Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:06, доклад
Одним из перспективных направлений реформы общеобразовательной средней школы является разработка и использование новых информационных технологий, прежде всего электронных учебников. На современном этапе этот процесс зависит от состояния информатизации образования в целом, от темпов и основных направлений её развития.
Компьютерная технология обучения в общеобразовательной школе: концепция системного внедрения
Одним из перспективных направлений реформы общеобразовательной средней школы является разработка и использование новых информационных технологий, прежде всего электронных учебников. На современном этапе этот процесс зависит от состояния информатизации образования в целом, от темпов и основных направлений её развития.
Новым информационным технологиям обучения посвящены работы ряда ведущих российских и белорусских исследователей — М.И.Башмакова, И.М.Башмакова, М.М. Буняева, Е.П.Велихова, Б.С.Гершунского, А.П.Ершова, Е.И.Машбица, И.А.Новик, И.А.Павловского, И.В.Роберт, Н.М.Рогановского, Э.Г.Скибицкого, Н.Ф.Талызиной, А.Ю. Уварова и других. Этими учеными очерчена методология решения многих теоретических проблем, предложены различные концепции информатизации образования. Следует также отметить неоднозначность в подходе к выбору психолого-дидактического обоснования обучающих программ. В качестве теоретической базы одними принимаются идеи П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной о поэтапном формирование умственных действий; другими — идеи Л.С.Выготского о развивающем обучении; третьими — теория программированного обучения. Некоторые предлагают использовать идеи Ж.Пиаже или теорию модульных систем и т.д. Высказывается также мнение, что традиционного содержания психолого-дидактической науки недостаточно для решения проблем компьютеризации и на основе данного методологического содержания невозможно прогнозировать отдалённые её последствия. На наш взгляд, различные подходы не исключают друг друга и в большинстве случаев могут сочетаться.
Несмотря на высокий уровень ряда проведённых исследований, следует констатировать, что информационные технологии (при наличии общей положительной тенденции и поддержки в лице Министерства образования Республики Беларусь) ещё не получили должного распространения в практике обучения в средней школе. Причина носит системный характер и заключается не только в недостатке технических средств (современных компьютеров, дисплеев, сканеров, модемов и т.д.). Проблемы здесь глобальнее. Особенно что касается программных продуктов, называемых электронным учебником (ЭУ). По существу он является всего лишь электронной версией традиционной учебной книги. Этот недостаток прослеживается и в подготовке электронных учебников в России, где они начали издаваться раньше. Большинство из них непригодно для первоначального изучения учебного предмета. В лучшем случае такие электронные версии могут быть использованы в репетиторской подготовке абитуриентов.
,1 ■
На наш взгляд, для разработки электронного учебника требуется привлечение компетентных специалистов — авторов учебных материалов,методистов,
Решение многих методологических вопросов приобрело затяжной дискуссионный характер. А они должны в первую очередь подвергаться теоретическому исследованию и экспериментальной проверке.Ждут своего ответа вопросы: каковы отдаленные последствия компьютерного обучения и можно ли их прогнозировать? Каковы теоретические положения, на которых основывается компьютеризация обучения.? Будут ли вытеснены традиционные педагогические технологии или возможно их сочетание с компьютерным обучением? Поддерживают ли учителя и родители введение информационной технологии обучения и чего хотят сами школьники? Какова роль в данной ситуации традиционного учебника? На эти и
многие другие вопросы пока нет окончательных ответов. В то же время мы должны обучать детей работе с компьютером уже сегодня. Необходимо учитывать, что завтра ученики окажутся в условиях ещё более развитой информационной технологии. Выпускнику средней школы, не владеющему компьютером, уже в ближайшей перспективе труднее будет получить дальнейшее образование и устроиться на работу.
Всё вышесказанное свидетельствует о том, что вопросы системного практико-ориентированного применения компьютера в обучении учащихся общеобразовательной средней школы по-прежнему остаются актуальными и требуют интенсивной дальнейшей разработки. Это замечание относится ко всем направлениям компьютеризации обучения: использованию компьютерных средств для поддержки учебного процесса, конструированию компьютерного «сопровождения» к традиционному учебнику и самостоятельного ЭУ. Предстоит ещё чётко определить, что же такое электронный учебник, чем он отличается от обучающей программы. Требует также уточнения соотношение понятий «информация» и «знание»; осмысление информационного, дидактического и кибернетического аспектов применения ЭУ.
В методологическом плане важнейшей задачей теории и практики разработки новых информационных образовательных технологий является выделение ведущих приоритетов и направлений, стимулирующих системный подход к решению проблемы компьютеризации обучения. К их числу мы относим следующие:
• совершенствование методологии разработки содержания, методов и организационных форм компьютерного обучения в соответствии с задачами развития личности обучаемого;
• создание компьютерных технологий обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала учащегося, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-
• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем;
• совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей.
Особый вклад в методологию информатизации образования внесли российские академики А.П.Ершов и Е.П.Велихов. На наш взгляд, именно в настоящее время сложились необходимые условия для реализации их идей и предложений.
Направления компьютеризации обучения по А.П.Ершову [2]. Учёным предлагаются 7 основных направлений применения электронных технологий в обучении и рекомендации по их внедрению.
Орудийное направление — компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Безусловно, это является подготовительным этапом к использованию многих других возможностей электронного учебника. Наличие в ЭУ графического конструктора позволяет учащимся самим выполнять чертёж к теореме или задаче, вносить в него необходимые дополнительные построения и обозначения, использовать когнитивные возможности компьютерной графики.
Учебное направление предполагает использование компьютера как средства обучения конкретному учебному предмету с применением специальных педагогических программных средств. Наиболее целесообразна его реализация при создании ЭУ, содержащего полный учебный курс. Размещение текста и графики производится на основании научно обоснованных положений теории дизайна и живописи: законов пропорции, «золотого сечения», порядка, выделения главной фигуры восприятия, единства и равновесия. Оптимальному упорядочиванию учебной информации на электронной странице служит её организация в виде фреймов.
Перспективным видится и построение многоуровневого электронного учебника, обеспечивающего одновременно базовый, повышенный и углублённый уровни обучения. Можно ограничиться объединением двух близких друг к другу уровней - базового и повышенного, а ещё лучше — повышенного и углублённого. Систематически с помощью такого ЭУ может осуществляться индивидуальное обучение.
Научной общественностью широко обсуждается ещё одна методологическая проблема: «компьютер — учитель». Единодушным является мнение о том, что машина не может заменить полностью педагога, да и стремиться к этому не следует. Например, в математике значительное число задач требует размышлений, обдумывания, поиска, решения в обычной тетради, причём самостоятельного, без какого-либо помощника. Стратегически верной является позиция: учитель — это воспитатель и наставник; его роль в процессе воспитания и обучения главенствующая; компьютер — инструмент и помощник. Роль как первого, так и второго должна определяться реальными возможностями ученика в самостоятельном изучении учебного материала (при этом следует избегать как завышенной, так и заниженной их оценки). Между преподавателем и компьютером необходим такой «симбиоз», когда ими выполняются взаимодополняющие функции. Именно такой подход рассматривается как ключевой в системной реализации компьютерного обучения. Одна из основных функций компьютера в образовательном процессе — расширить возможности контакте ученика с новым «учителем», в роли которого выступают обучающие программные средства. На обычных уроках такие контакты ограничены, поэтому целесообразно «предоставить» компьютеру некоторые из элементарных обучающих функций, а педагогу дать возможность сосредоточиться на более сложных.
Важно определиться в методологических направлениях компьютеризации обучения на начальном этапе её внедрения, характере взаимодействия компьютерной и традиционной технологий обучения. Оптимальными являются сочетание в процессе обучения компьютера и классического печатного учебника, а также интеграция коллективной и групповой форм учебной работы. Естественно, что на каждом этапе учебного процесса предпочтение может отдаваться одной из технологий. Например, первоначальное овладение сложным учебным материалом без живого слова учителя невозможно. Нет необходимости обращаться к компьютеру, если все ученики должны актуализировать или усвоить определённую часть знаний, умений и имеют одинаковую подготовку и скорость работы и т.п. Нет смысла использовать его в ситуации, когда трудно реализовать разделение материала на подходящие фрагменты и осуществить удобное его ветвление. Компьютер может быть полезен в организации индивидуальной работы учащихся для освоения посильных для них учебных знаний. Это направление включает разработку и использование обучающих программ, демонстрационных, программ-тренажёров, контролирующих, информационно-справочных, имитационных и моделирующих программ. Для выдвижения гипотез и возможного их коллективного обсуждения могут применяться программы для организации проблемного обучения.
Мнение о необходимости дробления учебного материала в ЭУ на небольшие порции также небесспорно. Их размер должен определяться с учётом полного дидактического цикла обучения, назначения, содержания и количества его звеньев. С одной стороны, каждая порция не должна быть ими перегружена, с другой — отнесение одного дидактического цикла к большой порции учебного материала, напротив, приведёт к тому, что некоторые звенья окажутся недостаточно проработанными. Дидактический цикл должен ориентировать ученика не на пассивное чтение текста, а на активную проверку своих знаний в процессе решения поставленных задач. Обучающая программа предусматривает предоставление возможности каждому работать самостоятельно. При необходимости любой из учащихся может получить требующуюся помощь. И у электронного учебника по сравнению с традиционным таких возможностей гораздо больше.
Целесообразно в полной мере использовать стимулирующую функцию ЭУ. Компьютер как средство психологической поддержки учебного процесса обладает рядом преимуществ. Так, перед выставлением оценки ученику предлагается повторно обучающий фрагмент. Соответственно, школьник с большим вниманием относится к изучению каждого фрагмента учебного материала. Исключается также субъективный фактор. Это освобождает учащегося от ощущения страха и смущения, снижает до минимума психологическую несовместимость, которая иногда возникает между учеником и учителем.
Большинство исследователей полагают, что компьютер является наилучшим средством дифференциации и индивидуализации обучения. По нашему мнению, в школьном учебнике помощь должна превалировать над контролем. Для обеспечения этого необходимо стремиться к усилению в последнем обучающей компоненты, что позволит более точно фиксировать историю обучения и оценивать знания учащегося, не прерывая учебный процесс. Особенно эффективен тестовый компьютерный контроль решения задач на вычисление. Контроль решения задач на доказательство и построение объективно более труден и предполагает участие учителя, привлечение традиционных приёмов.
Несомненно, успех внедрения информационной технологии в практику обучения будет существенно зависеть от того, насколько она окажется «дружественной» по отношению к традиционной, будет способна «ассимилировать» с существующими традициями, опытом учителей. Так, к примеру, в белорусских печатных учебных изданиях принято совмещать материал базового и повышенного уровней обучения в одном учебнике, а для углублённого иметь отдельный. Этот подход имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, он помогает избежать «толстых» учебников, с другой - увеличиваются финансовые затраты Для ЭУ такой проблемы не существует. Встроенная программная система на основании истории обучения ученика формирует его индивидуальную траекторию и даёт возможность совмещать в одном электронном учебнике различные уровни обучения: базовый, повышенный и углублённый. Было бы неразумно отказываться от такого преимущества.
Перспективу развития ЭУ следует связывать и с возможностью использования при его построении естественного и искусственного интеллектов. Поступательное движение этого направления определяет соответствующую градацию поколений ЭУ. Первое поколение в основном характеризуется построением интеллектуальной (адаптивной) обучающей системы, позволяющей не только тренировать обучаемого и контролировать его знания, но и с учётом результатов «рекомендовать» индивидуальную траекторию обучения, оказывать адекватную помощь. Следующие поколения логично исходят из возможности использования систем искусственного интеллекта для формирования творческого уровня знаний, прежде всего — организации деятельности по решению учебных проблем с компьютерной визуализацией процесса поиска в наглядной графовой форме. Необходимые для этого программные средства должны обеспечивать диалог пользователя с компьютером на языке, близком к естественному. Ученику предоставляется возможность ввести в компьютер любую информацию, программа прочитает её, сопоставит с собственным решением учебной проблемы, укажет возможные ошибки, предложит конкретные рекомендации по завершению её решения. В перспективе «общение» компьютера и учащихся будет происходить с помощью синтезатора речи.