Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:53, реферат
Современное предприятие является сверхсложной системой, которой
приходится управлять в нестабильных условиях перехода к рынку. Сверхсложная
природа предприятия требует предварительного анализа как его самого, так и
внешней среды и выработки детальной последовательности действий по
постановке целей и их реализации, т.е. сверхсложная природа предприятия,
побуждает формировать план. Одновременно динамичная и нестабильная внешняя
среда делает неработающими жесткие и детерминированные планы.
Введение 2
1. Теоретические аспекты планирования на предприятии 3
1.1. Назначение и цели планирования 3
1.2. Стратегическое и оперативное планирование 7
1.3. Процесс планирования в организации 9
1.4. Система планов экономической организации 11
1.5. Организация внутрифирменного планирования 14
экономической организации, поскольку стратегическое планирование требует
высокой ответственности, масштабного охвата действий менеджером. Плановая
команда обеспечивает стратегическое планирование аналитическим подходом к
принятию решений о будущем фирмы
Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть
распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.
Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и
среднесрочный периоды, то есть является предметом забот среднего и низшего
управленческого звена.
Основной
вопрос стратегического
организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация
должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и
тактическим планированием — это разница между целями и средствами.
Другие различия:
• принятие
решений на уровне
бывает менее субъективным, потому что менеджерам, занимающимся тактическим
планированием, больше доступна добротная, конкретная информация. При
тактическом планировании применимы базирующиеся на компьютерных технологиях
количественные методы анализа;
• выполнение
тактических решений лучше
риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем;
• тактические решения легче оцениваются так как могут быть выражены в
более конкретных цифровых результатах (так, фермеру сложнее оценить
конкретные выгоды внедрения продукции под своей торговой маркой, чем
рассчитать увеличение выпуска цыплят в особой упаковке при приобретении
новых мощностей);
• для тактического планирования, помимо его сосредоточения на средних
и низших уровнях управления, характерно также тяготение к уровням отдельных
подразделений — продуктовых, региональных, функциональных.
Оперативное минирование означает практически то же самое, что и
тактическое планирование. Термин «оперативное» более ярко, чем термин
«тактическое», подчеркивает, что это планирование отдельных операций в
общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например
планирование производства, планирование маркетинга и т.п. Под оперативным
планированием понимают также
составление бюджета
3 Процесс планирования в
Деятельность,
связанную с планированием,
основных этапов:
1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс
планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и
способах их достижения. Результатом процесса планирования является система
планов.
2. Деятельность
по осуществлению плановых
деятельности являются реальные показатели деятельности организации.
3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных
результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для
корректировки действий организации в нужном направлении. Несмотря на то,
что контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение
очень велико, поскольку контроль определяет эффективность планового
процесса в организации.
Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей
деятельности фирмы.
Процесс планирования — это не простая последовательность операций по
составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие
обязательно должно произойти вслед за другим. Процесс требует большой
гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса не
соответствуют поставленным организацией целям, они могут быть обойдены, что
невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто
выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к
изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.
Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.
Первый этап. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды
организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет
те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит
сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы
будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
Второй этап.
Фирма устанавливает
своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап
установления целей
Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые
показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды
(ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между
ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные
варианты стратегии.
Четвертый этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и
ее проработка.
Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план
деятельности фирмы.
Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы
и программы.
Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов
среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы
и проекты.
Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного
процесса планирования, тем не менее определяют предпосылки для создания
новых планов, которые должны учитывать:
• что организации удалось сделать, реализуя свои планы;
• каков
разрыв между плановыми
В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с
прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до
реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к
переформулированию плана) связью.
4 Система планов экономической организации
Результатом процесса планирования является система планов. План
включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к
концу планового периода. По сути план — это набор инструкций для
менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть
в процессе достижения целей фирмы.
Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется
комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие
элементы.
1. Стратегический
план, по-другому называемый
(часто составляется на 5 лет вперед) и общефирменные планы, составленные в
продолжение стратегического плана.
2. Стратегические
планы отдельных деловых
фирмы.
3. Оперативные планы организации:
• общефирменные планы текущей деятельности, так называемые
«хозяйственные планы», или «планы прибыли», рассчитываются на один год. С
помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и
поставляются на рынок;
• текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют
общефирменные планы текущей деятельности.
4. Помимо
планов результатами процесса
планирования являются
(или планы-программы) и проекты.
Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели,
определяющие место
Составной частью стратегического плана является политика организации. В
стратегический план входят глобальные программы организации.
Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более
низких уровнях; общие цели организации, определенные в стратегическом
плане, конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами.
Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов более
низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для
решения задач оперативного планирования.
Планы действий любой организации можно охарактеризовать либо как
наступательные, либо как оборонительные. Наступательные планы предполагают
развитие организации: производство новых товаров и услуг, выход на новые
рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Наступательные планы
обычно создают крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом фирмы.
Средние и мелкие фирмы во многих случаях довольствуются
оборонительными планами, нацеленными на удержание своих позиций на рынке и
предупреждение банкротства фирмы.
План развития
организации, являясь
включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых сфер
деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новые
позиции и уметь давать ответы на следующие вопросы:
Каковы будут
условия спроса в будущем,
ждать потребители отданной экономической организации?
Каков должен быть характер внутренних элементов организации,
необходимый для ее развития?
Какими новыми видами продукции должна быть дополнена номенклатура
предприятия или же какая часть основной продукции должна быть заменена
новыми товарами и услугами?
Каковы должны
быть методы предупреждения
и разработке новой продукции?
Каков должен быть диапазон экономических ресурсов, нужный для
производства новых товаров и услуг?
Каковы должны быть организационные способы создания новых производств,
будет ли это поглощение в форме скупки (аквизиций) других предприятий,
слияние с организациями, производящими нужные продукты, или создание новых
производств собственными силами, путем проведения научных исследований и
разработок и осуществления предпринимательских проектов.
План развития для отдельной деловой единицы оформляется в виде бизнес-
плана.
Вариантом
оборонительных планов
Ликвидационный план включает в себя рекомендации по избавлению от
ненужных организации элементов, то есть от таких элементов, которые создают
препятствия на пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных
или низкорентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая
собственность, отдельные организационные единицы.
Характерной для экономической организации является разработка программ
и проектов.
Программы
обычно определяют развитие
экономической организации. Это могут программы по совершенствованию
технологии, программы организации контроля качества, программы учета
движения запасов и другие.
Проекты отличаются от программ тем, "что, ориентируясь на определенный
аспект жизнедеятельности и развития организации, они имеют установленную
стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры,
то есть отличаются высоким уровнем конкретной проработки. Обычно проекты
бывают связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг
фирмы.
Нельзя преувеличивать возможности проектов при определении точных
сроков выполнения и конкретных характеристик нового товара. В форме проекта
обычно составляется бизнес-план.
Кроме указанных
видов плановых документов
вспомогательные планы, которые нужны для лучшей организации планирования на
предприятиях: план организации планирования, планы действий при
непредвиденных
планов.
Основные
вопросы организации
следующем параграфе.
5 Организация внутрифирменного планирования
Внутрифирменное планирование приносит хорошие плоды, если процесс
планирования с самого начала правильно организован.
Прежде чем
приступить к
за планирование на предприятии должны принять содержание и
последовательность процесса планирования.
Крупное предприятие, как правило, осуществляет процесс планирования
Информация о работе Планирование экономической деятельности общества в условиях рыночной эккономики