Диалог и монолог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:45, реферат

Описание

Современная речевая ситуация характеризуется вовлечением широких слоев населения в публичную речь, разнообразием её родов (политическая, военная, дипломатическая, академическая, церковная, деловая) и жанров (лекция, доклад, проповедь, выступление на митинге, в публичной дискуссии и др.)

Содержание

Введение
Глава 1. Диалог
Глава 2. Монолог
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 29.72 Кб (Скачать документ)

-наречиями времени  (spдter, dann, weiter, kurz, darauf) ,

-причинно-следственными  (deshalb, folglich) наречиями,

-наречиями, выражающими  последовательность (erstens, zweitens),

-комбинированием  известных учащимся речевых образцов  в соответствии с целями и  условиями общения, в частности,  выбором соответствующего порядка  слов в предложениях, союзов и  союзных слов.

Воздейственная функция монологической речи проявляется особенно ярко в монологе-убеждении, монологе- побуждении.

Имея в виду невысокий, но коммуникативно достаточной уровень владения монологическими умениями в школе, наибольшую актуальность для средней школы имеют монологические высказывания: описание и сообщение учащихся о себе, о своих интересах, о школе, о родном городе, о своей семье, о всем том, что может быть интересным для воображаемого сверстника-носителя языка. 
 

 
Введение 3 
Глава 1. Теоретические основы обучения монологической речи учащихся старших классов школ с углубленным изучением иностранного языка 6 
1.1. Психологические основы устного монологического высказывания 6 
1.2. Типы монологических высказываний 11 
1.3. Лингвостилистические особенности монолога-рассуждения 17 
Глава 2. Методика обучения монологу-рассуждению учащихся старших классов школ с углубленным изучением иностранного языка 21 
2.1. Принципы обучения учащихся старших классов монологу рассуждению 21 
2.2. Комплекс упражнений для обучения монологу-рассуждению учащихся старших классов школ с углубленным изучением иностранного языка 27 
2.3. Организация и анализ результатов пробного обучения 37 
Заключение 44 
Список использованных источников 46 
Приложение 50

Фрагменты:

Введение 

Актуальность  данной темы заключается в необходимости  модернизировать и оптимизировать процесс обучения иностранному языку  и монологической речи, в частности, оторвавшись от косных методов и  способов обучения, впитав новые и  прогрессивные разработки методистов- и преподавателей-новаторов.

Объектом нашего исследования является процесс обучения учащихся старших классов монологической речи.

Предметом нашего исследования является обучение учащихся старших классов школ с углубленным  изучением английского языка  монологу-рассуждению.

Цель данной дипломной работы заключается в  разработке эффективной методики обучения монологу-рассуждению учащихся старших  классов школ с углубленным изучением  английского языка.

Для выполнения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

—   рассмотреть психологические особенности обучения монологической речи;

—   изучить различные подходы к типологии монологических высказываний;

—   проанализировать лингвостилистические особенности монолога-рассуждения;

—   исследовать принципы обучения учащихся старших классов монологу-рассуждению;

—   разработать комплекс упражнений для обучения монологу-рассуждению;

—   провести и проанализировать результаты пробного обучения монологу-рассуждению учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка.

Методы исследования, использованные при написании данной работы:

—   анализ литературы по теме исследования;

—   наблюдение за ходом учебного процесса;

—   изучение опыта ведущих преподавателей;

—   пробное обучение;

—   статистический анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в  исследовании лингвистических особенностей монолога-рассуждения, принципов обучения данному типу монолога и разработке комплекса упражнений, направленных на обучение монологу-рассуждению.

Практическая  значимость данного исследования состоит  в том, что предложенное описание и его результаты могут быть использованы при обучении умениям монологической речи с использованием других типов  монологов. Предложенный комплексный  подход, методика отбора, описания и  методическая организация текстового материала позволяют повысить качество учебного процесса, сделать его эффективнее, приблизить к потребностям реальной жизни.

В структурном  плане дипломная работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованных источников.

Во введении рассматриваются актуальность, объект, предмет, цели, задачи, теоретическая  и практическая значимость работы.

В первой главе  рассмотрены психологические основы обучения монологической речи, различные  методические подходы к типологии монологических высказываний и лингвистические особенности монолога-рассуждения.

Во второй главе  исследованы принципы обучения учащихся старших классов монологу-рассуждению, обосновывается комплекс упражнений для  обучения монологу-рассуждению, а также  дается описание организация и анализ результатов пробного обучения.

Список использованных источников включает 32 наименований на русском языке, также 4 диссертации  и 2 - на иностранном.

Заключение 

В результате проведенного изучения литературы по теме были сделаны  следующие выводы:

1) под монологическим  высказыванием понимается системная  коммуникативная единица монологической  речи, которая, будучи цельным,  функционально, структурно и тематически  завершённым, логически связанным  минимальным тематическим высказыванием,  представляет собой сложное единство  высказываний низлежащих уровней, объединённых общей коммуникативной целью, темой, синтаксическими и стилистическими особенностями и используемое в устной и письменной формах общения. Выделяют следующие основные элементы монологического высказывания: мотив, замысел высказывания (свернутая форма высказывания, симультанная исходная схема), внутренняя речь, имеющая свернутый характер и включающая лишь отдельные слова и их потенциальные связи, формирование развернутого речевого высказывания. Монологическое высказывание – это сложное логическое и психологическое построение, которое обладает своими специфическими (лингвистическими и экстралингвистическими) характеристиками;

2) выделяют различные  типы монологических высказываний; их классифицируют по следующим  основным характеристикам: по  цели высказывания и по степени  подготовленности. Различные исследователи предлагают различные классификации монологических высказываний, в научной литературе не сложилось на этот счет однозначного мнения;

3) рассуждением  называют умозаключения, ряд мыслей, относящиеся к какому-либо вопросу,  изложенные в логически последовательной  форме, которые идут одно за  другим, таким образом, что из  предшествующих суждений следуют  другие, а в результате получается  ответ на поставленный вопрос. Рассуждение реализуется в таких частных умениях, как: умение сформулировать исходный тезис рассуждения; умение аргументировано, доказательно излагать мысли по определённой схеме; умение уточнить высказывание с помощью преимущественно причинно-следственных связей; умение сформулировать вывод в высказывании; умение соотнести тезис и вывод;

4) принципы обучения  – руководящие идеи, нормативные  требования к организации и  проведению процесса обучения. Они  носят характер самых общих  указаний, правил, норм, регулирующих  процесс обучения. Выделяют следующие  основные принципы обучения иностранному  языку: философские, общедидактические, методические – общие, частные и специальные. Специфическими для старшего этапа обучения являются также: принцип ориентации процесса обучения на личность ученика, принцип межкультурной направленности процесса обучения иностранному языку, принцип учета искусственного субординативного билингвизма, принцип адекватности обучающих упражнений относится к обучению любому виду речевой деятельности коммуникативной деятельности, принцип опоры народной язык, принцип коммуникативности обучения;

5) упражнение  – это специально организованное  в учебных условиях одно- или  многоразовое выполнение ряда  операций или действий речевого  или языкового характера. Все  методисты справедливо замечают, что при обучении иноязычной  речи одно упражнение само  по себе не даёт конечного  эффекта, поэтому возникает необходимость  создания определённой системности  упражнений. Под системой упражнений  понимается такая совокупность  необходимых типов, видов и  разновидностей упражнений, выполняемых  в такой последовательности и  в таком количестве, которые учитывают  закономерности формирования навыков  и умений в разных видах  речевой деятельности в их  взаимодействии и обеспечивают  максимально высокий уровень  владения языком. Выделяют два  основных направления обучению  монологической речи – т.н.: путь  сверху – уровень текста, путь  снизу – уровень фразы (для  начального и среднего этапов  обучения), уровень сверхфразового  единства. Работа с текстом имеет  три этапа: предтекстовый этап, притекстовый этап или текстовый этап, послетекстовый этап. Обучение монологической речи происходит также в три этапа: на первом вырабатываются языковые автоматизмы; задача второго этапа — научить отбору языковых средств, адекватных цели коммуникации; заключительный этап — этап непосредственно речевой практики. На этом этапе различные речевые модели соединяются в определенной логической последовательности;

6) были приведены  два полных плана-конспекта уроков  английского языка в 10-м классе, одной из обучающих целей на которых выступало обучение монологической речи (монологу-рассуждению); были приведены сопутствующие задачи и оценена степень их решения в рамках данных уроков. Обучение монологическому высказыванию осуществлялось «по пути сверху» и контроль монологических высказываний также осуществлялся на основании текстов или видеопленок. 

Информация о работе Диалог и монолог