Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 17:31, контрольная работа
Целью контрольной работы заключается в построении информационной сети для проведения 3-х факторного эксперимента на 4-х уровнях варьирования для получения экспериментальных данных результата работы технологического процессе.
Ввиду отсутствия достоверных данных о реальном производственном процессе в контрольной работе проиллюстрируем процесс построения информационной сети из задания для варианта №4.
Министерство Образования Республики Беларусь
Белорусский
Государственный
кафедра информационных систем и технологий
контрольная работа по предмету
Применение
ЭВМ в химической технологии
ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ
Вариант 3
Выполнила:
студентка 5-го курса
заочного ф-та
спец. ХТНМ
Дубоделов Д.М.
Шифр
06-20823
Проверил:
проф. каф. Д.Т.Н.
Колесников
В.Л.
Минск 2010
Целью
контрольной работы заключается
в построении информационной сети для
проведения 3-х факторного эксперимента
на 4-х уровнях варьирования для
получения экспериментальных
Ввиду
отсутствия достоверных данных о реальном
производственном процессе в контрольной
работе проиллюстрируем процесс построения
информационной сети из задания для варианта
№4.
# | Температура | РН среды | Время | Измеренное свойство опытного образца | |
x1 | x2 | x3 | y1 | y2 | |
1 | 50 | 4 | 10 | 20 | 23 |
2 | 60 | 4 | 20 | 31 | 34 |
3 | 70 | 4 | 30 | 42 | 45 |
4 | 80 | 4 | 40 | 50 | 52 |
5 | 50 | 5 | 20 | 40 | 43 |
6 | 60 | 5 | 30 | 52 | 56 |
7 | 70 | 5 | 40 | 44 | 42 |
8 | 80 | 5 | 10 | 35 | 37 |
9 | 50 | 6 | 30 | 28 | 30 |
10 | 60 | 6 | 40 | 57 | 55 |
11 | 70 | 6 | 10 | 73 | 70 |
12 | 80 | 6 | 20 | 69 | 67 |
13 | 50 | 7 | 40 | 54 | 57 |
14 | 60 | 7 | 10 | 50 | 53 |
15 | 70 | 7 | 20 | 65 | 68 |
16 | 80 | 7 | 30 | 42 | 39 |
Данные эксперимента предполагается использовать для построения адекватных математических моделей исследуемого процесса.
Фактором называется измеряемая переменная величина, принимающая в некоторый момент времени определенное значение. Факторы соответствуют способам воздействия на объект исследования. Каждый фактор имеет область определения. Фактор считается заданным, если вместе с его названием указана область его определения. Под областью определения понимается совокупность всех значений, которые в принципе может принимать данный фактор. Ясно, что совокупность значений фактора, которая используется в эксперименте, является подмножеством из множества значений, образующих область определения.
Область определения может быть непрерывной и дискретной. Однако в тех задачах планирования эксперимента, которые мы собираемся рассматривать, всегда используются дискретные области определения. Так, для факторов с непрерывной областью определения, таких, как температура, время, количество вещества ит. п., всегда выбираются дискретные множества уровней. В практических задачах области определения факторов, как правило, ограничены. Ограничения могут носить принципиальный либо технический характер.
Произведем классификацию
Время реакции, температура, концентрация реагирующих веществ, скорость подачи веществ, величина рН - это примеры наиболее часто встречающихся количественных факторов. Различные реагенты, адсорбенты, вулканизующие агенты, кислоты, металлы являются примером уровней качественных факторов.
При планировании эксперимента факторы должны управляемыми. Это значит, что экспериментатор, выбрав нужное значение фактора, может его поддерживать постоянным в течение всего опыта, т. е. может управлять фактором. В этом состоит особенность «активного» эксперимента. Планировать эксперимент можно только в том случае, если уровни факторов подчиняются воле экспериментатора.
Представьте себе, что вы изучаете процесс синтеза аммиака. Колонна синтеза установлена на открытой площадке. Является ли температура воздуха фактором, который можно включить в планирование эксперимента?
Температура воздуха — фактор неуправляемый. Мы еще не научились делать погоду по заказу. А в планировании могут участвовать только те факторы, которыми можно управлять, — устанавливать и поддерживать на выбранном уровне в течение опыта или менять по заданной программе. Температурой окружающей среды в данном случае управлять невозможно. Ее можно только контролировать.
Чтобы
точно определить фактор, нужно указать
последовательность действий (операций),
с помощью которых
Точность замера факторов должна быть возможно более высокой. Степень точности определяется диапазоном изменения факторов. При изучении процесса, который длится десятки часов, нет необходимости учитывать доли минуты, а в быстрых процессах необходимо учитывать, быть может, доли секунды. Если факторы измеряются с большой ошибкой или особенность объекта исследования такова, что значения факторов трудно поддерживать на выбранном уровне (уровень фактора «плывет»), то экспериментатору следует обратиться к конфлюэнтному анализу.
Факторы
должны быть непосредственными
Необходимость
введения сложных факторов возникает
при желании представить
Выбор и обоснование количества факторов
Количество факторов, включаемых в математическую модель, определяет размерность задачи, стоимость ее реализации и сроки выполнения. Модели с малым количеством факторов могут вообще скомпрометировать результат, поскольку могут оказаться не задействованными важные переменные, оказывающие на объект решающее влияние. Многофакторные модели могут существенно снижать быстродействие системы оперативного технологического управления, повышать себестоимость их получения и эксплуатации.
Чтобы помочь в решении проблемы выбора факторов, можно рекомендовать следующие действия:
При выборе числа уровней варьирования факторов следует помнить, что для определения положения прямой линии достаточно знать координаты двух ее точек на плоскости, кубическая кривая требует информации о положении четырех точек, а чтобы аппроксимировать экспериментальные данные зависимостью четвертого порядка, фактор нужно варьировать уже не менее чем на 5 уровнях.
Выбор
числа уровней варьирования факторов
тесно связан с проблемой выбора
границ факторного пространства. Если
исследовать только локальные области
I, II, IV, V, то можно ограничиться только
двумя уровнями варьирования, если
исследовать область III или I + II, то необходимо
планировать двухуровневый
Выбор и обоснование границ факторного пространства
При
решении этой проблемы необходима априорная
информация и некоторый опыт моделирования
подобных объектов. Ведь глупо искать
результат там, где его просто
не может быть. Поэтому при построении
информационной сети необходимо провести
предварительный интуитивный
Рациональное размещение источников информации в факторном пространстве определяет объективность и адекватность описания процессов химической технологии и промышленной экологии.
На рисунке показаны возможные принципиальные варианты размещения одного и того же количества датчиков в факторном пространстве.
Примеры размещения датчиков при организации сбора информации.
Из рисунка ясно, что ни один из четырех вариантов не может рассматриваться как удачный. В двух верхних и левом нижнем вариантах все возможности съема информации с датчиков будут ограничиваться локальными областями исследования. В то время как остальная часть пространства окажется необследованной. Слабой стороной нижнего правого варианта является возможная избыточность информации при малом шаге координатной сетки и недостаточность при большом.
Между тем объем информации, необходимой для получения математической модели с заданной точностью, может быть многократно уменьшен. Значительное число источников информации можно изъять из узлов информационной сети, увеличив уровень требований к оценке изучаемого параметра в окрестности оставшихся точек.
Этапами формирования информационной сети являются:
Информация о работе Построение информационных сетей для получения математических моделей