Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:23, реферат
В сложившейся ситуации, где политическое сознание российского общества начинает формироваться заново, ищет новые цели и идеи, интересно исследовать политическую систему России с точки зрения воздействия субъектов политического пространства на развитие основных направлений гендерной политики страны, и соответственно на политическое сознание гендерных групп. Сегодня, когда существенное влияние на формирование политического сознания россиян оказывает сеть Интернет, актуально рассмотреть формирование российской гендерной политики в пространстве online.
Несмотря на формальность многих партийных программных документов и данные социологов о том, что с ними знакомы только около 20% избирателей, нельзя не признать, что программы в значительной степени являются отражением народных интересов, доверенных представителям определенных политических сил. Таким образом, идеологии политических партий, заявленные в их программах, и их рейтинг среди избирателей в определенной степени — зеркало общественных настроений.
Так, например, политическую программу КПРФ отличает рассмотрение гендерной проблематики в традиции «женского вопроса» советских времен: в программе говорится не о гендерном равноправии, не о гражданских правах женщин, а «о жгучих проблемах материнства и детства» во имя демографического роста населения. Свой акцент коммунисты делают на том, что сегодня материнство не находит должной поддержки со стороны государства, таким образом, обеспечение равных возможностей для женщин и мужчин в сфере политики, интеграция женщин в политический процесс для КПРФ — темы не актуальные. КПРФ предложила избирателям программный документ «За власть трудового народа», также размещенный в сети Интернет. В нем партия обещает восстановить «авторитет семьи, святость домашнего очага, достоинство женщины-матери»; изгнать «пропаганду насилия и разврата с телеэкранов»; обеспечить защиту материнства и детства».
В
программе «Единой России»
«Справедливая Россия» в предвыборной программе 2007 г. предложила «возродить семейные ценности, повысить престиж материнства и отцовства, активно пропагандировать равную ответственность мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей (создавать телевизионные передачи, посвященные описанию здорового семейного уклада в российских семьях); выплачивать «семейную зарплату» одному из супругов, занятому воспитанием троих и более детей, в размере не ниже социального стандарта потребления; создать систему профессионального обучения, повышения квалификации для женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности (в том числе при возвращении из отпусков по беременности, родам и уходу за ребенком).
Программа ЛДПР отличается жесткой патриархальной позицией в отношении места и роли женщин в современном обществе. Идеология ЛДПР в отношении гендерных проблем отражена в разделах «Мужчины и женщины» и «Демографическая политика» предвыборной программы 2007 г.
В
целях улучшения
Таким образом, авторы статьи делают следующий вывод: «Единая Россия» предложила преодолеть социальное и политическое неравенства без учета гендерной составляющей; КПРФ озаботилась вопросами защиты семьи и детства, труда женщин-работниц; ЛДПР заявила о повышении роли мужчин и семьи в современном обществе; «Справедливая Россия» выделила семейные и трудовые аспекты.
С точки зрения развития online-представительства партийных структур в сети и работы с ней любой внешний исследователь или пользователь Интернета, работая с сайтом, получит только текущие материалы со слабой архивной базой. Если учесть, что механизм работы с контентом, в том числе поиск по сайту, чаще всего оказывается бутафорским механизмом, то все это приводит фактически к «ручному перебиранию» всего контента. Данная ситуация характерна для вопросов, связанных не только с гендерной темати-
кой, но и с другими проблемными областями — направлениями работы политических партий.
Вторая часть анализа контента динамической (новостной) части сайтов содержит просмотр динамического контента с целью выявления смысловых полисемантических структур, включающих терминологию с учетом гендерной проблематики.
На сайте партии «Единая Россия» весь контент, связанный с употреблением термина «гендер», в основном новостной. Он включает 22 статьи за период 2000–2004 гг., которые носят «отчетно-описательный» характер в рамках следующих гендерных политик:
а) гендерная риторика: например, оказание партией поддержки региональной общественной организации «Совет женщин», призывающей к сотрудничеству региональное законодательное собрание на предстоящих выборах; заявление позиции партии по поводу вопроса квотирования рабочих мест для выпускников вузов при разработке ФЗ «О квотировании рабочих мест;
б) гендерная активность: например, встреча женщин-депутатов от партии и женщин-депутатов Германии;
в) позиционирование решенности «гендерного вопроса»: например, заявление, что во фракции не существует гендерных проблем, так как «женщин много и в руководстве ГД РФ, и в правительстве, и в Совете Федерации…»;
г) подмена гендерной тематики семейной проблематикой: например, «право женщины быть матерью не должно утрачивать свое значение», несмотря на то, «женщин во власти становится больше».
Динамический контент сайта КПРФ отличается позиционированием гендерной проблематики в рамках коммунистической риторики — «женское равноправие». Все найденные три новости явно игнорируют само употребление термина «гендер» и заявляют только об «эмансипации женщин».
На сайте ЛДПР было найдено единственное упоминание про «женщин» в контексте новости о «круглом столе» партии на тему «Институт семьи в условиях трансформации общества: проблемы и пути решения». Никакого упоминания о равенстве или гендерной проблематике. Можно констатировать полное отсутствие гендерной проблематики, ее полное игнорирование.
На сайте партии «Справедливая Россия» гендерный контент можно поставить на второе место по упоминаемости термина «гендер» в новостях, статьях и выступлениях. Контент сайта включает (5 материалов):
а) описание встречи фракции партии с депутатами Левой партии Бундестага Германии и упоминание про гендер, потому что немцы-депутаты были в основном женщин;
б) одну научную статью в стиле «с гендером всё плохо, но надо работать»;
в) разговоры председателя Комитета по делам семьи, женщин и детей о детях, семье и роли женщин в решении демографических проблем;
г) про праздник 8 Марта, который утратил политические корни и стал праздником женщин в семье как повод еще раз поговорить о равенстве… все в той же семье и социальной политике;
д) интервью научного деятеля, в котором был затронут вопрос о женщинах в политике.
Таким образом, контент партий по поводу гендерной проблематики говорит о наличии разных позиций в основном женщин по поводу гендера и гендерного равенства, а не о целенаправленной политики партии в области гендерной проблематики. Проблемное поле гендерной политики online связано только с семейной политикой, детьми и демографической политикой, однако эти аспекты слабо выражены и бессистемны. Проблемного поля гендерной политики online нет. Можно сказать, что данная ситуация связана с тем, что гендерной политики нет и в реальной жизни.
Сайты
всех партий не предусматривают расширенную
обратную связь, которая могла бы привлечь
пользователей к обсуждению и трансформировать
обсуждаемую проблематику в конкретные
политические решения. Отсутствие гендерного
сознания у политической элиты и неправильная
техническая подача контента приводят
к невозможности выработки и реализации
гендерной политики online.
Заключение
Политическое сознание гендерных групп общества связано с опытом, повседневной жизнью и включает в себя представления о политической реальности, ценностные политические ориентации, носящие как осознанный, так и неосознанный характер, политические установки, стихийные предрасположенности особым образом реагировать на политическую ситуацию. Рассмотренное выше влияние контента политических партий на политическое сознание людей, только один из указанных авторами статьи субъектов гендерной политики страны. Из рассмотренных помимо этого субъектов, можно назвать сами политические партии, Президента РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Комитет Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей.
Рассмотрев вышеперечисленные субъекты гендерной политики online, авторы статьи, приходят к выводу, что единой системы построения информационного пространства гендерной политической проблематики нет. Одной из причин этого является тот факт, что на всем пространстве российского сегмента сети Интернет до сих пор идет хаотичное формирование системы сайтов с политически направленным контентом.
Основное
достоинство системы online (и ее отличие
от источников реальной жизни) — отсутствие
территориальных и временных границ —
не используется в решении вопросов, связанных
с гендерной проблематикой. В нашей политической
системе online-система должна использоваться
для отражения трансформационных процессов
в министерствах, комитетах как механизм
создания работы единой линии органов
государственной власти в случаях ликвидации,
реконструкции, передачи полномочий и
т. д. Гендерная политика online отличается
особой скупостью государственного политического
контента. Тот контент, который все-таки
есть на сайтах как политических партий,
так и органов государственной власти,
отличается односторонней направленностью
— ренессансом патриархальной семейной
политики, игнорированием проблем гендерной
дискриминации и отсутствием явной позиции
власти по данному вопросу. В идеале у
исследователя в системе online и реальной
жизни не должно быть разных результатов,
поскольку базисом для online-политики является
реальность. На примере исследования гендерной
политики можно сделать вывод о том, что
гендер online и гендер реальной жизни представлены
в разной степени сложности, развития
истории и наполнения проблемного поля,
структур, институтов и механизмов реализации.
Если рассматривать систему online не просто
как способ политической коммуникации,
а как часть социально-политической системы
общества, то недооценивание самой системы
ведет к нивелированию гендерной политики
и в сети Интернет и в реальной жизни.
Список
литературы
Консорциум женских неправительственных объединений; Институт социологии РАН, 2008. С. 20–28;
механизмов / Отв. ред и сост. О. А. Воронина. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 768 с.;
Информация о работе Гендерная политика России через сеть Интернет