Самостоячтельная работа по защите информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:29, контрольная работа

Описание

В обществе постоянно создается и функционирует огромное количество разнообразных документов. От правильной организации работы с документами зависит эффективность работы учреждений, предприятий, фирм. А особенно на данном этапе развития цивилизации большая роль уделяется информации в процессе управления – на всех его уровнях и во всех сферах: политической, экономической, научной, культурной и. т.д. Документирование информации, её поиск, обработка, хранение, передача требуют значительных финансовых, материальных, трудовых ресурсов и времени. Поэтому организация эффективной работы с документами, совершенствование всех информационно-документационных процессов является важнейшим направлением управленческой деятельности. В связи с этим я решила уделить некоторое внимание проблеме защиты информации, так как она является неотъемлемой частью при работе с любым видом информации.

Содержание

1. Содержание. 1
2. Государственное регулирование средств защиты информации. 3
3. О роли государства в регулировании разработки, производства и обращения средств защиты информации. 5
4. Муниципальные аспекты информационной безопасности. 10
5. Защита конфиденциальной информации. 12
6. Закон РФ “О безопасности” как правовая основа защиты государственной тайны. 14
7. Правовая основа системы лицензирования и сертификации в РФ. 16
8. Система Автоматизации Делопроизводства и Документооборота «ДЕЛО». 28
9. Заключение. 30
10. Приложение. 31
11. Список литературы. 35

Работа состоит из  1 файл

Самостоятельная работа.doc

— 195.00 Кб (Скачать документ)

      Для обеспечения защиты государственной тайны и конфиденциальной информации в РФ действует Государственная система защиты информации (ГСЗИ), которая включает:

  • совокупность органов (ФСБ, ФСТЭК, СБ), сил и средств, осуществляющих деятельность в области защиты информации (ЗИ);
  • систему лицензирования деятельности в области ЗИ;
  • систему сертификации средств ЗИ;
  • систему подготовки и переподготовки специалистов в области ЗИ.

      Необходимость введения государством механизма лицензирования и сертификации в области защиты информации определяется следующими причинами:

выполнение  работ, в процессе реализации которых  могут использоваться сведения, составляющие государственную тайну, может осуществляться, наряду с государственными учреждениями и организациями, - предприятиями и учреждениями негосударственного сектора, как это принято в большинстве цивилизованных стран;

органы  государственной власти, Вооруженные  Силы и спецслужбы перестали быть исключительными потребителями  средств ЗИ.

Ныне  эти средства в значительных объемах востребованы организациями финансово-кредитной сферы и предпринимательскими структурами, а в ближайшем будущем получат распространение среди граждан РФ. Наиболее приемлемым, а может быть и единственно приемлемым способом воздействия государства на данную сферу, установления разумного контроля в этой области является формирование системы лицензирования.

      Лицензирование - это процесс передачи или получения  в отношении физических или юридических  лиц прав на проведение определенных работ. Получить право или разрешение на определенную деятельность может не каждый субъект, а только отвечающий определенным критериям в соответствии с правилами лицензирования.

      Лицензия - документ, дающий право на осуществление  указанного вида деятельности в течении  определенного времени.

      Перечень  видов деятельности в области  ЗИ, на которые выдаются лицензии, определен  Постановлением Правительства РФ - "О лицензировании отдельных видов  деятельности" от 24.12.94 г. №1418. К ним, в частности, относится разработка, производство, реализация и сервисное обслуживание:

  • шифровальных средств для криптографической ЗИ;
  • защищенных систем телекоммуникаций;
  • программных средств;
  • специальных технических средств ЗИ;
  • подготовка и переподготовка кадров в области ЗИ.
 

      Сертификация - это подтверждение соответствия продукции или услуг установленным требованиям или стандартам.

Сертификат  на средство ЗИ - документ, подтверждающий соответствие средства ЗИ требованиям  по безопасности информации.

Законодательной и нормативной базой лицензирования и сертификации в области ЗИ являются следующие документы.

Законы  РФ:

"О  государственной тайне" № 5485-1 от 21.07.93;

"О  сертификации продукции и услуг"  №5151-1 от 10.06.93;

"О  защите прав потребителей" №  2300-1 от 07.02.92;

"Об  информации, информатизации и защите информации" № 24-Ф3 от 20.02.95;

"О  стандартизации" № 5154-1 от 10.06.93.

“О  лицензировании отдельных видов  деятельности”, от 8.08 2001г. №128 (ред. от 11.03.2003г. №32);

Постановления Правительства РФ:

"О  лицензировании отдельных видов  деятельности" № 1418 от 24.12.94;

"О  лицензировании деятельности предприятий..." № 333 от 15.04.95;

"О  сертификации средств ЗИ" №  608 от 26.06.95. (ред. №509 от 23.04.96.)

А также  Указы Президента РФ, и ряд подзаконных  актов.

Лицензирование  деятельности по защите государственной тайны

      Общие нормы, устанавливающие порядок  организации и осуществления  этой деятельности, содержатся в статье 27 Закона "О государственной тайне". В соответствии с которой:

  • лицензия выдается только на основании результатов специальной экспертизы (проверки готовности организации к работе со сведениями, составляющими государственную тайну);
  • в структуре организации должно быть подразделение по защите государственной тайны и специально подготовленные сотрудники;
  • организация должна иметь сертифицированные средства защиты информации;
  • необходима государственная аттестация руководителей организации, ответственных за защиту государственных секретов.

      Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 г. № 333.

Данным  Положением, в частности, установлено: Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление  на определенных условиях конкретного  вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.

      Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются:

по допуску  предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну - Федеральная служба безопасности (ФСБ) и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки (СВР) (за рубежом); на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации - Федеральная служба технического и экспортного контроля (бывшая Гостехкомиссия), ФСБ (в пределах их компетенции); на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны - ФСБ и ее территориальные органы, Федеральная служба технического и экспортного контроля (ФСТЭК), СВР (в пределах их компетенции).

      Лицензирование  деятельности предприятий ФСБ, Министерства обороны, Федеральной пограничной  службы, СВР, ФСТЭК по допуску к  проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется руководителями министерств и ведомств РФ, которым подчинены указанные предприятия. Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не может быть менее трех и более пяти лет. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. На каждый вид деятельности выдается отдельная лицензия. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

  • наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
  • отрицательное заключение экспертизы;
  • отрицательное заключение по результатам государственной аттестации руководителя предприятия.
 

Специальные экспертизы предприятий выполняются по следующим направлениям:

  • режим секретности;
  • противодействие иностранной технической разведке;
  • защита информации от утечки по техническим каналам.
 

      Экспертизы  осуществляется экспертными комиссиями Лицензионного центра либо Аттестационными центрами, формируемые при ФСБ, ФСТЭК, и их органах на местах.

      Система лицензирования построена на следующих  основных принципах:

Лицензирование  в области ЗИ является обязательным.

Деятельность  в области ЗИ физических и юридических  лиц, не прошедших лицензирование, запрещена (с применением соответствующих статей ГК и УК к нарушителям). Лицензии на право деятельности в области ЗИ выдаются только юридическим лицам независимо от организационно - правовой формы (физические лица не в состоянии удовлетворить установленным требованиям).

Лицензии  выдаются только предприятиям, зарегистрированным на территории РФ.

Лицензии  выдаются только на основании специальной  экспертизы заявителя на соответствие предъявляемым к предприятию  требованиям и аттестации руководителя предприятия. Для получения лицензии предприятие обязано предъявить определенный перечень документов. К заявлению на получение лицензии необходимо приложить следующие документы:

  • копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;
  • копии учредительных документов, заверенных нотариусом;
  • копии документов на право собственности или аренды имущества, необходимого для ведения заявленной деятельности;
  • справка налогового органа о постановке на учет;
  • представление органов государственной власти РФ с ходатайством о выдаче лицензии;
  • документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления.
 

      Например, к коммерческому банку, претендующему  на получение лицензии на эксплуатацию шифровальных средств для защиты конфиденциальной информации, предъявляются  требования по:

  • наличию и составу необходимых аппаратно-программных средств и помещений;
  • размещению, охране и специальному оборудованию помещений, в которых находятся средства криптографической ЗИ;
  • обеспечению режима и порядка доступа к средствам криптографической ЗИ;
  • обеспечению необходимой технической и эксплуатационной документацией;
  • уровню квалификации и подготовленности специалистов в области защиты и эксплуатации автоматизированных систем (АС);
  • режиму эксплуатации и хранения средств криптографической ЗИ.

      Система лицензирования обеспечивает в отношении  АС выполнение 3 основных требований к  защищаемой информации:

  • доступность;
  • целостность;
  • конфиденциальность.

      Лицензирование  в области производства средств  ЗИ и на предмет предоставления услуг  в области ЗИ производится по тем же принципам, за исключением того, что не во всех случаях здесь речь идет о работе со сведениями, составляющими государственную тайну. Поэтому при производстве средств ЗИ прежде всего проверяется научный и технологический потенциал, имеющийся у предприятия-производителя, другие производственные факторы, а также наличие и действенность системы безопасности. По организациям, оказывающим услуги в области ЗИ, может идти речь о мероприятиях по проверке компьютерной и оргтехники в отношении опасных в информационном плане излучений и наличия несанкционированных устройств, проверке помещений на предмет наличия в них устройств скрытого съема информации и т.д.

Государственная аттестация руководителей  ответственных за ГТ.

      Основная  цель государственной аттестации – повысить компетентность руководителей в части обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

      Документом, по организации государственной  аттестации руководителей является «Инструкция о порядке проведения государственной аттестации руководителей предприятий, учреждений и организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну», утвержденная Председателем Гостехкомиссии России 17.10.95 г. Государственное аттестация проводится методом собеседования аттестационной комиссии с руководителем предприятия.

К аттестуемому предъявляются следующие требования.

Должен  знать:

  • законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты государственной тайны;
  • нормативные документы, утверждаемые Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • нормативно-методические документы по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации от утечки по техническим каналам, утверждаемые ФСБ и ГТК;
  • перечень продукции предприятия, подлежащей защите от разведок, основные охраняемые сведения о предприятии и выпускаемой продукции;
  • возможные каналы утечки информации по всему технологическому циклу разработки, изготовления и испытаний продукции предприятия;
  • деловые и моральные качества сотрудников структурного подразделения предприятия по защите государственной тайны.

Информация о работе Самостоячтельная работа по защите информации