Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:17, курсовая работа
Человечество стремительно вступает в принципиально новую для него информационную эпоху. Существенным образом меняются все слагаемые образа жизни людей. В современном обществе уровень информатизации характеризует уровень развития государства. Начавшийся ХХI век специалисты называют веком компьютерных технологий. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий. Не у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации
Введение
4
1 Теоретические аспекты изучения реляционных моделей данных: сущность, понятие и виды
6
1.1 Понятие и сущность модели данных в информационных технологиях
6
1.2 Базовые понятия реляционной модели данных
10
1.3 Свойства отношений реляционной модели данных
19
2 Создание реляционной базы данных в программном комплексе Microsoft Ассеss
23
2.1 Общее понятие о реляционной базе данных
23
2.2 Создание реляционной базы данных
26
2.3 Создание запросов в реляционной базе данных
29
Заключение
36
Список использованных источников
Интерфейс работы с объектами базы данных унифицирован. По каждому из них предусмотрены стандартные режимы работы:
- Создать - предназначен для создания структуры объектов;
- Конструктор - предназначен
для изменения структуры
- Открыть (Просмотр, Запуск) - предназначен для работы с объектами базы данных.
2.2 Создание реляционной базы данных
Создание файла базы данных выполняется следующим образом. Необходимо запустить СУБД Access. Затем выполните следующее:
Так как реляционная база данных основывается на таблицах, то следующим шагом создание базы данных, будет создание таблиц с информацией.
Таблицы — основной объект Access. Список таблиц, составляющих базу данных приложения, появляется в окне базы данных при первом открытии приложения. Кроме этого, Access создает системные таблицы, в которых хранится информация обо всех объектах приложения, и эти таблицы при необходимости также могут отображаться в окне базы данных.
Для начала создается описание таблицы. Нажав кнопку Создать и выбрав в появившемся вслед диалоговом окне режим Конструктор, мы попадаем в окно, предназначенное для ввода описания структуры создаваемой таблицы.
Прежде чем заносить данные в таблицы, нужно определить структуру этих таблиц. Под этим понимается не только описание наименований и типов полей, но и ряд других характеристик (например, формат, критерии проверки вводимых данных). Кроме описания структуры таблиц, обычно задаются связи между таблицами. Связи в реляционных базах данных определяются по совпадению значений полей в разных таблицах. Например, клиенты и заказы связаны отношением "один-ко-многим", т. к. одной записи в таблице, содержащей сведения о клиентах, может соответствовать несколько записей в таблице заказов этих клиентов. Если же рассмотреть отношение между преподавателями и курсами лекций, которые они читают, это будет отношение "многие-ко-многим", т. к. один преподаватель может читать несколько курсов, но и один курс может читаться несколькими преподавателями. И последний тип связей между таблицами — это отношение "один-к-одному". Такой тип отношений встречается гораздо реже. Как правило, это бывает в двух случаях: запись имеет большое количество полей, и тогда данные об одном типе объектов разносятся по двум связанным таблицам, или нужно определить дополнительные атрибуты для некоторого количества записей в таблице, тогда создается отдельная таблица для этих дополнительных атрибутов, которая связывается отношением "один-к-одному" с основной таблицей.
Как видно из рисунке 2.2, процесс описания атрибутов поля начинается с присвоения ему имени (идентификатора). Далее необходимо определить тип поля, что, очевидно, должно делаться, исходя из содержания тех данных, которые будут в нем храниться [7].
Рисунок 2.2 - Создание описания структуры таблицы
На завершающем этапе процесса проектирования структуры таблицы происходит задание ключей и индексов. В первом случае достаточно выделить строки, которые должны составить ключевое выражение, и щелкнуть мышью по пиктограмме Ключ на панели инструментов.
Ключевое поле таблицы помечается специальным значком — ключик в поле выделения в левой части окна. Чтобы выделить поле, достаточно просто щелкнуть мышью по строке, в которой описывается данное поле. При этом в нижней части окна будут показаны параметры именно для этого поля. Перемещаться между столбцами в верхней панели окна можно с помощью клавиши <Таb>, а для перемещения по списку полей вверх и вниз пользуйтесь клавишами со стрелками. С помощью клавиши <F6> можно перемещаться между панелями.
Эффективным методом решения задач контроля корректности входных данных является ограничение множества допустимых значений поля некоторым списком. Средством решения этой проблемы в Access является задание подстановочного списка значений для поля. Для этого следует выбрать вкладку Подстановка в окне Свойства поля, далее для свойства Тип элемента управления задать значение Список.
После создания описания структуры таблицы можно перейти в режим непосредственного ввода в нее данных. Важным преимуществом интерфейса СУБД Access является продуманная гибкая система перехода от режима Конструктора к режиму ввода данных в таблицу (Режим таблицы). Такой переход можно осуществить, щелкнув мышью по пиктограмме Вид, расположенной на панели инструментов, либо выбрав функцию меню Вид > Режим таблицы.
На основе созданных таблиц в дальнейшем создаются базы запросы, отчеты, пользовательские формы, что и составляет реляционную базу данных.
2.3 Создание запросов в реляционной базе данных
1 Создание запроса выбора
Для создания запроса выбора с помощью Конструктора необходимо открыть окно Конструктора запроса, выполнив действия:
Окно БД - объект Запросы
- [Создать] - окно Новый запрос - выбрать
Конструктор - окно Добавление таблицы
- выбрать таблицы-источники
Окно Конструктора запроса имеет вид как на рисунке 2.3.
Оно разделено на две панели.
Верхняя панель содержит схему данных запроса. В ней представлены списки полей, выбранных в качестве источника запроса таблиц и запросов. Если ранее была создана связь между этими таблицами, то она показывается на схеме данных. В противном случае может отображаться связь, автоматически созданная системой Access. Пользователь может сам установить новую связь между таблицами.
Рисунок 2.3 - Окно Конструктора запроса
Нижняя панель есть бланк запроса по образцу (QBE-запроса). Он представлен в виде таблицы, предназначенной для определения структуры результирующей таблицы запроса и задания условий отбора данных из таблиц. Каждый столбец бланка относится к одному полю таблицы. Строки бланка имеют следующее назначение:
Включение отдельных полей
в бланк запроса можно
Включение в бланк запроса всех полей таблицы можно выполнить, если:
Для очистки отдельных столбцов бланка запроса используется команда - Правка/Удалить столбцы.
Для очистки всего бланка запроса служит команда - Правка/Очистить бланк.
Для формирование запроса на вывод полей из одной или нескольких таблиц перетаскиваются из списков полей в строку Поле только те поля, которые должны присутствовать в результирующей таблице запроса, или все поля всех таблиц, а затем в сроке Вывод на экран отмечаются флажками только нужные.
Формирование запроса с применением сортировки.
Сортировка возможна по одному или нескольким полям одновременно. Для сортировки по нескольким полям поля располагаются в бланке запроса в том порядке, в котором требуется выполнять сортировку. В Access записи сортируются сначала по самому левому полю, затем по полю, расположенному в следующем столбце справа и т.д. Для задания порядка сортировки необходимо щелкнуть в строке Сортировка для поля, по которому сортируются записи, и из раскрывающегося списка выбрать – по возрастанию или по убыванию.
Формирование запроса с условиями отбора.
Условия отбора — это ограничения, накладываемые на запрос для определения записей, включаемых в результирующую таблицу запроса. Они задаются выражениями в строках Условие отбора, или.
Если выражения вводятся в несколько клеток одной строки Условие отбора, то они автоматически объединяются с помощью логического оператора And. Если выражения вводятся в разные строки бланка запроса, то Access объединяет их логическим оператором Or.
В условии отбора может быть использована конструкция Between (между). Например, Between 100 and 200.
Формирование запроса с вычисляемым полем.
Для создания вычисляемого поля в пустую клетку строки Поле вводится имя вычисляемого поля с двоеточием, после которого – выражение. Например,
СТОИМОСТЬ: [ЦЕНА]*[КОЛИЧЕСТВО]
Если выражение сложное, то для его создания целесообразно использовать построитель выражений.
Формирование запроса с группировкой.
Часто требуется в таблице видеть не все записи, а только итоговые значения по группам записей. Расчет итогов для некоторых полей групп производится с помощью статистических функций, которые были описаны выше.
Для создания запроса с группировкой выполняется следующее:
Формирование запроса с параметрами
Если необходимо часто выполнять один и тот же запрос выбора, меняя только в условиях отбора значения полей, то целесообразно создать запрос с параметрами. В строках Условие отбора, или для полей, играющих роль параметров, вводится в квадратных скобках текст приглашения на ввод интересующих пользователя значений этих полей. Этот текст будет выводиться в диалоговом окне "Введите значение параметра при выполнении запроса".
2 Создание перекрестного запроса
Создание перекрестного
запроса с помощью Конструктора
начинается с открытия окна Конструктора
запроса. В этом окне в бланк запроса
последовательно
Затем выполняется команда Запрос / Перекрестный. В результате в бланке запроса появятся две новые строки: Групповая операция и Перекрестная таблица. В строке Перекрестная таблица для полей со значениями в роли заголовков строк выбирается из раскрывающегося списка значение Заголовки строк, а для поля со значениями в роли заголовков столбцов – Заголовки столбцов. В строке Групповая операция для поля, по которому подводится итог, из раскрывающегося списка выбирается необходимая статистическая функция.
3 Создание запросов действия
Формирование запроса на создание таблицы БД.
После открытия окна конструктора запроса вводится команда Запрос / Создание таблицы
В появившемся окне Создание
таблицы указывается имя
Формирование запроса на обновление полей таблицы БД
После открытия окна конструктора запроса вводится команда Запрос / Обновление в бланке запроса появится новая строка Обновление. Затем в бланк запроса перетаскиваются все поля таблицы, и для полей, подлежащих обновлению, в строке Обновление задаются выражения, значения которых будут новыми значениями обновляемых полей. При необходимости обновления значений полей только в некоторых записях задаются условия отбора записей.