Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:19, реферат
Цель моего реферата – отразить особенности английской живописи в различные периоды начиная с XIII века и ознакомиться с величайшими мастерами британского искусства.
В связи с этим я выделяю следующие задачи: выделить наиболее известных художников Великобритании; показать их вклад в мировое искусство; определить их краткие биографии; охарактеризовать жанры английской живописи в разные периоды.
Введение…………………………………………………………………………3
Живопись XIII—XIV веков……….…………………………………………….4
Живопись XVIII века………….…...….………………………………………5-8
Уильям Хогарт………………………………….……………….5-6
Джошуа Рейнолдс……………………………….………………...6
Томас Гейнсборо………………………………………………..6-7
Уильям Блейк………………………….………………………...7-8
Томас Лоренс..…………………………………………………….8
Живопись XIX………………………………………………………...…...…9-11
Джон Констебл…………………………………………………....9
Уильям Тёрнер………………………………………………...9-10
Живопись XX века……….…………………………………………………….12
Оп-арт…………………………………………………………….12
Заключение…………....………………..………………………………………13
Список литературы…………..………..……………………………………….19
Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнолдса, крупнейшего английского портретиста Томаса Гейнсборо. Он работал главным образом в области портрета, но в то же время явился одним из создателей английского пейзажа.
Гейнсборо родился в Суффолке в семье торговца сукном. Некоторое время учился в Лондоне у француза Гравело, а затем у Хеймана. Его первые работы относятся к области пейзажной живописи. Приобретя известность как мастер портрета, он начал получать заказы то знаменитостей своего времени и от титулованной знати. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном.
Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности. В этих произведениях окружающая человека обстановка, прежде всего природа – пейзаж старинного парка или лесной опушки,- становиться идеальной средой, гармонически созвучной настроению портретируемого.
Колорит портретов Гейнсборо, построенный чаще всего на сочетании холодных голубовато-серебристых, оливково-серых, жемчужных тонов, покоряет благородством и гармонией. Художник передает типичный для Англии рассеянный свет, влажную атмосферу, которая смягчает очертания предметов.
Помимо портретов в рост, поясных, погрудных, Гейнсборо писал парные и групповые портреты, иногда сближающиеся с жанровыми сценами. Такой вид жанрового группового портрета получил широкое распространение в английском искусстве этого времени. В мастерски исполненных, композиционно построенных групповых портретах Гейнсборо умело подчеркивает теплоту отношений, связывающих людей, их близость к природе, их мечтательность, и это роднит его образы с героями литературных произведений английских писателей-просветителей и сентименталистов, утверждавших идеалы естественной простоты и правдивости.
Влюбленный в красоту родного края, художник на протяжении всей жизни писал сельские пейзажи. Он передавал различные состояния природы, сочные насыщенные краски желтеющих нив, густую зелень лесных опушек, живописных парков, прозрачных рощ. Образы природы Гейнсборо предвосхищают реалистическую пейзажную живопись XIX века.
Единственным из художников, живущих в провинции, Гейнсборо становится членом-учредителем Королевской Академии художеств. Позднее Гейнсборо стал придворным портретистом. После смерти художника не портреты, а пейзажные работы пользовались особым вниманием.
Мир, созданный художником Уильямом Блейком (1757—1827), его могучим воображением, остался почти не знакомым его современникам, но в конце XIX века творчество Блейка было широко признано.
Его считают поэтом-романтиком. Ему принадлежат строки, замечательно передающие особенность его мироощущения:
«В одно мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо в чашечке цветка».
Самым прославленным английским портретистом конца XVIII – начала XIX века был Томас Лоренс (1769 – 1830), в искусстве которого еще более усиливаются идеалистические тенденции.
Занимая пост главного художника короля, а с 1820 года президента Королевской Академии художеств, Лоренс получал множество заказов. С отточенным виртуозным мастерством писал он портреты членов королевской семьи, видных политических и военных деятелей, женские и детские портреты. Более живы и непосредственны созданные им портретные этюды.
На мой взгляд, в английской живописи XVIII века большое место занимал групповой портрет – ни в одной другой стране нельзя найти ничего подобного. В этом пристрастии проявилось то новое общественное мироощущение, которое было порождено английской просветительной культурой XVIII века.
Английская живопись XIX века
В XIX веке продолжала свою деятельность Королевская Академия художеств, но в Великобритании были созданы и другие учебные художественные заведения, позволившие разным художникам найти свои пути в искусстве. Английских художников поддерживали меценаты – сначала аристократы, а затем и представители крупной буржуазии.
На рубеже XVIII и XIX веков самым интересным и востребованным жанром в английской живописи был пейзаж. Лучшие художники умели передать в образах природы и целый мир человеческих чувств. Художник Сэмюэль Палмер (1805—1881) говорил: «Пейзаж не имеет никакой ценности, если он не скрывает привязанности и поступков человека».
Подлинным новатором в создании реалистического пейзажа XIX века был Джон Констебл (1776—1837), сын мельника, родом из Суффолка. Констебл никогда не покидал Англию, однако он внимательно изучал живопись мастеров многих стран, которую мог видеть у себя на родине. Демократизм и глубина чувств сочетаются в его творениях с поэтичностью и правдивостью. Он воспевал родную природу, словно наполняя светом и воздухом пространство картин и этюдов, передавая динамику неба, свежесть зеленой листвы деревьев и травы, неразрывную связь природы и человека. Громадное значение придавал Констебл изображению неба в разное время дня и различную погоду, усиливая его тончайшие оттенки, динамику облаков, влажность атмосферы, свежесть воздуха.
Констебл одним из первых стал писать этюды на пленэре, на открытом воздухе, опередив, таким образом, в поисках необычайной свежести колорита и непосредственности впечатления художников французской школы.
Картины Констебла на парижских Салонах 1824 и 1825 годов явились подлинным откровением для французских романтиков.
В то время как Констебл, верный жизненной правде, находил лишь отдаленных ценителей своего искусства в Англии, другие художники, определявшие художественные вкусы буржуазной публики, пользовались широкой известностью. Официальное признание получили мастера условного, отвлеченного романтического направления.
Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (1775—1851) с его гигантскими красочными полотнами, полными световых эффектов, можно назвать типичным романтиком. Уже в четырнадцать лет он был принят в школу Королевской Академии художеств, а в 1802 году получил звание академика. Сын цирюльника, Уильям Тернер вырос в припортовом районе Лондона. И морская стихия на всю жизнь стала ведущей темой в его творчестве: море, насыщенный влагой воздух, движение туч, взлет парусов, бушующие стихии – все это живет на полотнах Тёрнера.
Констебл, постоянно соревнуясь с Тёрнером и противопоставляя его живописи свое искусство, тем не менее, высоко ценил его, говоря: «Тёрнер выставил свои золотистые видения, великолепные и красивые; пусть всего лишь видения, но все же это искусство, рядом с такими картинами можно и жить, и умереть. Тёрнер превзошел сам себя; он словно пишет цветным паром – так бесплотно и воздушно».
Вслед за Констеблом этот художник был, прежде всего, предан правде жизни. Но в его творчестве в значительно большей мере обнаружились романтические тенденции. Его пейзажи, полные контрастов света и цвета, свободно и широко написанные, иногда дополняются мифологическими или историческими сценами или персонажами.
Красотой и насыщенностью колорита отличаются пейзажи Тернера, полные драматического мироощущения, такие как, например, «Последний рейс корабля «Отважный». Позднее его восприятие природы становиться более острым, эмоциональным, проявляясь в выборе соответствующих сюжетных мотивов или состояний природы, в стихиях особенно привлекали его вода и свет.
Тернер был не только художником моря. Его произведения крайне разнообразны как по тематике, так и по манере. Его предметом была решительно вся природа во всех ее проявлениях. Но прежде всего это было солнце с ослепительной игрой света и красок, солнце во всей его лучезарности – от опаловых переливов занимающейся зари до пожара затухающей.
К жанру портрета и изображению фигур Тернер обращался редко. Около 1798 года он написал единственный автопортрет. Какая-то глубокая озабоченность угадывается в пристальном взгляде больших синих глаз Тернера, во всем его юношески припухшем лице с немного тяжеловатым носом и слегка отвисшей нижней губой.
Огромное влияние на творчество Тернера оказали его неоднократные поездки в Италию. Основной результат поездок – ощущение всепроникающего ослепительного средиземноморского света. И это сияние солнца, пронизанность светом итальянской природы Тернер перенес не свои полотна.
Горячую любовь к морю Тернер пронес через всю свою жизнь. С величайшим мастерством передавал он вечно изменчивую морскую стихию во всем ее бесконечном разнообразии.
В совершенстве владея техникой акварели, художник добивается легкости и прозрачности водяных красок, сквозь которые просвечивает тон белой бумаги. В поздних работах Тернера появляются образы отвлеченной символики.
Тернер умер 19 декабря 1851 года и был похоронен в соборе Святого Павла рядом с Рейнолдсом и Лоренсом.
Самый выдающийся из всех британских художников, Дж. М. У. Тернер поражал, прежде всего, своей универсальностью. Тонкий наблюдатель природы, он проникал в тайну движения ураганов и морей, лучезарного сияния солнца. В своих исканиях более глубокого понимания реальности, красоты природы и ее воплощения в единстве цвета и света, в их бесконечном изменении он перенес центр тяжести с рисунка и формы на колорит, а на саму краску как материальную реальность. И эти его достижения предвещают живопись импрессионизма.
В 1837 году на трон Британии взошла королева Виктория. Она правила 64 года. Викторианской эпохой называют исторический период ее правления. Это была эпоха стабильного процветания страны.
Промышленная революция и связанный с ней рост частной собственности ввели в круг заказчиков искусства крупную буржуазию и средний класс.
Все это время Королевская Академия художеств оставалась основным учреждением, влияющим на художественную жизнь государства.
Романтические поиски сменились интересом к реализму и даже – к прозаизму. По картинам английских жанристов можно легко в подробностях представить жизнь самых различных слоев британского общества.
В 60-е годы столетия как реакция на засилье жанровой повествовательности в английской академической живописи стали появляться картины, где главным становится чисто живописный прием или поэтический сюжет.
В следующее десятилетие некоторые академисты сформировали направление «Возрождение классики». Они изображали повседневную жизнь прошлого.
В целом академисты предпочитали изображать нехитрые сюжеты в реалистической манере, все более и более отдаляясь от главных событий происходящих в мировой живописи. Многие молодые живописцы отвергали академические пристрастия и ориентировались на художественные открытия Европы, и, в частности, на импрессионизм.
На первые десятилетия
XIX века приходиться завершающий этап
начавшегося в середине XVIII века расцвета
английского искусства. Но если в XVIII веке
ведущее место в живописи принадлежало
портрету, то в XIX веке его занимает пейзаж,
значительно опережающий развитие этого
жанра на континенте. Зародившийся в творчестве
Гейнсборо лирический пейзаж получил
свое развитие в конце XVIII – начале XIX века
в искусстве художников реалистического
направления.
Английская живопись XX века
В первом десятилетии XX века стиль модерн, зародившийся в конце XIX столетия, достиг своего расцвета. Он развивался параллельно в разных странах Европы и в живописи был тесно связан с символизмом.
На мой взгляд,
живопись Англии начала XX века воспринимала
новации с континента с некоторой задержкой.
Однако ко второй половине столетия именно
отсюда стали распространяться новые
художественные идеи (как, например, оп-арт).
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ
ДВИЖЕНИЕ ОП-АРТ, ИЛИ КИНЕТИЗМ
Термин «оп-арт» возник в середине 50-х годов как сокращение от слов оптическое искусство». Однако это течение абстракционизма заговорило о себе в полный голос в начале 60-х годов. Его приверженцы использовали законы оптики для создания иллюзии движения, не прибегая к его показу. Они используют комбинации многократно повторяющихся простых геометрических фигур и добиваются иллюзорного эффекта их перемещения на плоскости. Эти декоративные возможности нашли применение в оформительском искусстве, промышленной графике и плакате.
Во Франции это интернациональное движение стало известным как кинетизм, или кинетическое искусство. Термин распространился и в другие страны мира. Одним из основателей этого движения являлся английский художник XX века Виктор Вазарели, который был венгром по происхождению, но в основном жил и работал в Париже, поэтому его картины в стиле оп-арт находятся во Франции.