Шпаргалка по "Информационные процессы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:45, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Информационные процессы".

Работа состоит из  1 файл

Шпора ТИПИС.doc

— 581.50 Кб (Скачать документ)

Принятие решения происходит во времени, поэтому вводится понятие процесса принятия решений. Этот процесс состоит из последовательности этапов и процедур и направлен на устранение проблемной ситуации.

В процессе принятия решений формируются альтернативные (взаимоисключающие) варианты решений и оценивается их предпочтительность. Предпочтение – это интегральная оценка качества решений, основанная на объективном анализе (знании, опыте, проведении расчетов и экспериментов) и субъективном понимании ценности и эффективности решений.

Конечным результатом задачи принятия решений является решение, которое представляет собой предписание к действию.

Решение называется допустимым, если оно удовлетворяет ограничениям: ресурсным, юридическим, правовым, морально-этическим. Решение называется оптимальным (наилучшим), если оно обеспечивает экстремум (максимум или минимум) критерия выбора при индивидуальном ЛПР или удовлетворяет принципу согласованности при групповом ЛПР.

Обобщенной характеристикой решения является его эффективность. Эта характеристика включает эффект решения, определяющий степень достижения целей, отнесенный к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.

Теория принятия решений представляет собой набор понятий и систематических методов, позволяющих всесторонне анализировать проблемы принятия решений в условиях неопределенности.

Цель теории принятия решений – совершенствование процесса принятия решений.

В основе ТПР лежит представление о том, что выбор альтернатив должен определяться двумя факторами:

1.  представлениями ЛПР о вероятностях различных возможных исходов (последствий), которые могут иметь место при выборе того или иного варианта решения.

2.  Предпочтениями, отдаваемыми им различным исходам.

Реализация выбора и принятия решений является одной из завершающих процедур системного анализа. За данной процедурой следует внедрение результатов системных исследований. В процессе принятия решения реализуется цель системного анализа, которая была сформулирована на соответствующих этапах проведения исследований. Выбор является действием, придающим всей деятельности целенаправленность. Именно выбор реализует подчиненность всей деятельности определенной цели или совокупности целей. Таким образом, принятие решений является обязательным, центральным этапом системных исследований

Перед реализацией процесса выбора считаются выполненными два крайне важных этапа или процедуры системных исследований - определение целей системного анализа, для достижения которых собственно и осуществляется выбор, и генерирование альтернатив, т.е. порождение множества альтернатив, на котором предстоит осуществить выбор. В этом случае принятие решений можно рассматривать как операцию над множеством альтернатив, в результате выполнения которой множество сужается до подмножества выбранных альтернатив. В идеальной ситуации подмножество должно состоять из одной альтернативы. Эта ситуация желательна, но не всегда реализуема. Итак, при выполнении процесса принятия решений осуществляется анализ альтернативных способов действия, приводящих к достижению заданных целей. Важным обстоятельством является также наличие критериев, с помощью которых осуществляется сравнение вариантов достижения целей. Задание критериев возможно с помощью различных способов действия. Для каждого способа действия возможные исходы описываются в единицах принятых мер эффективности.

Таким образом, для того чтобы приступить к решению задач выбора, необходимо сформировать и детально проанализировать преследуемые системными аналитиками цели, задать исходное множество альтернатив, из которых требуется выбрать наиболее предпочтительные, а также определить критерии оценки и сравнения любых альтернатив. Но даже при выполнении всех перечисленных условий проблема выбора не тривиальна и допускает существенно различающиеся подходы к своему решению.

Система принятия решений - совокупность организационных, методических, программно-технических, информационно-логических и технологических обеспечений принятия решений для достижения поставленных целей.

Общая процедура принятия решений может состоять из следующих этапов:

•          анализ проблемы и среды (цели принятия решения, их приоритеты, глубина и ограничения рассмотрения, элементы, связи, ресурсы среды, критерии оценки);

•          постановка задачи (определение спецификаций задачи, альтернатив и критериев выбора решения);

•          выбор (адаптация, разработка) метода решения задачи;

•          выбор (адаптация, разработка) метода оценки решения;

•          решение задачи (математическая и компьютерная обработка данных, имитационные и экспертные оценки, уточнение и модификация, если это необходимо);

•          анализ и интерпретация результатов.

Задачи принятия решений могут быть поставлены и решены в условиях детерминированных (определенности, формализованности и единственности целевой функции, ее количественной оцениваемости), риска (возможные решения, исходы распределены вероятностно) и недетерминированных (неопределенности, неточности, плохой формализуемости информации).

В моделях принятия решений используются различные процедуры. В частности, наиболее просты и эффективны следующие:

•          методы математического программирования;

•          методы кривых безразличия;

•          многокритериального выбора альтернатив на основе четкого или же нечеткого отношения предпочтения;

•          последовательной оценки и последующего исключения вариантов;

•          многомерного ранжирования (шкалирования) объектов и другие.

Основная задача теории оптимальных решений состоит в представлении обоснованных количественных данных и рекомендаций для принятия оптимальных решений.

При выборе рационального решения необходимо принимать во внимание внешнюю среду и побочные явления, динамическую изменчивость критериев оценок решения, необходимость ранжирования аспектов и приоритетов решения, их неполноту и разнородность (а иногда и конфликтность).

Таким образом, для того чтобы приступить к решению задач выбора, необходимо:

•          сформировать и детально проанализировать преследуемые системными аналитиками цели,

•          задать исходное множество альтернатив, из которых требуется выбрать наиболее предпочтительные,

•          определить критерии оценки и сравнения любых альтернатив.

Но даже при выполнении всех перечисленных условий проблема выбора нетривиальна и допускает существенно различающиеся подходы к своему решению.

Отличительной чертой процесса принятия решений является степень формализации каждого этапа.

ТПР предписывает нормы поведения ЛПР, которым он должен следовать, чтобы не вступить в противоречие со своими собственными суждениями и предпочтениями. Теория не дает метода описания того, как фактически отдельные лица должны себя вести. Она помогает ЛПР, вооружая методологией для принятия сложных решений, которые включают элементы субъективизма, но не заменяет его.

С ростом сложности задачи уменьшается способность человека к неформальной обработке всей информации в соответствии с его собственными суждениями и предпочтениями. В такой ситуации ТПР имеет преимущества перед другими аналитическими подходами, поскольку включает в формализованном виде многие субъективные аспекты проблемы.

Первая попытка применения ТПР может потребовать значительных усилий, но они того же порядка, что для любого метода анализа сложной ситуации. При этом в основном следует ограничиться изучением самой теории, однако, если ТПР будет подробно изложена и представлена на обсуждение, она послужит хорошей основой для комментариев и критических замечаний, изменений и улучшений.

 


32.     Характерные черты задач принятия решений.

Сформулированные особенности задач принятия решений позволяют подойти к их классификации. В основу классификации задач принятия решений положены следующие принципы:

•          число лиц, принимающих решение;

•          количество целей;

•          вид показателя эффективности;

•          уровень определенности информации, на основании которой принимается решение;

•          зависимость элементов модели проблемной ситуации от времени.

1. По признаку числа лиц, принимающих решение, различают задачи индивидуального, принимаемого одним лицом, и группового принятия решений, когда решения принимаются коллективным органом. При групповом выборе решений определяющую роль играет проблема согласования индивидуальных предпочтений членов группы. Главной задачей на этом этапе является объединение предпочтений отдельных лиц в единое мнение. Степень согласованности целей при многостороннем выборе может варьироваться от полного совпадения интересов сторон (кооперативный выбор) до их противоположности (выбор в конфликтной ситуаций). Возможны также промежуточные случаи, например компромиссный выбор, коалиционный выбор, выбор в условиях нарастающего конфликта и т.д. Решение задачи объединения предпочтений отдельных лиц в единое мнение можно достичь в рамках теории экспертного оценивания.

2. В зависимости от количества целей различают  одноцелевые  и  многоцелевые задачи принятия решений.

3. В зависимости от вида используемого показателя эффективности задачи принятия решений подразделяются на однокритериальные и многокритериальные. Задачи с одним критерием называются скалярными, многокритериальные задачи - задачами с векторным критерием эффективности. Следует иметь в виду, что в задачах с несколькими критериями эффективности различные цели могут противоречить друг другу. Также необходимо учитывать, что критерии могут иметь как количественный, так и качественный характер.

4. По признаку степени определенности информации о проблемной ситуации различают задачи принятия решений с полностью заданной исходной информацией, требуемой для решения проблемы, и задачи в условиях наличия неопределенности. Задачи принятия решений в условиях определенности называются детерминированными задачами. Они характеризуются наличием полной и достоверной информации о проблемной ситуации, критериях эффективности, ограничениях и последствиях, реализующихся в процессе принятия того или иного решения.

Задачи принятия решений в условиях неопределенности характеризуются наличием стохастической и нестохастической неопределенности.

Характерная особенность задач принятия решений в условиях неопределенности заключается в том, что исход операции зависит как от стратегии, выбираемой лицом, принимающим решения, так и от неопределенных факторов, не известных лицу, принимающему решения в момент его выработки.

На процесс принятия решения часто воздействуют различные случайные (стохастические) параметры, усложняющие процедуру. Недостаток информации об их распределении (сложность их измерения) приводит к необходимости принятия каких-то гипотез как об области их изменения, так и о характере их распределения (о функции распределения вероятностей). Правильность используемых гипотез необходимо проверять с помощью методов оценки статистических гипотез. При отсутствии достаточной информации для такой процедуры приходится привлекать большое число типов распределения. Проблемы принятия решений с недетерминированными параметрами называют проблемами принятия решений в условиях недостатка информации. Чем меньше информации у нас, тем больше может оказаться различие между ожидаемым и действительным результатами принимаемых решений в целом. Мера влияния информации (параметров) на результат решения называется релевантностью. Особо важно в социально-экономической сфере принятие решения при наличии рисков (неплатежей, невозвратов кредитов, ухудшения условий жизни и т.д.).

5. По признаку зависимости элементов модели проблемной ситуации от времени различают статические и динамические задачи. Элементы модели в динамических задачах зависят от функций времени, описывающих поведение динамических объектов, и тем самым значительно усложняют процедуры выработки решений.


 

 

33. Классификация задач принятия решений

  Каждая проблемная ситуация характеризуется сложным хитросплетением многочисленных факторов и, следовательно, по-своему уникальна и неповторима. Теория и практика управления показывают, что наиболее общими и существенными из них являются следующие: число лиц, принимающих решение, вид показателя эффективности и степень определенности информации о проблемной ситуации. Рассмотрим основные типы задач принятия решений, которые различаются по этим признакам.

   ЧИСЛО ЛИЦ, ПРИНИМАЮЩИХ РЕШЕНИЕ. По числу ЛПР выделяют задачи принятия индивидуальных решений (индивидуального выбора) и задачи принятия коллективных решений (коллективного выбора).

   В задачах индивидуального выбора ЛПР — это один человек, который осуществляет выбор на основе своих индивидуальных предпочтений и несет полную ответственность за последствия принятых решений.

    В задачах коллективного выбора решения принимаются группой лиц (коллегиальным органом) на основе выявления и формирования коллективных предпочтений, отражающих мнение всей группы. Как отмечалось выше, в этом случае вместе с термином «лицо, принимающее решение» также используют понятие «группа, принимающая решение». Основная трудность в принятии коллективных решений заключается в том, чтобы согласовать индивидуальные предпочтения всех членов группы и объединить их в единое мнение.

        ВИД ПОКАЗАТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ.   В зависимости от вида показателя эффективности различают задачи принятия решений по скалярному показателю (однокритериальные задачи) и задачи принятия решений по векторному показателю (многокритериальные задачи).

        В однокритериальных задачах результат выбора адекватно описывается единственным показателем эффективности, значение которого показывает степень достижения цели управления. Если такой показатель определен, то процесс принятия решения сводится к выбору альтернативы, удовлетворяющей установленному ЛПР критерию эффективности и заданным ограничениям.

В многокритериальных задачах, которые характеризуются наличием нескольких показателей эффективности, отражающих многообразные и, как правило, противоречивые цели управления организацией. В таких ситуациях имеет место так называемая целевая неопределенность, которая имеет две особенности. Во-первых, задача носит обычно новый или уникальный характер, т.е. нет статистических данных, позволяющих обосновать оптимальные соотношения между различными показателями. И во-вторых, на момент принятия решения отсутствует информация, позволяющая объективно оценить возможные последствия каждой альтернативы. Следовательно, оценка и принятие решений по многим показателям являются субъективными и полностью зависят от системы предпочтений ЛПР.

Информация о работе Шпаргалка по "Информационные процессы"