Поиск научной информации в интернете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:49, реферат

Описание

Интернет – это информационное пространство, в котором можно отыскать ответ практически на любой интересующий пользователя вопрос. Это огромная глобальная сеть, в которую как информационные ручейки стекаются потоки более мелких сетей. Любой пользователь, располагающий ПК и соответствующими программами, сможет подключиться к сети, используя её возможности для самых разных целей – проведения досуга, обучения, чтения научных работ, отправки электронной почты и т.д. По различным данным, в 2004 г. количество пользователей глобальной системы Интернет составило от 600 до 900 миллионов человек.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Виды образовательных ресурсов…………………………………………………4
2.Научная информация в Интернете………………………………………………...7
2.1 Библиографические базы данных………………………………………………..11
2.2. Энциклопедические и справочные издания……………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………18
Список использованных источников…

Работа состоит из  1 файл

поиск научной инфо в инете.docx

— 40.92 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Самарский государственный аэрокосмический  университет 

им. академика  С. П. Королева 
 
 
 
 
 

Реферат по моделированию социальных систем на тему:

«Поиск  научной информации в интернете». 
 
 
 
 

      Выполнила:

студентка 747 гр. Симонова Е.В.

Проверил:

Герасимов К.Б. 
 
 

Самара 2011 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1.Виды образовательных  ресурсов…………………………………………………4

2.Научная информация  в Интернете………………………………………………...7

2.1 Библиографические  базы данных………………………………………………..11

2.2. Энциклопедические  и справочные издания……………………………………14

Заключение……………………………………………………………………………18

Список использованных источников………………………………………………19 

Введение

Интернет –  это информационное пространство, в  котором можно отыскать ответ  практически на любой интересующий пользователя вопрос. Это огромная глобальная сеть, в которую как  информационные ручейки стекаются  потоки более мелких сетей. Любой  пользователь, располагающий ПК и  соответствующими программами, сможет подключиться к сети, используя её возможности для самых разных целей – проведения досуга, обучения, чтения научных работ, отправки электронной  почты и т.д. По различным данным, в 2004 г. количество пользователей глобальной системы Интернет составило от 600 до 900 миллионов человек.

 Это число  продолжает стремительно расти  и уже в 2006 г. оно достигло  миллиарда человек. Сегодня глобальная  сеть превращается в важный  социальный и политический фактор  современного информационного общества. С развитием Интернет-технологий  появился новый гигантский источник  информационных ресурсов, доступ  к которым является не только  относительно дешевым, но и  очень быстрым. Информационные  ресурсы сети Интернет. Благодаря  повсеместному развитию и применению  компьютерных технологий в настоящее  время в той или иной электронной  форме находится информация всех  областей человеческой деятельности: наука, производство, коммерция,  литература, развлечения и т.д.  Сеть Интернет имеет совместимость  с различными электронными сетями  и базами данных и позволяет  получить удобный доступ практически  к любому виду информации. Благодаря  тому, что в Интернете разница  между потребителями информации  и ее поставщиками не так  велика, как в обычных изданиях, наполнение всемирной Сети информационными  ресурсами происходит очень быстро. Обмен этой информацией становится  насущной необходимостью, особенно  в сфере образования и научных  исследований. 

 

 1. ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Усилиями огромного  числа энтузиастов, которые обычно не считали себя педагогами, а обучение - основным видом своей деятельности, в Сети появились учебники, справочники, энциклопедии, качество которых постоянно  совершенствовалось, а также подборки ответов на самые различные вопросы, сложилась общедоступная система  обмена опытом и взаимного консультирования. Уже в первые годы своего существования  Интернет превратился в огромную библиотеку, содержание которой отражало, с одной стороны, профессиональные интересы составителей, а с другой, - их увлечения. Такая «двухполюсная» структура накопленного массива  информации сохраняется и сейчас: в Интернете можно найти, во-первых, тщательно упорядоченные и максимально  полные сведения обо всем, что связано  с информационными технологиями, и, во-вторых, неимоверную массу материалов эзотерического и развлекательного характера, часто связанных с  понятием «низа» и карнавальной культуры. То, что составляет содержание формального  образования, попадает как бы между  двумя этими полюсами и представлено в неизмеримо меньшем масштабе, и  используется гораздо менее интенсивно (примерно 1,5% из общего числа заходов  приходится на сайты, которые в классификации  поисковых систем относятся к  образовательным).

Сегодня значительная часть вузов страны (свыше 300), а  также многие их факультеты и другие их структурные подразделения имеют  свои странички или развитие сайты, такие же презентационные сайты  имеет несколько сотни школ и  колледжей, но, если не считать изобразительного ряда, то информация, представленная на них, практически совпадает с  той, которую можно получить из официальных  справочников. Ссылки на сетевые публикации педагогов, учебные планы и программы, студенческие и аспирантские работы очень редко выкладываются на эти сайты.

При модернизации официальных серверов органов образования  имело бы смысл учесть опыт Министерства образования США (US Department of Education), его  сервер www.ed.gov не только содержит все  официальные документы, связанные  с образованием, но и является порталом: содержащиеся на нем ссылки позволяют  получить доступ к наиболее важным образовательным ресурсам. Те же функциональные возможности есть у сервера Министерства образования Франции (Ministиre de la Education nationale, de la recherche et de technologie), http://www.education.gouv.fr.

В Интернете  представлена научная информация, расположенная  на специализированных сайтах. В первую очередь, это - электронные библиотеки.

В Сети появилось  множество электронных библиотек, которые позволяют пользователю получить доступ ко множеству текстов, книг, электронных периодических  изданий и т.д.

Все библиотеки Сети можно классифицировать на несколько  групп:

1. Библиотеки  текстов. Это библиотеки, которые  содержат тексты различных жанров  и направлений. Все тексты расположены  непосредственно на сайте этого  ресурса. Поиск в таком рубрикаторе  осуществляется только по ресурсам  данного сайта. Такого рода  библиотек больше всего в Рунете. Это такие библиотеки, как Народная  библиотека (http://biglib.com.ua/), библиотека Mylib.ru, Электронная библиотека Мошкова.

2. Библиотеки  электронных текстовых ресурсов. На своих сайтах такие библиотеки  не хранят никаких текстов.  Они лишь предоставляют удобный  поисковый сервис различных публикаций  в Сети (пример - сайт Электронная  книга). Отдельно в этой группе  можно выделить библиотеки электронных  журналов.

Эта группа появилась  совсем недавно. Библиотеки этой категории  ведут подборку публикаций электронных  периодических изданий. Здесь можно  найти ссылки на многие журналы Сети (с анонсом статей и т.п). Пример - «Национальная электронная библиотека».

Текстовая база библиотек пополняется, в основном, за счет читателей. Они присылают web-мастеру  библиотеки тексты, которые, проходя  небольшую цензуру, публикуются. Вследствие этого, появляется еще один вид услуг. Электронные библиотеки ведут рассылку обновлений и новых поступлений. Подписавшись на такую рассылку, пользователь получает возможность получать по E-Mail аннотацию всех обновлений и новых  поступлений в библиотеку. Таким  образом, пользователь всегда остается в курсе всего нового.

В Российском Интернете  сейчас зарегистрировано (по данным SPYLOG) чуть меньше сотни библиотек. Но полноценно функционируют из них меньше дюжины. Другие или содержат очень маленький  фонд (10-40 текстов), или уже давно  не обновлялись.

Важной частью образовательного процесса в Интернете  является система дистанционного образования.

Телеконференции - один из видов интерактивной деятельности в Интернете, которая многократно  усиливают его образовательный  потенциал по сравнению с другими  источниками знания. Один из специальных  видов конференций - обсуждение учебников  и их рейтинга - ведется на сайте Учебники Москвы. Есть попытки публиковать в Интернете и рейтинги учебных заведений (пока высших), но особого интереса к этим рейтингам нет. Появляются сайты, посвященные тестированию (главным образом абитуриентов), но и они пока не вызвали большого интереса. Интересная инициатива научных работников из Новосибирского Академгородка - сайт «Научная лаборатория школьника», на котором учащийся может получить консультацию по выполнению домашней работы (http://www.nsu.ru/materials/ssl/).

Можно выделить на сегодня следующие направления  сетевой проектной деятельности:

1. проекты, направленные  на различное представление понимания  какого-то вопроса, формирование  искусства общения, заключающегося  в умении координировать разные  смыслы, то есть строить взаимопонимание  (пример http://center.fio.ru/vio/vio_06/resource/HTML/demo/hypertext01.html ), проекты связанные с развитием  толерантности.

2. проекты, направленные  на определения первенства в  определенной деятельности: конкурсы  личные или командные, олимпиады  и пр.

(примеры: Воронежские  викторины http://www.vspu.ac.ru/projects.htm, Олимпиады  http://schools.techno.ru/doog/, Проект задача  в неделю http://www.krs.fio.ru/olimp/index.html, Всероссийский  Интернет - фестиваль «Умник» http://www.childfest.ru/ )

3. проекты, где  главная задача участников - освоение  новых средств и способов коммуникации, видов деятельности

4. проекты, направленные  на создание общественно-значимого  продукта (литературное произведение, сайт по какой-то проблеме, пр.) 
 
 
 

 

2. НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ  В ИНТЕРНЕТЕ

Ценность для  образования ресурсов, имеющихся  в Интернете, определяется:

· наличием порталов - составленных квалифицированными специалистами  подборок ссылок, поскольку обычные  поисковые системы не в состоянии  провести различия между парадигмальным знанием и «паранаукой»; для некоторых  дисциплин количество материалов, посвященных  «альтернативной науке» может в  несколько раз превышать собственно научную информацию;

· наличием справочных данных, как о содержании данной дисциплины, так и об организации  научной жизни;

· присутствием в сети «фокальных точек», часто  посещаемых узлов, где происходит обмен  информацией между специалистами  разного уровня квалификации;

· наличием архивов  и библиотек.

В первую очередь  необходимо затронуть универсальные  источники информации. К сожалению, в русской части Интернета  есть всего лишь один ресурс, который  с некоторой натяжкой может считаться  современной энциклопедией. Это  Универсальная энциклопедия Кирилла  и Мефодия (http://www.km.ru/), представляющая компиляцию нескольких изданий, в основном «Большого энциклопедического словаря» (Т.1-2,1991). Есть несколько выборок  из Брокгауза и Эфрона (например, на www.agama.ru). Все остальное - проекты  и демо-версии, в их числе и  подготовленная ИОО русская версия Collier's Encyclopaedia.

Не очень богат  и выбор толковых словарей: есть несколько версий Толкового словаря  русского языка С. И. Ожегова (некоторые  с мощной системой поиска - www.km.ru/base/ojegov/), несколько вариантов словаря  Даля (например, www.booksite.ru/fulltext/dal/dall/00/), остальное - специализированные словари (наиболее полная коллекция ссылок на доступные online словари и энциклопедии на сайте http://guide.newmail.ru/dictionary.htm). Не слишком  широк выбор и биографических словарей, наиболее ценный ресурс - выборка  из той же энциклопедии Брокгауза  и Эфрона (коллекция ссылок на биографические ресурсы находится на http://genealogy.h1.ru/biograph.htm). Есть словари иностранных слов, сокращений, многочисленные подборки цитат, но качество материалов оставляет желать лучшего.

Гораздо более  благополучно обстоит дело с доступом к двуязычным словарям и системам перевода. Если говорить об англо-русских  и русско-английских словарях и системах автоматического перевода, то сделано  максимум из того, что технологически возможно.

Материалов, посвященных  экономике и предпринимательству, в Интернете множество, но обычно «экономический» сайт посвящен какому-то отдельному вопросу или создан с  определенной узкой целью (например, сайт «Линк» http://www.link.msk.ru/ представляет собой интерфейс с программой подготовки магистров делового администрирования  Открытого Университета Великобритании), набор ссылок на таком сайте минимален, поэтому ресурсы по экономике  оказываются очень распыленными. Не имея аннотированного списка сайтов, можно потратить массу времени  на поиск информации об экономике  как дисциплинарно организованном знании в отличие от одноименной  деятельности.

Серьезная попытка  интегрировать наиболее ценные ресурсы, связанные с экономическим образованием, предпринята в Омском университете, на созданной при поддержке ИОО  странице http://www.ic.omskreg.ru/~econrus/win/index.htm . Некоторое  представление об организации экономической  науки в России можно получить на сайте ЦЭМИ РАН http://is1.cemi.rssi.ru/rus/refs/econom.htm. Из материалов справочного характера, на которые нет ссылок на упомянутых сайтах, укажем «Экономический словарь (Кирилла и Мефодия)», предназначенный  для студентов, экономистов, юристов  и широкого круга читателей.

Одним из наиболее развитых сегментов в русской  части Интернета является сегмент, посвященный праву. С начала 90-х  гг. несколько частных фирм накапливали  базы данных по законодательству. Сейчас ситуация, когда частная фирма  могла зарабатывать деньги, просто обеспечивая доступ к официальным  документам, постепенно уходит в прошлое, и держатели баз данных открывают  их для свободного доступа через  Интернет, рассматривая доступ к этим базам как способ предложить более  сложные услуги. Эти фирмы, с одной  стороны, и правозащитные организации, с другой, добились к тому, что  в Интернете появилась возможность  найти едва ли не все действующее  законодательство, документы по истории  права и кое-какие комментарии. В тоже время нет свободного доступа  к документам, связанным с текущим  законодательным процессом, парламентским  стенограммам и т.п.

Информация о работе Поиск научной информации в интернете