Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:31, курсовая работа
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования программирования экономики
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….... 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ программирования, как средство государственного регулирования экономики ………………..….….. 7
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА государственного регулирования Программирования экономики БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ……………………………… 14
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ Экономики РЕГИОНА …… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………… 29
Диаграмма
2. Объем
работ и услуг (в рублях),
выполняемых собственными
силами организаций
по виду деятельности
«строительство», в
январе-мае 2010 году на
душу населения.
За счет всех источников финансирования в январе-мае 2010 года введено 263,7 тыс.кв.м общей площади жилых домов, по вводу жилья в расчете на 1000 жителей область занимает 1 место среди областей ЦЧР. Индивидуального жилья в январе-мае 2010 года введено 249,9 тыс.кв.м, по этому показателю Белгородская область по-прежнему лидирует среди областей ЦЧР.
Социальную сферу области характеризуют следующие показатели: денежные доходы на душу населения в апреле 2010 года сложились в сумме 15636,7 рубля (для сравнения: в Липецкой области – 15083,6 рубля, Курской – 14656,9, Воронежской – 13599,7, в Тамбовской области – 13088,3 рубля). По величине средней номинальной начисленной заработной платы (в апреле 2010 года она составляла 15222,7 рубля), см. диаграмму 2. Белгородская область занимает 2 место после Липецкой в Центрально-Черноземном районе. По этому показателю среди областей ЦЧР в сфере образования (11668,3 рубля) Белгородская область лидирует, а в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (10033,3 рубля) - на 2 месте, после Воронежской области.
Областная комплексная целевая программа по улучшению демографической ситуации в Белгородской области эффективно реализуется на территории региона.19 Демографическая ситуация в области в январе-апреле 2010 года сложилась следующим образом: родился 5321 младенец, умерли 7344 человека, естественная убыль составила 4,0 на 1000 человек населения и была наименьшей в ЦЧР. Для сравнения: в Тамбовской области – 8,5, Воронежской – 8,1, Курской – 7,2, в Липецкой области – 6,1.
В январе-апреле 2010 года миграционный прирост населения на 10 тыс.человек населения составил 36,0 (для сравнения: в Липецкой области – 24,7, Воронежской – 20,0, Курской - 5,8), в Тамбовской области наблюдалась миграционная убыль населения.
Из вышеуказанных показателей следует, что государственное регулирование программирования экономики направленные на увеличение роста экономики из Центрально-Черноземного Района в Белгородской области работают более эффективно, чем в других областях. Но, по мнению специалистов, помощь слишком размазана по отраслям, в, то время как в некоторых из них, например, в строительном и потребительском секторах, требуются дополнительные, точечные меры поддержки. Созданы многочисленные программы по разным направлениям развития экономики, хотя они малоэффективны, так как не имеют долгосрочную основу бюджетного финансирования.
Отсутствует научно обоснованная комплексная инвестиционная программа. Проводимая на территории региона бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, внешнеэкономическая политика слабо ориентирована на оживление инвестиционного процесса. До сих пор большая часть сбережений населения, накоплений предприятий, банков, коммерческих структур вкладывается в финансовую, торгово-посредническую деятельность, в покупку иностранной валюты, а не в инвестирование реального сектора экономики.
Внимания заслуживает и проблема высоких кредитных ставок. Ставка рефинансирования — 8,75% — остается слишком высокой, хотя было бы уместнее придерживаться политики низких ставок. Такая практика, позволила бы предприятиям рыночным методом получить необходимые им средства.
Но главным препятствием на пути к более активному росту экономики Белгородской области является слабый внутренний спрос. Негатив усиливают малая эффективность антикризисных мер и архаичная структура экономики, по-прежнему подверженная серьезным рискам в случае ухудшения внешней конъюнктуры.
Вывод. Исследовав практические основы государственного регулирования программирования экономики Белгородской области, сделали следующие выводы:
1. Правительство Белгородской области не достаточно эффективно реализует социально-экономическую программу, в связи с недостаточным бюджетным финансированием, отсутствием инвестиционной программы, малой эффективности антикризисных мер.
2.
Действия целевых программ не достигают
полного объема поставленных задач, в
связи с многочисленными действующими
программами, распыленными по разным направлениям
развития экономики, не сосредоточившись
на более главных проблемных секторах.
РАЗДЕЛ
III СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ государственного
программирования экономики
региона
Реализация федеральных и региональных программ в Белгородской области позволяет обеспечить:
- поддержку социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения;
-
поддержку оживления экономики,
-
активизацию модернизационной
Но необходимо рассмотреть проблемы технологии программирования экономики Белгородской области:
1. Кроме традиционного анализа состояния экономики региона, крайне необходимо проведение достаточно глубоких региональных маркетинговых исследований, как состояния рынков продукции и услуг, производимых в регионе, так и их импорта (и межрегионального);
2. Результаты анализа социально-экономической ситуации в регионе, бюджетного процесса, а также региональный маркетинг должны позволить определить экономические приоритеты и наметить пути обеспечения их реализации в мероприятиях и целевых региональных программах , законодательных и административных мерах.
Среднесрочное и долгосрочное финансовое планирование бюджета позволяет увеличить сроки действия налоговых льгот инвесторам, которые зачастую принимаются только на текущий бюджетный год.
3. Помимо общепринятых аспектов анализа социально-экономического положения субъекта федерации: население (численность и половозрастная структура, численность и структура семей, миграция и расселение), уровень и образ жизни (основные источники и уровень доходов, покупательская способность, уровень и структура расходов и потребления), социальная инфраструктура (жилище, транспорт и связь наука, культура и образование), социальное неблагополучие (безработица, забастовки, условия труда, уровень престижа), принципиально необходимо в рамках программ социально-экономического развития регионов отражать:
социальные приоритеты региона, что позволит в условиях дефицита бюджетных ресурсов сосредоточиться на основных социальных проблемах, создать организационные, налоговые и законодательные стимулы их разрешения;
социальные нормативы, которые делают возможным планирование социального развития региона, оптимального использования отчислений в бюджет при заключении тендерных соглашений, инвестиционных контрактах, создании крупных промышленных систем и объектов;
социальную региональную политику, как систему первоочередных мер администрации регионов, обеспеченных ресурсами и направленных на развитие и стабилизацию социально-экономического состояния региона;
систему адресных социальных (в том числе и инвестиционных программ ), реализация которых возможна без привлечения бюджетных ресурсов;
наличие достоверного анализа тенденций социально-демографического развития региона позволяет потенциальным инвесторам, разработчикам и реализаторам программ развития региона прогнозировать направления развития региональных рынков промышленных и продовольственных товаров, определять свои интересы и, несомненно, служит расширению круга потенциальных инвесторов.
4. Мобилизация ресурсов для обеспечения бюджета и программ области. К развиваемым (помимо традиционных) региональным инвестиционным инструментам следует отнести:
организация траста активами региона;
гарантирование выкупа части вторичной эмиссии (для закрепления управления и привлечения инвесторов);
бюджетные гарантии Белгородской области, акцептованные региональными, федеральными банками;
экспортное покрытие инвестиционных ресурсов в инвестиционные проекты и программы региона;
межгосударственные двухсторонние и многосторонние соглашения о технической помощи и целевому финансированию;
целевое финансирование международных инвестиционных институтов и организаций программ Белгородской области;
использование доли собственности администрации региона и ее прав в качестве залогового фонда;
использование
активов области для
создание финансовых мультипликаторов для привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
проведение согласованной политики в отношении реструктуризации предприятий Белгородской области.
Механизмы реализации этих возможностей необходимо организационно и законодательно обеспечить, что можно и должно реализовать в рамках программы социально-экономического развития региона.
5. Вызывают интерес неиспользованные (или редко используемые) региональные источники финансовых ресурсов:
омертвленный капитал на предприятиях (производственные фонды и площади);
земельные
участки непригодные для
акции региональных предприятий, находящиеся в собственности государства;
расширение сферы услуг, на основе малоэффективно используемой собственности.
6. По результатам исследования потенциальных источников внебюджетных и инвестиционных средств, к нормативным и законодательным базам в области должна быть проведена работа по корректному приведению в соответствие с требованиями (с учетом экономических интересов региона и его специфики) законодательного обеспечения процесса реализации программы.
Во-первых,
система законодательных актов
должна быть согласована, взаимоувязана
с федеральным
Во-вторых, региональные акты должны быть согласованы между собой (по горизонтали), представляя самодостаточную систему, охватывающую сферы экономики, экологии, культуры, социальной и региональной государственной политики, управления регионом, с верховенством устава области.
В-третьих,
система регионального
7.
Немаловажным вопросом
Учитывая уровень развития финансовой и банковской инфраструктуры в Белгородской области, системный их кризис и невозможность с их помощью организовывать финансирование крупных, долгосрочных проектов и программ , именно финансовые институты, способные привлекать в регион дополнительные ресурсы должны быть размещены за рубежом. Такое размещение позволяет осуществлять построение финансовых мультипликаторов, создавать возможность размещения относительно дешевых ресурсов под обеспечение различных инструментов и гарантий, различные уровни доходности и инвестиционных рисков. Представление региональных проектов и программ западным инвестиционным институтам;
организация
взаимодействия региональных банков с
зарубежными банками и
поиск зарубежных стратегических партнеров и потенциальных инвесторов;
Информация о работе Программирование, как средство регулирования экономики Белгородской области