Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 16:58, дипломная работа
Целью дипломной работы является применение методов цифровой обработки сигналов при диагностирования двигателя. Диагностирование двигателя заключается в анализе и обработке цифровых сигналов полученных с датчиков давления, вибрации и индуктивного датчика, определяющего положение коленчатого вала.
Для достижения цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
o Произвести обзор литературы по цифровой обработке сигналов, принципам и устройству дизельного двигателя
o Разработать методы диагностики с использованием цифровой обработки сигналов
o Получить цифровые сигналы с датчиков, установленных на исправные и неисправные танковые дизельные двигатели В-84, В-92
o Провести анализ и поиск способа обработки полученных цифровых сигналов
o Разработать алгоритм обработки цифровых сигналов с датчиков
o Получить результат диагностирования дизельных двигателей В-84, В-92
o Сделать выводы о проделанной работе.
Введение 3
Глава 1. Цифровая обработка сигнала 5
1.1 Понятие сигнала и его виды 5
1.2 Дискретное преобразование Фурье 9
1.3 Аналогово-цифровое и цифро-аналоговое преобразование 12
1.4 Цифровые фильтры 14
Глава 2. Цифровые методы диагностирования двигателя 18
2.1 Основные принципы и особенности работы дизельных двигателей 18
2.1.1 Воздушная система запуска двигателя 20
2.2 Метод вибродиагностики 22
2.3 Метод диагностирования цилиндропоршневой группы с использованием датчика давления 24
Дизель
с разделённой камерой: топливо
подаётся в дополнительную камеру.
В большинстве дизелей такая
камера (она называется вихревой) связана
с цилиндром специальным
Значимым различием дизельного ДВС от бензинового ДВС является коэффициент полезного действия. Бензиновый двигатель является довольно неэффективным и способен преобразовывать всего лишь около 20-30 % энергии топлива в полезную работу. Стандартный дизельный двигатель, однако, обычно имеет коэффициент полезного действия в 30-40 %, дизели с турбонаддувом и промежуточным охлаждением до 50 %. [6]
Конструкция системы запуска двигателя представляет собой совокупность двух взаимозаменяемых подсистем. Это система запуска двигателя при помощи аккумуляторных батарей и система запуска двигателя сжатым воздухом. При нормально прогретом двигателе стартер должен проворачивать коленчатый вал со скоростью не менее 200-250 об/мин. А это возможно при ёмкости аккумуляторных батарей не менее 75% номинальной. При эксплуатации аккумуляторных батарей в зимних условиях и при неправильной их эксплуатации ёмкость может опускаться менее номинальной. В этом случаи применяется система запуска сжатым воздухом, как дублирующая система. [10]
Система воздушного запуска представлена на Рисунке 5 и предназначена для запуска двигателя сжатым воздухом в случае отказа в работе стартера. Она состоит из баллона 1 со сжатым воздухом, крана редуктора 4 с манометром 3 и зарядным штуцером 2 для зарядки баллона, воздухораспределителя 7, воздухопроводов 8 и шести пусковых клапанов. Баллон крепится к лобовой части корпуса хомутами; емкость его 10 л. На баллоне имеется запорный вентиль 9, посредством которого баллон соединяется с воздухопроводом, идущим к крану-редуктору. Кран-редуктор установлен на кронштейне и предназначен для регулирования давления воздуха поступающего в цилиндры двигателя. На корпусе крана-редуктора остановлен манометр 2, предназначенный для определения давления воздуха в баллоне. Трубопровод, идущий от крана редуктора к воздухораспределителю, имеет разъемное устройство 6, используемое при консервации двигателя.
1 – баллон со сжатым воздухом, 2 – зарядный штуцер, 3 – манометр, 4 – кран редуктора, 5 – кран, 6 – разъемное устройство, 7 – воздухораспределитель, 8 – воздухопроводы, 9 – запорный вентиль.
Рисунок – 5 Система воздушного запуска двигателя
При
открытии запорного вентиля 9 воздушного
баллона и крана-редуктора
Система запуска двигателя сжатым воздухом не является основной, но позволяет более эффективно использовать аккумуляторные батареи. Так, если при первом запуске двигателя в зимних условиях нагрузка на аккумуляторные батареи максимальна, то в этот период эффективнее использовать систему запуска двигателя сжатым воздухом. А уже при повторном запуске использовать аккумуляторные батареи. Эффективное использование системы запуска двигателя сжатым воздухом достигается при соблюдении правил её эксплуатации и своевременного технического обслуживания.
Мониторинг состояния машин и оборудования является одним из наиболее эффективных способов снижения аварийности и повышения надежности технических систем. Для оборудования основным является вибрационный мониторинг, так как в процессе необратимого изменения состояния всегда возникает цепочка дефектов и хотя бы один из них существенным образом изменяет вибрацию оборудования. Некоторые разработчики пытаются расширить возможности вибрационного мониторинга за счет дополнительного контроля с использованием других видов сигналов. Иногда это позволяет обеспечивать более раннее обнаружение отдельных видов дефектов или помогает детализировать причины необратимых изменений состояния оборудования. [12]
Вибрационная
диагностика — метод
Основными
диагностическими параметрами является
амплитудное и
Вибрационная диагностика, как и другие методы технической диагностики, решает задачи поиска неисправностей и оценки технического состояния исследуемого объекта. [13]
Основным инструментом реализации вибродиагностики являются акселерометры такие как:
Среди преимуществ этого метода стоит отметить, что метод позволяет находить скрытые дефекты, не требует сборки разборки оборудования, занимает малое время диагностирование. Наряду с этими преимуществами стоит обозначить следующие недостатки: высокие требования к креплению датчика, зависимость параметров вибрации от большого количества факторов и сложность выделения вибрационного сигнала, обусловленного наличием неисправности, низкая точность диагностирования.
Аппаратно метод реализуется следующим образом (Рисунок 6): в систему воздушного пуска двигателя 1, за клапаном 4, в магистраль высокого давления устанавливается датчик давления 6. Аналого-цифровой преобразователь 8 снимает непрерывно по двум каналам данные с датчика давления и с датчика положения распределительного вала 7. При запуске двигателя без подачи топлива открывается клапан 4. В такте рабочего хода цилиндра 2 воздух из баллона 5 под давлением начинает поступать через механизм распределения воздуха 3. Обработку результатов диагностирования выполняет ЭВМ 9.
1 – система воздушного пуска двигателя, 2 – цилиндры, 3 – механихм распределения воздуха, 4 – клапан, 5 – балон со сжатым воздухом, 6 – датчик давления, 7 – датчик положения коленчатого вала, 8 –аналого-цифровой преобразователь, 9 – электронно-вычислительная машина (ЭВМ)
Рисунок 6 - Аппаратная реализация метода диагностирования ЦПГ с использованием датчика давления
Метод диагностирования ЦПГ с использованием датчика давления заключается в контроле состояния цилиндров двигателя, включающем операции анализа и обработки цифрового сигнала с датчика давления, а так же замера параметров изменения давления воздуха поступающего к цилиндрам. Операции замера давления выполняют без подачи топлива с использованием системы воздушного пуска. Анализ и регистрацию характеристик изменения давления и значения компрессии выполняют с применением специальной программы для ЭВМ, определяя величину изменения давления и продолжительности подачи воздуха в цилиндр, характеризующую техническое состояние соответствующих цилиндров, в течение цикла сжатия.[15]
Датчик давления представляет собой пьезокристалл изменяющий значения токового сигнала в зависимости от давления, воздействующего на датчик. Датчики давления могут быть атмосферного и избыточного давления. В большинстве случаев используются датчики избыточного давления. [16]
Датчик
положения коленчатого вала есть
ни что иное как индуктивный датчик
контроля частоты вращения. Индуктивные
датчики предоставляют
Индуктивный датчик предоставляет необходимый сигнал о конечном положении объекта. В данном случае он монтируется в крышку головки блока цилиндров двигателя таким образом, чтобы регистрировать прохождение кулачка первого левого цилиндра распределительного вала вблизи датчика. Тем самым датчик фиксирует обороты распределительного вала, следовательно, предоставляет информацию о том, на какой частоте работает двигатель. Также сигнал с этого датчика позволяет определить очередность рабочих тактов цилиндров для дальнейшего использования в методе диагностирования компрессии цилиндропоршневой группы, а также вибродиагностике. Графическое представление цифрового сигнала индуктивного датчика представлено на рисунке 7.
Рисунок
7 – Графическое представление
сигнала с индуктивного датчика
контроля оборотов
Таким образом при анализе сигнала с датчика можно получить следующие информацию:
Как видно на рисунке 7, каждое прохождение кулачка распределительного вала вблизи датчика характеризуется пульсацией, возникающей из-за явления ЭДС самоиндукции. Суть алгоритма заключается в нахождении максимального значения на всем ряду данных, далее определяем поведение функции, пересечение функции с нулем назовем точкой отсчета. Расстояние между точками отсчета каждой пульсации характеризует продолжительность рабочего такта двигателя. Частота работы двигателя определяется следующей формулой:
, где - частота оборотов двигателя, - частота дискретизации сигнала, -точка отсчета.
Реализация данного алгоритма на языке программирования Delphi представлена в приложении Б.
Датчик
вибрации устанавливается на остов
двигателя и фиксирует
Информация о работе Применение методов цифровой обработки сигналов при диагностировании двигателей