Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:06, доклад
Одним из перспективных направлений реформы общеобразовательной средней школы является разработка и использование новых информационных технологий, прежде всего электронных учебников. На современном этапе этот процесс зависит от состояния информатизации образования в целом, от темпов и основных направлений её развития.
Профориентационное и трудовое направление предполагает применение информационных технологий для выработки трудовых навыков, осуществления профориентации. Оно в полной мере может быть реализовано в профессионально-техническом образовании при изучении как специальных, так и общеобразовательных предметов.
Дефектологическое направление представляет собой компьютерную поддержку обучения детей с дефектами и недостатками в развитии. Известны успешные эксперименты использования компьютерных программ для исправления дефектов речи ребёнка. Наряду с этим компьютер может применяться и в целях развития речи учащихся, навыков использования научной терминологии в каждой предметной области.
Досуговое, особо популярное, направление — использование компьютера для реализации личных интересов (игры, развлечения, ведение личного архива и т.п.). Сочетая обучение и игру, ЭУ даст возможность сделать процес обучения более привлекательным.
Учительское направление предполагает применение компьютера в различных видах организационно-педагогической и методической деятельности, включая организацию и контроль учебного процесса. Интерес педагога к компьютеру возрастёт, если тот увидит в нём полезного помощника в реализации всех основных этапов дидактического цикла, прежде всего — в объяснении нового материала, закреплении знаний, решении задач, выполнении домашних заданий, контроле успеваемости. Наличие компьютерной сети и автоматизированного рабочего места учителя позволяют педагогу отслеживать учебные продвижения каждого учащегося и в случае необходимости оказывать ему дополнительную помощь.
Систематический контроль значительно сокращает время пассивности ученика Если основная часть класса занимается с компьютером, силы и внимание учителя освобождаются для работы с учащимися, которым нужны дополнительные объяснения либо новые, более сложные, задания. В итоге возрастает эффективность труда педагога без увеличения его нагрузки.
Организационное направление — использование компьютера в работе региональных и республиканских учреждений управления образованием. Здесь создаются необходимые предпосылки для более активного внедрения компьютерной образовательной технологии в практику обучения с опорой на крайне необходимый в данном деле административный ресурс.
Три этапа компьютеризации обучения по Е.П.Велихову [см.: (1)] и рекомендации по их внедрению. Е.П.Велихов выделяет три этапа компьютеризации общеобразовательной средней школы (приводятся в соответствии со структурой средней общеобразовательной школы Республики Беларусь).
Первый этап (I—VII классы) связан с введением упрощённого алгоритмического
языка и первоначальным ознакомлением с компьютерами, уже в ходе которого, по нашему мнению, необходимо использование электронных средств для обучения, например в качестве демонстрационного сопровождения учебного материала.
Второй этап (VIII—X классы) предусматривает решение конкретных задач: создание модели задачи, алгоритма её решения, написание программы на определённом алгоритмическом языке, обработка текстовой и графической информации, представление трёхмерных объектов с помощью банка данных и др. ЭУ используется систематически и может применяться как для классной, так и для домашней работы.
Третий этап (XI—XII классы) включает профессиональное овладение основами вычислительной техники. Рекомендуется обратить внимание на усиление роли ЭУ: он может на равных конкурировать с обычным печатным учебником или даже играть ведущую роль. При этом важно учитывать особенности применения ЭУ на уроке и в процессе самостоятельной домашней работы. Как и на предыдущем этапе, для проведения занятия подбирается такой материал, изучение которого с помощью компьютера более эффективно, нежели традиционными средствами. Если же он будет использоваться лишь частично, например при решении задач, то разумнее обращаться к традиционному печатному учебнику.
В заключение отметим, что современный этап системного практико-ориентированного применения электронных ресурсов в образовательном процессе может быть охарактеризован как вполне сложившийся начальный этап с созданием условий для дальнейшей планомерной и углублённой разработки и внедрения компьютерных средств обучения.