История лингвистической типологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 01:07, реферат

Описание

Цель типологии - выяснение универсальных принципов устройства человеческого языка. Однако, в отличие от многих традиционных форм языкознания, свои выводы типология делает на основании изучения межъязыкового варьирования и наблюдаемых ограничений на возможности этого варьирования. Типологическому изучению подлежат явления всех уровней языковой структуры; так, можно говорить о фонологической, морфологической, синтаксической типологии, лексической типологии и др.

Работа состоит из  1 файл

История лингвистической типологии.Предшественники и основоположники лингвистической типологии..docx

— 38.46 Кб (Скачать документ)

История лингвистической  типологии.  
Предшественники и основоположники лингвистической типологии.

 

Лингвистическая типология - область лингвистики, исследующая принципиальные сходства и различия между языками независимо от общности их происхождения или ареала распространения.

Цель типологии - выяснение универсальных принципов устройства человеческого языка. Однако, в отличие от многих традиционных форм языкознания, свои выводы типология делает на основании изучения межъязыкового варьирования и наблюдаемых ограничений на возможности этого варьирования. Типологическому изучению подлежат явления всех уровней языковой структуры; так, можно говорить о фонологической, морфологической, синтаксической типологии, лексической типологии и др.

Первые типологические классификации и термины принадлежат  началу XIX в., однако предпосылки типологического языкознания закладывались еще в средние века - благодаря многовековой уверенности в том, что внутренне все языки схожи и что поэтому по грамматике латинского языка можно понять устройство и категории любого из народных языков. Повсеместное в средние века культурное двуязычие побуждало постоянно сопоставлять языки, замечать их сходства и различия, при этом греческий, латынь или церковнославянский были своего рода «точками отсчета», «эталонными» языками.

Развитие  типологии протекало параллельно  с развитием сравнительно-исторического языкознания; время ее рождения - 1-я треть 19 в.в Германии, но формирование типологии было подготовлено лингвистикой 18 в. - философией языка (Р. Декарт, Г. В. Лейбниц, И. Г. Гердер) и универсальной ("всеобщей") грамматикой, показавшей принципиальную сопоставимость языков различного происхождения;

Среди предшественников типологического языкознания выдающаяся роль принадлежит знаменитому английскому  социологу Адаму Смиту (1723-1790). Смит увидел движение ряда индоевропейских языков от синтетизма к аналитическому строю и обсуждал причины такой типологической эволюции. Он первым высказал мысль о том, что смешение языков ведет к упрощению морфологии, иными словами, способствует нарастанию аналитических черт контактирующих языков.

Однако типологические идеи Смита не были замечены современниками. Начало традиции относится к рубежу XIX-XX вв. и связано оно с немецкой культурой.

Основоположниками лингвистической  типологии принято считать братьев Шлегелей и В. фон Гумбольдта;

 

Фридрих Шлегель (1772 - 1829) - немецкий ученый, живо интересовавшийся культурой древней Индии и ее языком, автор труда «О языке и мудрости индийцев», вышедшего в 1808 году, впервые обратил внимание на различия в структуре языков.

Фридрих Шлегель сопоставил санскрит с греческим, латинским, а также с языками тюркскими и пришел к выводу:

1) Все языки можно разделить на два типа: языки с аффиксами, аффиксирующие языки, куда он отнес языки тюркские, полинезийские, а также и китайский, которые, как он полагал, выражают отношение между словами чисто механическим путем; и языки флективные, куда включил семитские, грузинский и французский языки.

2) Любой язык рождается  и остается в том же типе;

3) Флективным языкам свойственно «богатство, прочность и долговечность», а аффиксирующим «бедность, скудость и искусственность».

Разделение  языков на флективные и аффиксирующие Ф.Шлегель делал, исходя из наличия или отсутствия изменения корня. Он писал: «В индийском или греческом языках каждый корень является тем, что говорит его название, и подобен живому ростку; благодаря тому, что понятия отношений выражаются при помощи внутреннего изменения, дается свободное поприще для развития. Все же, что получилось таким образом от простого корня, сохраняет отпечаток родства, взаимно связано и поэтому сохраняется. Отсюда, с одной стороны, богатство, а с другой - прочность и долговечность этих языков».

«...В  языках, имеющих вместо флексии аффиксацию, корни совсем не таковы; их можно  сравнить не с плодородным семенем, а лишь с грудой атомов... связь  их часто механическая - путем внешнего присоединения. С самого их возникновения этим языкам недостает зародыша живого развития... и эти языки, безразлично - дикие или культурные, всегда тяжелы, спутываемы и часто особенно выделяются своим своенравно-произвольным, субъективно-странным и порочным характером».

Ф.Шлегель  с трудом признавал наличие аффиксов во флективных языках, а образование  грамматических форм в этих языках истолковывал как внутреннюю флексию, желая этим подвести данный «идеальный тип языков» под формулу романтиков: «единство во многообразии».

 

Август Шлегель (1767-1845) в работе «О провансальской литературе» (1818) углубляет языковую классификацию своего младшего брата, по крайней мере, в двух отношениях:

во-первых, он увеличивает число языковых типов до трех - к «аффиксирующим» и флективным он добавляет аморфные (изолирующие) (что свойственно китайскому языку); причем во флективных языках он показал две возможности грамматического строя: синтетическую и аналитическую,

а во-вторых, он интерпретирует «аффиксирующие» языки как агглютинативные, акцентируя внимание на их словообразовательных, а не морфологических аффиксах.

По поводу изолирующих языков А.Шлегель писал: «Можно было бы сказать, что все слова в них - корни, но корни бесплодные, не производящие ни растений, ни деревьев» Подобную оценку нефлективным языкам давал и его брат.

Но истинным основоположником типологии языков как особого раздела языкознания  следует считать немецкого лингвиста Вильгельма Фон Гумбольдта (1767-1835).

«Человек  является человеком только благодаря  языку»; «нет мыслей без языка, человеческое мышление становится возможным только благодаря языку»; язык - «соединительное звено между одним индивидуумом и другим, между отдельным индивидуумом и нацией, между настоящим и прошедшим»; «языки нельзя рассматривать как агрегаты слов, каждый из них есть известного рода система, по которой звук соединяется с мыслью», причем «каждый его отдельный элемент существует только благодаря другому, а все в целом обязано своим существованием единой всепроникающей силе». Особое внимание уделял Гумбольдт вопросу о форме в языке: форма - это «постоянное и единообразное в деятельности духа, претворяющей органический звук в выражение мысли», «...абсолютно в языке не может быть бесформенной материи», форма же - это «синтез в духовном единстве отдельных языковых элементов, в противоположность к ней рассматриваемых как материальное содержание». Гумбольдт различает внешнюю форму в языке (это звуковые, грамматические и этимологические формы) и внутреннюю форму, как единую всепроникающую силу, т. е. выражение «духа народа».

В качестве основного критерия определения  типа языка Гумбольдт берет тезис  о «взаимном правильном и энергичном проникновении звуковой и идейной  формы друг другом».

Частные критерии определения языков Гумбольдт  видел:

1) в выражении в языке отношений  (передача реляционных значений; это было основным критерием  и у Шлегелей);

2) в способах образования предложения  (что показало особый тип инкорпорирующих языков)

3) в звуковой форме

Во  флектирующих языках Гумбольдт видел  не только «внутренние изменения» «чудесного корня», но и «прибавление извне», т. е. аффиксацию, которая осуществляется иначе, чем в агглютинирующих  языках. Гумбольдт разъяснил, что  китайский язык не аморфный, а изолирующий, т. е. грамматическая форма в нем  проявляется иначе, чем в языках флективных и агглютинирующих: не изменением слов, а порядком слов и интонацией, тем самым данный тип является типично аналитическим языком.

Кроме отмеченных братьями Шлегелями трех типов языков, Гумбольдт описал четвертый  тип; наиболее принятый термин для этого  типа - инкорпорирующий.

Особенность этого типа языков (индейские в  Америке, палеоазиатские в Азии) состоит  в том, что предложение строится как сложное слово, т. е. неоформленные корни-слова агглютинируются в одно общее целое, которое будет и словом, и предложением. Части этого целого - и элементы слова, и члены предложения. Целое - это слово-предложение, где начало - подлежащее, конец - сказуемое, а в середину инкорпорируются (вставляются) дополнения со своими определениями и обстоятельствами.

Таким образом В. Гумбольдт разделил все известные ему языки на четыре типа:

изолирующие языки типа китайского, то есть языки, не имеющие словоизменительных морфем;

агглютинирующие, или агглютинативные, языки типа тюркских, способные присоединять только однозначные морфемы, и

флективные  языки типа индоевропейских или семитских, способные присоединять многозначные морфемы.

Особая, четвертая группа - инкорпорирующие языки, в которых слова способны соединяться в особые слова-предложения.

 

Автор первой сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков Франц Бопп (1791-1867) перешёл от теоретизирований к практике исследования.

Бопп начал с системы спряжения. Он сопоставляет грамматические формы, взяв за основу санскрит.

Потом он берёт  и склонение, постепенно (по мере работы) добавляет всё новые языки. Бопп нашёл большую часть грамматических соответствий. Его цель была: путём сравнений грамматических форм разных языков найти их наименее искажённый, первозданный вид, насколько это возможно. Сравнение засвидетельствованных языков даёт, по его мнению, возможность восходить к «первобытному состоянию», в котором грамматические формы допускают непосредственное объяснение и их возможно анализировать.

Заслугой  Боппа считается тот факт, что при сравнении языков он берёт за основу грамматический строй, опирается при доказательстве языкового родства на сходство флексий, поскольку последние относятся к элементам, которые редко заимствуются из одного языка в другой.

 

Огромный вклад в разработку лингвистической типологии внес Август Шлейхер (1821-1868). Им в основном были сохранены все уже выделенные предшественниками типы и признаны пути развития языков от изоляции к флексии, в новых флективных языках он находит свидетельства их деградации. Языковые элементы делятся им на выражающие значения (корни) и выражающие отношения (суффиксы и флексии). Классификация языковых типов строится на основе взаимоотношений корневых и некорневых частей слова. Языки определяются им как корневые при недифференцированном выражении понятия и отношения, как агглютинативные - при обособленном выражении понятия и отношения, как флективные - при тесном единстве выражения понятия и отношения. Флективный тип оценивается как наиболее совершенный. В каждом типологическом классе выделяются синтетический и аналитический подтипы. Им уже намечается скользящая типологическая классификация (сложившаяся в 20 в. в работах Э. Сепира). Закладываются основы для разработки теории стадиальных трансформаций морфологических типов.

Преимущественное внимание он уделяет фонетической стороне  языка и меньшее стороне морфологической. Шлейхер был первым ученым, использовавшим символы для обозначения компонентов структуры слова.

Для последующей истории  науки о языке были весьма важны  следующие идеи А. Шлейхера:

выдвижение  и отстаивание принципа системности  в историческом языкознании;

указание  на взаимодействие в развитии языка  звуковых законов и изменений  по аналогии;

выработка строгого метода реконструкции праязыка;

развитие  морфологической и генеалогической  классификаций языков;

указание  на важность изучения взаимодействия языков в пространстве;

привлечение внимания к физиологической и  психофизиологической сторонам речевой  деятельности.

 

Типологические  идеи А. Шлейхера получили развитие в работах Х. Штайнталя, Ф. Мистели, Ф.Н. Финка, пошедших по пути превращения одномерной (морфологической) классификации языков в многомерную, которая принимает во внимание данные всех уровней языка.

 

X .Штейнталь(1823-1899) обратился не к отдельным словам, а к анализу синтаксических связей между словами, т.е. фактически перенес от явлений морфологии к синтаксису, расширив тем самым поле типологических наблюдений и добавив еще один типологический классификационный признак.

Все языки  Штейнталь делил на языки с формой и языки без формы, причем под формой следовало понимать как форму слова, так и форму предложения. Языки с отсутствием словоизменения Штейнталь называл присоединяющими: без формы - языки Индокитая, с формой - китайский. Языки с наличием словоизменения Штейнталь определял как видоизменяющие, без формы: 1) посредством повтора и префиксов - полинезийские, 2) посредством суффиксов - тюркские, монгольские, финно-угорские, 3) посредством инкорпорации - индейские; и видоизменяющие, с формой: 1) посредством прибавления элементов - египетский язык, 2) посредством внутренней флексии - семитские языки и 3) посредством «истинных суффиксов» - индоевропейские языки.

 

Продолжая линию  исследований Г. Штейнталя, швейцарский языковед Франц Мистели (1841-1903) выдвинул два новых критерия типологической классификации в добавление к уже существовавшим: по месту слова в предложении и по внутренней структуре слова. Он первый разграничил корнеизолирующие языки типа китайского и основоизолирующие типа индонезийского языка.

Франц Николаус Финк (1867-1910) в результате своих исследований выделил восемь основных типов языков, соотнеся каждый тип с конкретным языком как представителем данного типа:

1) подчиняющий, или субординативный, представителем которого он назвал турецкий язык;

2) инкорпорирующий, характеризующийся самым массивным строением слова, каким является гренландский язык;

3) упорядочивающий, в котором  наблюдается очень слабая связь между служебными словами и аффиксами; характерным представителем этого типа он считает один из языков ...банту - язык субия;

Информация о работе История лингвистической типологии