Диалог и монолог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:45, реферат

Описание

Современная речевая ситуация характеризуется вовлечением широких слоев населения в публичную речь, разнообразием её родов (политическая, военная, дипломатическая, академическая, церковная, деловая) и жанров (лекция, доклад, проповедь, выступление на митинге, в публичной дискуссии и др.)

Содержание

Введение
Глава 1. Диалог
Глава 2. Монолог
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 29.72 Кб (Скачать документ)

План

Введение

Глава 1. Диалог

Глава 2. Монолог

Заключение

Литература

 
Введение  
 

Современная речевая  ситуация характеризуется вовлечением  широких слоев населения в  публичную речь, разнообразием её родов (политическая, военная, дипломатическая, академическая, церковная, деловая) и  жанров (лекция, доклад, проповедь, выступление  на митинге, в публичной дискуссии  и др.)

Особенностью  современного публичного речевого общения  является его диалогизированность: на передний план выступают различные формы диалога (спор, дискуссия, полемика, теледебаты, интервью), нередко опосредованного средствами массовой информации. Диалог телеведущего и его гостя в студии, как правило, предполагает наличие другого, третьего участника — аудитории зрителей, что может выражаться в известной формуле: «Спасибо всем, кто был сегодня вместе с нами». Подчас политические оппоненты, споря друг с другом в средствах массовой информации, спорят прежде всего для аудитории, завоевывая потенциальных избирателей.

Диалогизированность общения проявляется и в монологической форме речи. Для того чтобы быть эффективным, монолог (лекция, доклад, выступление на митинге, слово учителя на уроке и т. д.) должен включать в себя средства диалогизации: обращения, вопросы или вопросо-ответные ходы, частицы, вводные слова и выражения, которые позволяют устанавливать контакт с аудиторией, вызывать и поддерживать ее внимание и интерес к речи.

 
Глава 1. Диалог

Диалог (от греч. diálogos - разговор, беседа), диалогическая речь, 1) вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Д. противопоставляется http://slovari.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D%7b1B5E7BFE-3092-4627-BE30-53A946BCDFCE%7d%26ext%3D0монологуhttp://slovari.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D%7b1B5E7BFE-3092-4627-BE30-53A946BCDFCE%7d%26ext%3D0. 2) Функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик. К основным языковым особенностям Д. относятся: обилие вопросительных и побудительных предложений среди стимулирующих реплик, наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах, их синтаксическая неполнота, компенсируемая за счёт предыдущего высказывания. Ср. вопросительные реплики: "А я откуда знаю?", "Откуда мне знать?", "А я знаю?", "Почему я знаю?" - эквивалентные отрицательному ответу - "Я не знаю".

В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений; преобладают предложения с минимальной  синтаксической сложностью, широко используются частицы. В условиях диалога. активизируется взаимодействие синтаксических, лексических, интонационных средств предложения и его смысловых связей с предшествующим или последующим текстом. Так, роль интонации особенно возрастает в предложениях с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом (Там холодно. — Там холодно?). В предложениях с одинаковым строением, лексическим составом и интонацией активизируется роль их смыслового взаимодействия, направленное взаимодействие реплики с предшествующей при различении сопоставительного вопроса и экспрессивного утверждения. Языковые средства усиливаются жестами и мимикой.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность  отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.

В устной диалогической  речи ней «исходным начальным  этапом или стимулом к речи является вопрос одного собеседника; из него (а  не из внутреннего замысла) исходит  ответ второго собеседника». Это  обеспечивает, между прочим, возможность  взаимоналожения реплик — один собеседник еще не кончил говорить, а другой уже начал, перебивая первого. К этому типу речи близок в некоторых своих особенностях так называемый синхронный перевод.

Сам принцип  организации диалогической речи несколько иной, чем принцип организации  развернутых, монологических форм речи. В ней с самого начала участвует  фактор, вызывающий нарушение нормального грамматического порождения — фактор контекста (ситуации), о котором мы уже говорили ранее. Анализируя отличия в грамматической структуре диалогической речи, можно видеть, что этот фактор в известном смысле первичен по отношению к механизму грамматического порождения, по-видимому, именно на этапе «замысла» и происходит учет этого фактора, что соответствует некоторым данным, полученным современными американскими психолингвистами.  

 
Глава 2. Монолог

Монолог, монологическая речь (от моно... и греч. lógos - слово, речь), вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко, что дало основание Л. В. Щербе предположить её производность от диалогической (в историческом плане). Основные коммуникативные ситуации её употребления - сфера искусства, ораторского выступления, общения по телевидению и радио, ситуация обучения (речь учителя в классе и т. п.). По своей языковой и структурно-композиционной организации монологическая речь гораздо сложнее, чем другие виды речи; эти её особенности изучает т. н. лингвистика текста (проблема сложного синтаксического целого, абзаца и т. п.).

За пределами  художественных произведений форму  монолога принимают отдельные разновидности  устных высказываний, таких, как речь оратора, лектора, выступление по радио, телевидению. Монологическая речь, имеющая  внешнего адресата, характеризуется  такими общими признаками, как наличие  в ней обращений, а также местоимений  и глаголов второго лица, глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления. Речевые типы монолога обусловлены присущими  монологу коммуникативными функциями (рассказ о событии, рассуждение, исповедь, самохарактеристика и т. п.). Так, для монолога повествовательного типа характерно соединение глагольных фраз, в которых соотношением видо-временных форм глагольных сказуемых выражена последовательность действий, движение событий. Для монолога-рассуждения типичны синтаксические построения, которые содержат умозаключение, констатацию фактов, передают логическую связь явлений (конструкции причинно-следственные, условные, уступительные, изъяснительные и др.). Монолог-исповедь обычно объединяет в себе повествовательные формы речи с формами рассуждений. Ориентируясь на устное высказывание, монологи разных типов свободно допускают употребление разговорной и, экспрессивно окрашенной лексики, междометий, разговорных и разговорно-экспрессивных синтаксических построений, в т. ч. и конструкций диалогической речи.

Особую разновидность  монолога представляет собой так называемый внутренний монолог, в котором имитируется эмоционально-мыслительная деятельность человека в её непосредственном протекании («поток сознания»), Соответственно в монологической речи этого типа часто употребляются прерывистые, незаконченные фразы, внешне не связанные друг с другом синтаксические построения.

Сумма потерь информации при монологическом сообщении может  достигать 50%, а в некоторых случаях  и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.

 
Заключение

Как ни были важны  чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и  не столько передачу эмоциональных  состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при  помощи коммуникативного процесса.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которая воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если действует только на способность  логического восприятия оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы  человека, она не способна производить сильное впечатления. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании общих форм человеческого мышления: логической и образной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Идея речи, ее содержание доходит до сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживание человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимые впечатления. Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь - это человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего ее представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта и характера, намерений и чувств человека. Речь - неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяют личность. В наши дни речь, более чем когда либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах. Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует.

Слово является средством передачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одного человека другому.

Для того, чтобы понять сущность коммуникации хотя бы в самых общих чертах, необходимо рассмотреть эту проблему в комплексе с другими проблемами, тесно с нею связанными. В этой связи интересно было бы рассмотреть различные предпосылки, обусловившие возникновение функции коммуникации, специфические особенности звуковой речи, в частности проблему слова и его взаимоотношения с понятием, роль различных ассоциаций в образовании словарного состава языка, причины различия структур языков мира при единстве законов логического мышления, специфику отражения предметов и явлений окружающего мира в мышлении человека и проявление этого отражения в<10> языке и т. п.

 
Литература

1.   Войскунский А. Е. “ Я говорю, мы говорим ”, М, Просвещение,1989

2.   С в я т о r о р И. П., О некоторых особенностях синтаксиса диалогической речи в современном русском языке, [Калуга], 1960

3.   Сопер П. “Основы искусства речи”, М, 1995

4.   Ш а р о й к о О. И., Структура диалогической речи в произведениях советской прозы, Одесса, 1969 
 
 
 

2.1 Характеристика монолога  как вида речевой  деятельности

Монологическая  речь представляет собой связное  непрерывное изложение мыслей одним  лицом, обращенное к одному или нескольким лицам. Цель этой направленности, обращенности - достигнуть необходимого воздействия  на слушателей [Гальскова, Гез, 2007: 203].

В отличие от диалогической речи, которая является в основном ситуативной, монологическая речь преимущественно контекстна. Она, как правило, строится без учета ситуаций экстралингвистического характера. Однако иногда и она может быть ситуативной, например, спонтанное высказывание - развернутые реплики в диалоге, которые можно рассматривать как краткие монологические высказывания-«микромонологи в диалоге». Монологическая речь в некоторых случаях может быть наглядно-ситуативной, если она сопровождается зрительным рядом в кинофильме, в телевизионных передачах.

Важной психологической  особенностью монологического высказывания в отличие от диалогической речи является его непрерывность, которая  позволяет говорящему связно и полно высказывать свои мысли.

В силу контекстности монологической речи к ней предъявляются особые требования: она должна быть понятной «из самой себя», т.е. без помощи неязыковых средств, которые часто играют большую роль в ситуативной диалогической речи. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения мысли являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстной природы.

Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные  функции:

-информативную  - сообщение новой информации  в виде знаний о предметах  и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий и  состояния;

-воздейственную - убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращению действия;

-эмоционально-оценочную.

Для каждой из перечисленных  выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и  особые психологические стимулы. Сравним: нейтральное в эмоциональном  отношении сообщение информации с одной стороны, и стремление убедить слушателя с помощью  эмоционально - выразительных средств  языка - с другой. [Гальскова, Гез, 2007: 204].

В психологической  литературе отмечается, что по сравнению  с диалогической речью монологическая речь является более сложной и  трудной. Она требует от говорящего умения связно и последовательно  излагать свои мысли, выражать их в  ясной и отчетливой форме. При  овладении монологической речью  на иностранном языке эти трудности  значительно осложняются в связи  с тем, что обучаемые не владеют  свободно языковыми средствами, которые  необходимы говорящему для выражения мысли.

С лингвистической  точки зрения монологическая речь характеризуется  полносоставностью предложений, в отличие от эллиптичности предложений в диалогической речи, и, как правило, развернутым изложением мыслей. [Гальскова, Гез, 2007: 206].

При определении  видов монологических упражнений необходимо учитывать следующие категории: [Гальскова, Гез, 2007: 209]

1. вид монолога (сообщение, повествование, описание, рассуждение);

связанность и  логичность изложения мыслей и структурно-композиционная завершенность высказывания;

объем высказывания - степень раскрытия темы и количество предложений;

степень комбинированности языковых (лексических, грамматических) средств (т.е. характер речевого творчества);

лексико-грамматическую (в том числе и синтаксическая) правильность.

То есть по коммуникативной  цели различают следующие монологические высказывания: монолог-сообщение, монолог- описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, монолог-убеждение. Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющимся, в частности, во владении связующими элементами предложений: [Гальскова, Гез, 2007: 208]

Информация о работе Диалог и монолог