственный вес в формировании гендерной политики online.
Категории формируются следующими интернет-ресурсами: сайты политических партий, сайты некоммерческих организаций, сайты органов государственной власти, тематические блоги, социальные сети.
Далее
авторы статьи подробно исследуют различные
субъекты гендерной политики, описывают
степень влияния и их роль в процессе формирования
гендерной политики online. Накануне выборов
в Государственную Думу мне наиболее интересным
показался такой субъект, как сайты политических
партий.
Первая часть — анализ информационного наполнения по программам политических партий, выложенных на сайтах партий (статическая информация). Как один из базовых факторов развития гендерной политики, как в сети Интернет, так и в реальной жизни, политические партии интересны с трех точек зрения. Во-первых, они имеют институциональный потенциал в привлечении и подготовке женщин для занятия должностей в процессе принятия решений. Используется стартовый механизм — создание женских секций в партиях. Эти секции могут играть важную роль в лоббировании принятия новых внутренних правил, которые увеличили бы там представительство женщин. Во-вторых, существующие политические партии должны анализироваться с точки зрения гендерной сбалансированности и демократического представительства полов, а также формирования гендерной культуры партий. В-третьих, важен учет идеологий партий и проведение гендерного анализа партийных программ и политических платформ. Партии, стремящиеся укрепить личную свободу, могут быть менее склонны использовать стратегии, включающие квоты, и предпочитать им методы обучения. Партии, делающие упор на коллективной солидарности, более открыты для аргументов, подтверждающих, что гендерный баланс соотносится с идеями справедливости.
Авторы статьи предлагают проанализировать современные российские политические партии, входящие в состав Государственной Думы, с точки зрения развития гендерной политики online в партийных программах, а также других официальных документах партий.
Информация о работе Гендерная политика России через сеть Интернет