Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 16:58, дипломная работа
Целью дипломной работы является применение методов цифровой обработки сигналов при диагностирования двигателя. Диагностирование двигателя заключается в анализе и обработке цифровых сигналов полученных с датчиков давления, вибрации и индуктивного датчика, определяющего положение коленчатого вала.
Для достижения цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
o Произвести обзор литературы по цифровой обработке сигналов, принципам и устройству дизельного двигателя
o Разработать методы диагностики с использованием цифровой обработки сигналов
o Получить цифровые сигналы с датчиков, установленных на исправные и неисправные танковые дизельные двигатели В-84, В-92
o Провести анализ и поиск способа обработки полученных цифровых сигналов
o Разработать алгоритм обработки цифровых сигналов с датчиков
o Получить результат диагностирования дизельных двигателей В-84, В-92
o Сделать выводы о проделанной работе.
Введение 3
Глава 1. Цифровая обработка сигнала 5
1.1 Понятие сигнала и его виды 5
1.2 Дискретное преобразование Фурье 9
1.3 Аналогово-цифровое и цифро-аналоговое преобразование 12
1.4 Цифровые фильтры 14
Глава 2. Цифровые методы диагностирования двигателя 18
2.1 Основные принципы и особенности работы дизельных двигателей 18
2.1.1 Воздушная система запуска двигателя 20
2.2 Метод вибродиагностики 22
2.3 Метод диагностирования цилиндропоршневой группы с использованием датчика давления 24
- исходный сигнал датчика вибрации
- сигнал прошедший ФНЧ с
Рисунок
8 - Графическое представление сигналов
с датчиков вибрации
Сигнал с вибродатчика представляет собой совокупность всех вибраций двигателя. Основной и наиболее ярко выраженной вибрацией двигателя в рабочем состоянии является взрыв топлива в результате такта сжатия.
Заведомо зная частоту оборотов двигателя, определяем частоту взрывов топлива в цилиндрах . Диагностирование проводят на холостых оборотах двигателя (800-1000 об/мин). При такой частоте работы двигателя частота взрывов топлива колеблется 80 Гц< <100 Гц.
Далее необходимо воспользоваться разработанным цифровым фильтром нижних частот (ФНЧ), в основе которого лежит алгоритм быстрого дискретного преобразования Фурье (БПФ), и установить полосу пропускания от 0 до 120 Гц. На рисунке 8 можно увидеть фильтрованный сигнал.
Реализация цифрового фильтра с использованием быстрого преобразования Фурье представлена в приложение Б.
Далее определяем порядок работы цилиндров. Производим оценку амплитуды вибрации, создаваемой взрывом топлива, относительно максимального значения амплитуды. Выявляем цилиндры с наименьшей амплитудой. Падение амплитуды взрыва топлива обычно характеризуется нарушением компрессии в цилиндрах или нарушенной подачей топлива. Результат диагностирования представляет собой относительное процентное отклонение величин амплитуд каждого цилиндра от максимального значения амплитуды.
Метод вибродиагностики определяет неисправность двигателя на конкретном участке работы цилиндра, но не дает информации о том какая составляющая цилиндропоршневой группы или подачи топлива неисправна.
Датчик
давления устанавливается в воздушную
систему пуска двигателя за клапаном
в магистраль высокого давления (Рисунок
6). Сопряжено устанавливается
- сигнал датчика давления
- сигнал индуктивного датчика контроля оборотов
Рисунок
9 – Графическое представление
сигналов с датчика давления и
оборотов
Датчик давления фиксирует изменение давления при открытии воздухораспределителя, порция воздуха поступает в цилиндр, перемещая поршень к нижней мертвой точке (НМТ).
На рисунке 10 представлена пульсация давления. Разобьем пульсацию на два участка. Точке 1 соответствует открытие отверстия воздухораспределителя, на участке 1-2 происходит падение давления сжатого воздуха в баллоне, участок 2-3 характеризует стабилизацию давления в баллоне. Введем два параметра пульсации: параметр, характеризующий изменение давления в баллоне при подаче воздуха в один цилиндр, и параметр, определяющий продолжительность подачи воздуха в цилиндр.
Рисунок
10 – Определение участков и параметров
давления
Рассмотрим два метода диагностирования цилиндропоршневой группы двигателя:
,где – давление воздуха в баллоне до начала прокрутки двигателя, – давление воздуха в баллоне после окончания прокрутки двигателя, – объём баллона
Объём
баллона известен, величины давления
соответствуют параметру
Для идеального двигателя с известным объёмом цилиндра количество потребляемого воздуха рассчитывается как:
,где – давление воздуха в газовой магистрали в момент рабочего цикла, которое определяется датчиком давления; – объем цилиндра двигателя; – угол поворота коленчатого вала, при котором открыт клапан газораспределительного механизма системы воздушного запуска, который известен и определяется конструкцией газораспределительного механизма; N – количество оборотов коленчатого вала, определяемых индуктивным датчиком;
Разность (W – Wi) представляет собой величину утечки воздуха за счёт износа узлов двигателя. Величина утечки воздуха так же может определять ее причину, к примеру, относительно большие утечки характеризуют неисправность клапанов, небольшие утечки – износ компрессионных колец, небольшие деформации цилиндров.
, где - работа поршня, - период времени, за который совершилась работа.
Так как работа, совершаемая каждым поршнем одинакова, то . Период времени,за которое совершается работа есть ни что иное как параметр пульсации , ведь поршень будет совершать работу, пока в его объем будет подаваться воздух из баллона. Таким образом, можно провести относительную оценку мощностей поршня, определив ее максимальное значение и процент отклонения мощности других поршней.
Такой метод имеет место только в случае неравномерного износа цилиндропоршневой группы, что бывает крайне редко.
Для корректного определения параметров пульсации используется цифровой фильтр нижних частот с полосой пропускания 0-100 Гц. Фильтрованный сигнал можно увидеть на рисунке 11
- фильтрованный сигнал с датчика давления ФНЧ с полосой пропускания 100 Гц
Рисунок 11 – Графическое представление исходного и фильтрованного сигнала с датчика давления
Метод расчета утечек воздуха позволяет определить и классифицировать неисправность двигателя, в то время как метод относительной оценки поршня не позволяет выявить точную неисправность.
Алгоритм определения параметров , на языке программирования Delphi представлен в приложении Б
В ходе выполнения дипломной работы была изучена литература по цифровой обработке сигналов и устройству дизельных двигателей. Разработаны методы диагностирования двигателей такие как: метод вибродиагностики заключающийся в установке вибродатчика на остов двигателя и получении сигнала с последующим анализом и обработкой; методы расчета утечек воздуха и относительной мощности поршня цилиндра, основанные на установке датчика давления в систему воздушного пуска двигателя, с последующими анализом и обработкой полученных сигналов. Разработаны и программно реализованы такие алгоритмы обработки сигналов как: цифровой фильтр нижних частот, основанный на алгоритме быстрого преобразования Фурье; алгоритмы определения числа оборотов двигателя, определения амплитуды колебания взрыва топлива в цилиндре и определения параметров сигнала датчика давления.
Цифровые методы обработки сигналов позволяют быстро и точно диагностировать двигатель, тем самым уменьшая время на поиск неисправности. Кроме того, цифровые методы обработки сигнала позволяют легко адаптировать свои алгоритмы для разных методов диагностирования.
Проведя анализ разработанных методов можно сделать следующие выводы. Во-первых, метод вибродиагностики оказался недостаточно информативен, поскольку позволил выявить участок, на котором присутствует неисправность, но не смог ее классифицировать, предполагая, что неисправность могла возникнуть как в цилиндропоршневой группе, так и в системе подачи топлива. Во-вторых, метод относительной мощности поршня оказывается весьма эффективным только в случае не равномерного износа цилиндропоршневой группы, что встречается гораздо чаще, чем равномерный износ. И, в-третьих, метод расчета утечек воздуха, определяет с большой точностью нарушение компрессии цилиндропоршневой группы, что позволяет определить какая из частей цилиндропоршневой группы неисправна.
Вышеописанные методы применяются при диагностировании ряда дизельных двигателей бронетанковой вооруженной техники, а также легли в основу комплексного диагностического программного обеспечения, разрабатываемого инженерами-программистами Омского Производственного объединения «Иртыш» по заказу Омского высшего танкового инженерного училища.
В дальнейших перспективах стоит задача адаптации разработанных методов не только для более широкого ряда дизельных двигателей, но и для бензиновых.
Исходный текст программы. Процедура реализации БПФ (цифровой фильтрации)
// Быстрое Дискретное Преобразование Фурье:
procedure TForm1.BPF(FFT:Integer; Var FY,SP1,SP2,SP:Arr);
var i,j,k,n,n1,n2,n3,n4:Word;
u,v,z,c,s,p,q,r,t,w,Pi:Single;
YR,YM: Arr;
begin
Pi:=3.1415926;
//Формирование временного массива:
if FFT=1 then //для прямого преобразование Фурье:
begin
for i:=1 to nAm do
begin
YR[i]:=FY[i];
YM[i]:=0;
end;
end else begin //для обратного преобразование Фурье:
for i:=1 to nSp do
begin
YR[i]:=SP1[i];
YM[i]:=SP2[i];
end;
end;
if FFT=1 then
begin //Постоянная составляющая АЧХ
GGG:=0;
for i:=1 to nAm do GGG:=GGG+FY[i];
GGG:=GGG/nAm;
end;
//Проверка на соответствие степени двойки:
n:=1; k:=2;
while k<nAm do
begin
n:=n+1;
k:=Trunc(Power(2,n));
end;
if FFT=1 then
begin // Дополнение нулями:
for i:=nAm+1 to k do
begin
YR[i]:=0;
YM[i]:=0;
end;
nSp:=k;
end;
//ДПФ
for k:=1 to n do
begin
u:=1; v:=0;
n1:=Trunc(Power(2,n-k+1));
n2:=Trunc(n1/2);
z:=Pi/n2;
c:=cos(z);
s:=sin(z);
if FFT=1 then s:=-s;
for j:=1 to n2 do
begin
i:=j;
While not(i>nSp) do
begin
n3:=i+n2;
n4:=i;
p:=YR[n4]+YR[n3];
r:=YR[n4]-YR[n3];
q:=YM[n4]+YM[n3];
Информация о работе Применение методов цифровой обработки сигналов при диагностировании двигателей