Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:53, реферат
Современное предприятие является сверхсложной системой, которой
приходится управлять в нестабильных условиях перехода к рынку. Сверхсложная
природа предприятия требует предварительного анализа как его самого, так и
внешней среды и выработки детальной последовательности действий по
постановке целей и их реализации, т.е. сверхсложная природа предприятия,
побуждает формировать план. Одновременно динамичная и нестабильная внешняя
среда делает неработающими жесткие и детерминированные планы.
Введение 2
1. Теоретические аспекты планирования на предприятии 3
1.1. Назначение и цели планирования 3
1.2. Стратегическое и оперативное планирование 7
1.3. Процесс планирования в организации 9
1.4. Система планов экономической организации 11
1.5. Организация внутрифирменного планирования 14
Санкт- Петербургская академия управления и экономики Красноярский филиал
Факультет: Финансы и кредит
Специальность: Экономист
Контрольная работа
По дисциплине: Прогназирование и планирование в условиях рынка
На Тему:”Планирование экономической деятельности общества в условиях рыночной эккономики”
Емельянова А.Ю
|
Выполнил: Студент группы ФСС 09 Чарду Я.Г |
Красноярск
2011г.
Совершенствование планирования на предприятии
Содержание
Введение 2
1. Теоретические
аспекты планирования на
1.1. Назначение и цели планирования 3
1.2. Стратегическое и оперативное планирование 7
1.3. Процесс планирования в организации 9
1.4. Система
планов экономической
1.5. Организация
внутрифирменного планирования
Современное предприятие является сверхсложной системой, которой
приходится управлять в нестабильных условиях перехода к рынку. Сверхсложная
природа предприятия требует предварительного анализа как его самого, так и
внешней среды и выработки детальной последовательности действий по
постановке целей и их реализации, т.е. сверхсложная природа предприятия,
побуждает формировать план. Одновременно динамичная и нестабильная внешняя
среда делает неработающими жесткие и детерминированные планы.
Получается, что план предприятия должен быть, с одной стороны,
достаточно детальным, чтобы вовремя предвидеть и решать возникающие
проблемы, а также чтобы координировать усилия различных подразделений и
специалистов. С другой стороны, план должен быть достаточно гибким для
того, чтобы позволять специалистам реагировать на неожиданные возмущения со
стороны внешней среды
и чтобы с выгодой
возможности. Для решения этой дилеммы — одновременного обеспечения
детальной проработки и сохранения гибкости — разработаны специальные
методы, которые мы и рассмотрим.
Планирование хорошо работает в условиях стабильной, четкой,
формализуемой и прогнозируемой среды. В этом случае планирование позволяет
заранее предвидеть все основные наступающие события и вовремя принять все
полезные меры, включая эффективное размещение и использование ресурсов.
Однако планирование может использоваться не только в условиях
стабильной, четкой, формализуемой и предсказуемой среды, но и в условиях
турбулентной, нечеткой и плохо прогнозируемой среды. Поэтому, тема курсовой
работы является очень актуальной.
Теоретические аспекты
1 Назначение и цели планирования
Успех предпринимательской
деятельности во многом
внутрифирменного планирования,
включающего определение
способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель
должен решить три задачи: что, как и для кого производить. Не импровизация,
не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовка принятия
решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки
альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса.
А. В. Волков в учебнике «Экономика предприятия» определяет
планирование как предвидение цели фирмы, результатов ее деятельности;
ресурсов, необходимых для достижения определенных целей. В этом определении
планирование определяется через понятие « предвидение ».
При переходе России к рыночным отношениям от планирования практически
отказались, особенно в 1992—1995 г., считая, что рынок расставит все по
своим местам. Но планирование является главной функцией управления любым
предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и
функционирование
стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях
рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное
осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к
явлениям неплатежеспособности предприятий.
Рынок не отрицает плановость, он перемещает ее в первичное
производственное звено — предприятие. Да и в масштабе страны в целом
планирование не заменяется полностью регулирующей функцией рынка. В
зарубежных странах, где развита рыночная экономика, государство формирует
стратегическое направление своего экономического развития, крупные
социальные и научно-технические программы, бюджет страны, расходы на
оборону и др.
На уровне хозяйствующего субъекта осуществляется как стратегическое
(долгосрочное) планирование, так и текущее технико-экономическое
планирование, а также оперативно-производственное планирование как
детализация разработок текущих планов предприятия в целом, его крупных
цехов и малых производственных подразделений вплоть до рабочего места.
В текущих технико-экономических планах (годовых, квартальных,
месячных) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные
перспективным планом. Текущие технико-экономические планы (производственные
бизнес-планы) включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными
ресурсами, степени загрузки производственных мощностей, обеспеченности
промышленно-производственным персоналом. В них также содержатся расчеты
затрат на производство, расчеты прибыли, рентабельности, расходы на
реконструкцию производственно-технической базы предприятия.
План является руководством к действию, к исполнению. Он используется
для обоснования предпринимательской идеи, ее перспективности, для
обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата
полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план
необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.
Таким образом, планирование — это процесс обработки информации по
обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения
целей. Планировать свое предпринимательство необходимо. Часто бывает, что
технологически предпринимательство просчитывается безупречно, однако
экономические расчеты не выполняются, что и приводит к неудачам в
предпринимательстве. Необходимо заранее составить план экономической
деятельности предприятия. Важно экономически грамотно разработать план
закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей и полуфабрикатов.
От этого зависят
стоимость, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность производства.
Непродуманная политика закупок ведет к переплате НДС, неэффективному
использованию оборотных средств. Неправильно спланированные реальные
затраты на производство и реализацию продукции приводят к банкротству
хозяйствующего субъекта.
Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии
управленческих решений, поэтому и в рыночной экономике от него не
отказываются.
Проводимая
в стране экономическая
свободу предприятиям, и многие руководители попытались частично или даже
полностью (главным образом это относится к средним и малым предприятиям)
освободится от планирования, считая его оковами для себя. Однако принятие
решений на базе интуиции, импровизации, как правило, не приводит к
оптимальным результатам и в условиях нормальной, некриминальной
экономической деятельности. Тем более, в условиях развития рыночных
отношений, роста и усиления конкуренции возрастает роль планирования.
Руководители предприятия должны учитывать, что планирование — это
экономический метод управления, выступающий как основное средство
использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование
базируется на данных прошлого, но стремится определить и контролировать
развитие предприятия в перспективе.
Планирование
можно классифицировать по
1. По степени охвата сфер деятельности:
• общее планирование, т. е. планирование всех сфер деятельности
предприятия;
•частное планирование, т. е. планирование определенных сфер
деятельности.
2. По содержанию (видам) планирования:
• технико-экономическое: поиск новых возможностей, создание
определенных предпосылок;
• оперативно-производственное — реализация возможностей и контроль
текущего хода производства.
3. По объектам функционирования:
• планирование производства;
• планирование сбыта;
• планирование финансов;
• планирование кадров.
4. По периодам (охвату отрезка времени):
• текущее
технико-экономическое
времени от месяца до 1 года работы предприятия;
• перспективное технико-экономическое планирование, охватывающее
отрезок времени свыше года (с разбивкой на среднесрочное — на срок до 5 лет
и долгосрочное планирование — на срок более 5 лет).
В качестве оценки эффективности планирования используют несколько
критериев:
• полнота планирования, т. е. степень охвата планированием всех
подразделений предприятий;
• непрерывность планирования;
• гибкость планирования, т. е. возможность оперативной корректировки
планов;
• возможность контроля за выполнением плана.
В странах с развитой рыночной экономикой выделяют следующие фазы
планирования:
• выработка глобальных целей (стратегий) фирмы;
• выработка
локальных целей (стратегий)
• анализ внутренней и внешней среды фирмы;
• поиск
альтернатив и оценка
• прогнозирование;
• принятие решения, постановка планового задания;
• разработка
производственного (
2 Стратегическое и оперативное планирование
Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить
на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы
(стратегическое планирование)
и определение тактики
стратегии (оперативное, или, что то же самое, тактическое планирование).
Стратегия фирмы — это совокупность ее главных целей и основных
способов достижения данных целей.
Другими словами, разрабатывать стратегию действия фирмы — значит
определять общие направления ее деятельности.
Стратегией
не может быть простое
способов их претворения. Принять желаемое за действительное — это еще не
значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить не из приятных
мечтаний, а из реальных возможностей развития фирмы. Поэтому стратегия —
это прежде всего реакция организации на объективные внешние и внутренние
обстоятельства ее деятельности.
Обычно стратегическое планирование бывает рассчитано на длительный
период, хотя во многих организациях стратегия основывается на среднесрочном
планировании (второй способ более приемлем для российских фирм, действующих
в условиях предельно высокой неопределенности). Вместе с тем стратегическое
и долгосрочное планирование, как уже отмечалось, процессы неоднозначные.
Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Она не просто
сосредоточена на данном периоде времени, а включает в себя совокупность
глобальных идей развития фирмы.
Ответственность за разработку стратегии несет прежде всего руководство
Информация о работе Планирование экономической деятельности общества в условиях рыночной эккономики