Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:36, курсовая работа
Настоящая работа посвящена теме «Фонологические идеи Л. В. Щербы и их развитие в современной лингвистике». Я считаю выбранную мной тему актуальной в связи с тем, что данная работа позволяет выявить связь фонологических идей, развитых Л. В. Щербой в 20 веке, с современными принципами и направлениями в лингвистике. Более того, в своих научных трудах Л. В. Щерба уделял особое внимание русскому языку, что наиболее ближе и роднее мне, русскому человеку. Данная тема стала мне близка еще и тем, что ранее на семинарах общего языкознания я обращалась к научному творчеству Л. В. Щербы, замечательного академика и лингвиста. Поэтому я и решила развить эту тему и в своей курсовой.
Целью моей работы является дать подробную характеристику научной деятельности Л. В. Щербы в области фонологии. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с основными вехами жизни и творчества Л. В. Щербы, представить его основные труды и раскрыть разработанные им фонологические идеи, показать их место в современной лингвистике.
1. Введение
2. Глава 1. Краткая биография Л. В. Щербы
3. Глава 2. Фонологические идеи Л. В. Щербы и их развитие в современной лингвистике
4. Заключение
5. Аннотация на русском языке
6. Аннотация на английском языке
7. Список использованной литературы
Заключение
Основываясь на таких источниках, как статья Л. Р. Зиндера[8] и М. И. Матусевича[9] «Л. В. Щерба. Основные вехи его жизни и научного творчества», статья Л. Р. Зиндера и А. В. Бондарко «О работе Л. В. Щербы «Русские гласные в качественном и количественном отношении», образовательные порталы Wikipedia.ru и Academic.ru, «Избранные работы по русскому языку» Л. В. Щербы, «Языковая система и речевая деятельность» Л. В. Щербы, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в области фонологии Л. В. Щерба, по его словам, отправлялся от взглядов Бодуэна де Куртенэ, высказанных им в связи с теорией чередований, но при этом столь значительно развил и дополнил идеи своего учителя, что фактически создал свою последовательную фонологическую теорию, которую он изложил в магистерской диссертации «Русские гласные в качественном и количественном отношении» 1912 г.
Во-вторых, в согласии со взглядами Бодуэна де Куртенэ Л. В. Щерба говорит о фонемах как «звуковых представлениях речи», которые возникают под влиянием акустических и физиологических процессов, и при этом обращает внимание на то, что «мы всегда должны обращаться к сознанию говорящего на данном языке индивида, раз мы желаем узнать, какие различия он употребляет для целей языкового общения, и другого источника, кроме его сознания, у нас вовсе не имеется, – поэтому-то для лингвиста так драгоценны все хотя бы самые наивные заявления и наблюдения туземцев – они в большинстве случаев, при надлежащей их интерпретации, имеют гораздо больше цены, чем наблюдения ученых исследователей, принадлежащих к другой языковой группе». Здесь уже заложена идея столь широко применяемых теперь экспериментов, в которых исследуется восприятие тех или иных звуковых различий носителями языка (так наз. аудиторские эксперименты), здесь содержатся мысли о важности фонемных различий для различения смыслов и о зависимости восприятия разных фонем от звуковой системы родного языка слушающего (в дальнейшем эту зависимость стали описывать как фонологическое сито).
В-третьих, описание фонетических характеристик русских гласных, с учетом установленных автором аллофонов, делалось Щербой на основании результатов разнообразных опытов, с применением существовавших в то время инструментальных методик.
В-четвертых, благодаря Л.В. Щербе понятие фонемы стало известно западноевропейским лингвистам.
В-пятых, В России возникли две фонологические школы. Одна из них, создавшаяся в Ленинграде (Ленинградская, или Щербовская школа), где работали Л.В. Щерба и его ближайшие ученики Л.Р. Зиндер и М.И. Матусевич (а теперь и следующие поколения лингвистов – Л.В. Бондарко, В.Б. Касевич, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина, Н.Д. Светозарова и др.), развивает идеи своего основателя, рассматривает фонему как автономную звуковую единицу, определяемую по ее противопоставленности другим подобным единицам, независимо от принадлежности к той или иной морфеме. Другая, Московская фонологическая школа, к которой принадлежали Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, М.В. Панов, А.А. Реформатский, дело которых продолжают их ученики, опирается на те высказывания Бодуэна, согласно которым фонема определяется как элемент морфемы, и все позиционно чередующиеся в морфеме звуки являются представителями одной и той же звуковой единицы.
В-шестых, благодаря трудам Бодуэна де Куртенэ и главным образом Л.В. Щербы завершился дофонологический период в изучении звуковой стороны языка и с первых десятилетий XX в. начался новый этап фонетических исследований.
Аннотация
Автор данной курсовой работы – Ларионова Дарья Сергеевна.
Название – «Фонологические концепции Л. В. Щербы и их развитие в современной лингвистике».
Основная тема – место фонологических идей, разработанных Л. В. Щербой, в современной лингвистике.
В данной курсовой работе рассматриваются основные вехи жизни выдающегося языковеда Л. В. Щербы, его научные труды в области фонологии, на основании которых мы можем выделить основные фонологические идеи. К этим идеям относятся:
1. Фонемы как «звуковые представления речи» возникают под влиянием акустических и физиологических процессов.
2. Щерба, пользуясь психологическими терминами, строит теорию фонемы на семантической основе.
3. Многолетняя углублённая работа над теорией фонемы позволила ему представить фонему как диалектическое единство общего и частного.
Обобщив, можно сказать следующее. Л. В. Щерба в своих фонологических работах решал два вопроса: 1) как определить количество фонем в данном языке; 2) как установить, какие звуки входят в пределы одной фонемы («принадлежат» одной фонеме). Первую задачу Щерба решает на позиционном основании: фонем столько, сколько звуков в позиции наибольшего различения. Второй вопрос решается при полном отказе от позиционного критерия: в одну фонему объединяются звук в сильной позиции и все похожие на него звуки в слабых позициях (любых, без различия!). Основа объединения — не позиционное размещение, не функция, а чисто физическое (акустическое) и артикуляционное сходство. Так идея фонемы подменяется тривиальным понятием звукового типа. Ответом на второй вопрос Щерба зачеркнул фонологичность первого.
Annotation
The author of this yearly course is Larionova Darya Sergeevna.
The present course project deals with phonological ideas of L. V. Scherba and their development in modern linguistics.
The main theme of this paper is the place of phonological ideas made by L. V. Scherba in modern linguistics.
In this paper we have presented some basic facts of life of linguist L. V. Scherba, his scientific works in the field of phonology, based on which we can identify the main phonological ideas.
The basic propositions are mentioned in this paper. They explain:
1. Phonemes as "sound representation of speech" occur to the influence of acoustic and physiological processes.
2. Scherba, using psychological terms, constructed a theory of the phoneme on a semantic basis.
3. Long-term in-depth work on the theory of phonemes allowed him to submit a phoneme as a dialectical unity of general and specific ones.
To conclude we can say the following. L. Scherba in his phonological works decided two issues: 1) how to determine the number of phonemes in a given language, and 2) how to determine what sounds are included in the limits of one phoneme ("owned" by one phoneme). Scherba decided first task on the basis of positional: phonemes are as much as the sounds in the position of greatest distinction. The second question is solved for the total elimination of the position criterion: a single phoneme sound combined in a strong position and everything like it sounds in weak positions (all ones without distinction !). The basis of the union is not a positional placement, not a function, but purely physical (acoustic) and articulatory similarity. So the idea of the phoneme is replaced by a trivial notion of sound type. Scherba crossed the first fonological issue by the answer to the second question.
Список использованной литературы
1. Л.Р. Зиндер и А.В. Бондарко «О работе Л.В. Щербы "Русские гласные в качественном и количественном отношении".М., 1983. Записки лингвиста: блог Дениса Хворостина.
2. Л. Р. Зиндер и М. И. Матусевич «Л. В. Щерба. Основные вехи его жизни и научного творчества». Архив Петербургской русистики. http://www.ruthenia.ru/apr/
3. Л. В. Щерба «Избранные работы по русскому языку». М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1957.
4. Л. В. Щерба «Языковая система и речевая деятельность». М.: Едиториал УРСС, 2004.
5. Academic.ru
6. Wikipedia.ru
5
[1] Степа́н Григо́рьевич Бархуда́ров (23 февраля (7 марта) 1894, Баку — 3 октября 1983, Москва) — советский лингвист, специалист по грамматике и лексике русского языка, редактор многотомного «Словаря русского литературного языка», член-корреспондент АН СССР (1946).
[2] Ю́рий Никола́евич (Насо́нович) Тыня́нов (6 (18) октября 1894, Режица, Витебская губерния, ныне Резекне в Латвии — 20 декабря 1943, Москва) — русский советский писатель, драматург, литературовед и критик.
[3] Серге́й Игна́тьевич Бернште́йн (пс. Досу́жев, 2 января 1892, Тифлис — 1970, Москва) — российский лингвист, библиограф, историк театра; научный сотрудник императорской Публичной библиотеки. Работал в литературно-издательском отделе Наркомпроса. Член Союза писателей Советской России.
[4] Ви́ктор Влади́мирович Виногра́дов (31 декабря 1894 (12 января 1895), Зарайск — 4 октября 1969, Москва) — русский литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР (1946), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951).
[5] Борис Александрович Ларин (5 (17) января 1893, Полтава — 26 марта 1964, Ленинград) — российский и украинский лингвист, член-корреспондент АН УССР (1945), академик АН Литовской ССР (1949), в начале 1950-х жил и работал в Вильнюсе. Работы по истории русского языка, социолингвистике, санскриту, литовскому языку; выступал также как переводчик художественной литературы с литовского.
[6] различительная (дистинктивная) функция — использование своеобразия фонемного состава значащих единиц для их различения
[7] Назализация (лат. nasus, "нос") — изменение звука, состоящее в приобретении звуком носового тембра и вызванное поднятием нёбной занавески и выходом голоса одновременно через рот и нос.
[8] Лев Рафаи́лович Зи́ндер (26 декабря 1903, Санкт-Петербург — 1995, Санкт-Петербург) — советский лингвист, ученик Л. В. Щербы. Доктор филологических наук (с 1955). Л. Р. Зиндер автор многочисленных работ в области фонетики, фонологии, германистики, прикладной лингвистики. После смерти Щербы именно он долгое время был хранителем традиций Ленинградской фонологической школы.
[9] Маргари́та Ива́новна Матусе́вич (1885—1979) — советский лингвист, представитель Ленинградской фонологической школы[1], ученица Л. В. Щербы
Информация о работе Фонологические концепции Л. В. Щербы и их развитие в современной лингвистике