Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:32, доклад
Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через зрительный канал. В основе этого вида речевой деятельности лежат умения, связанные с извлечением поступающей информации.
Розов О.А. писал: “Чтение представляет собой чрезвычайно сложный процесс, характеризующийся громадным объемом подсознательной работы мозга”.
В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции:
Чтение –
это рецептивный вид речевой
деятельности, связанный с извлечением
информации через зрительный
канал. В основе этого вида
речевой деятельности лежат
Розов О.А. писал: “Чтение представляет собой чрезвычайно сложный процесс, характеризующийся громадным объемом подсознательной работы мозга”.
В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции:
Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
В чтении выделяют содержательный план (о чем текст) и процессуальный план (как его прочитать и озвучить). В содержательном плане результатом деятельности преподавателя является понимание прочитанного обучаемым; в процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесение букв и буквосочетаний с соответствующими фонемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха и т.д.
ВИДЫ ЧТЕНИЯ
I.. По целевой направленности деятельности
II. По форме
III. По способу раскрытия содержания
IV. По месту чтения
V. По характеру организации деятельности
Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:
a) ознакомительное
– изучающее – просмотровое
– поисковое;
b) изучающее – ознакомительное – просмотровое
– поисковое.
Последний вариант наиболее эффективен, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.
На уроках английского языка ведется обучение следующим видам чтения:
Упражнения для каждого вида чтения выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.
В зависимости
от целевой установки в настоящее
время большинство методистов у
нас и за рубежом различают
ознакомительное, изучающее и поисково-
Изучающее (вдумчивое - close reading) чтение, направленное на возможно более полное и точное понимание основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей. Оно протекает в условиях концентрации внимания на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается его анализом, критической оценкой, обобщением, то есть извлечением главной идеи, формулировкой выводов, заключения, рекомендации. Решение этих задач требует повышения роли логико-дискурсивного мышления, связано с активизацией внутренней речи, внутреннего перевода как средств преодоления языковых и смысловых трудностей на пути к достижению понимания. Ещё одной задачей является также формирования у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста. Объектом "изучения" при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения, - повторным перечитыванием частей текста, иногда с отчетливым произнесением текста путем анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту. Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который, по данным С.К. Фоломкиной, составляет 50-60 слов в минуту.
С точки зрения
коммуникативно-познавательной ценности
наиболее важным видом является вдумчивое
чтение. Оно же и наиболее трудное,
требующее обилия упражнений. Виды
и скорость чтения взаимосвязаны. Каждый
вид требует определенной "средней"
скорости. Беглый просмотр текста осуществим
в быстром темпе, но это невозможно при
вдумчивом чтении. Просмотровое чтение
обычно проходит со скоростью 400-500 слов
в минуту, ознакомительное - 180-200, вдумчивое
- 50-60. Из сопоставления этих данных видно,
что просмотровое чтение может протекать
в 10 раз быстрее, чем вдумчивое. Совершенно
ясно, что за такой разницей в темпе стоит
существенная разница в совершаемых языковых
и мыслительных операциях [4, c.27].
Изучающее чтение (detail reading) предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом “изучения” при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста.
Темп изучающего чтения составляет 50 – 60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.
Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.
I. Работа с текстом до чтения ( предтекстовый этап) направлена на устранение смысловых и языковых трудностей. Этот этап можно назвать стадия вызова, так как он ориентирован на выявление и активизацию личного опыта учащихся.
Цель предтекстовых упражнений - создание мотива чтения и развитие прогнозирования, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста (использование заголовков, иллюстраций и т.д.).
Задания для этого этапа:
1.учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации (если они есть) и высказывают свои предположения о теме и содержании текста.
2. учащиеся должны
воспользоваться своими
3. учащиеся записывают ключевое слово заголовка (или весь) и составляют ассоциограмму.
4. учащиеся разбиваются на пары и обсуждают составленные ассоциограммы и уточняют свои предположения о теме и содержании текста.
II. Работа с текстом во время чтения (текстовый этап).
Цель этапа - достижение понимания на уровне содержания (стадия осмысления). Учащиеся работают с карандашом, делают пометки, с помощью которых читающий осмысливает информацию ( + известно, - я этого не знаю). Личностное восприятие текста осуществляется учащимися самостоятельно (индивидуально), они проверяют свои предположения, сделанные до чтения текста. При повторном чтении учащиеся решают различные коммуникативные задачи:
Можно вести дневник, выписывая из текста факты. Проводится беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение вслух и ответ на вопрос «В чём совпали и не совпали первоначальные предположения о теме, содержании текста, о героях и т.д.
Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:
III. Работа с текстом после чтения (после текстовый этап)
Цель этапа - достижение понимания основной мысли и контроль понимания прочитанного (стадия рефлексии). Размышляя, учащиеся анализируют текст. Начинается как индивидуальный процесс, а завершается дискуссией, коллективной беседой под началом учителя. В качестве заданий на контроль понимания прочитанного может быть предложены следующие задания:
Пример:
ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ
Alfred Nobel and his legacy
When Alfred Nobel was 34 years old, he invented dynamite and 22 years later, smokeless gunpowder. These are hardly things one would associate with a name that has become synonymous with peace. However, peace is the subject of just one of the six prizes that are awarded each year in the name of the Swedish chemist. The other prizes are for physics, chemistry, medicine, literature and economics. The Nobel Peace Prize is awarded by a Norwegian committee, while the other five prizes are awarded by Swedish committees. The reason behind this has never been clear. One argument suggests that the Norwegians had shown a special interest in mediation, arbitration and the peaceful solution of international disputes, and was therefore the natural choice. The Nobel Peace Prize has existed for 104 years, and within that time about 70 of the individual winners have been men and about 17 of the individual winners have been women. The first woman to win the prize was Nobel’s friend Bertha von Sutter exactly 100 years ago, in 1905, and the most recent was Wangari Maathai in 2004 for her contribution to sustainable development, democracy and peace. The other Nobel prizes can only be awarded to individuals (up to a maximum of three), but the Nobel Peace Prize can be given to institutions and organizations as well as individuals. This year’s prize was awarded jointly to the International Atomic Energy Agency and its Director General, Dr. Mohamed ElBaradei, for their efforts to prevent nuclear energy from being used for military purposes and to ensure that nuclear energy for peaceful purposes is used in the safest possible way. The ceremony will take place, as usual, on December 10th at the City Hall, Oslo, Norway.
Pre – reading activities.
a) happening once a year (annual)
b) a set of reasons that you use for persuading people (argument)
c) a substance that is used for causing explosions (dynamite)
Reading activities
Post – reading activities
The Nobel Peace Prize has existed for 104 years.
The ceremony will take place on December 10th at the City Hall, Oslo, Norway.
When Alfred Nobel was 34 years old, he invented dynamite
When did Alfred Nobel invent dynamite?
What are the subjects of prizes?
Who was the first woman to win the prize? etc.
Кроме упражнений, приведенных выше, на различных этапах можно использовать следующие задания:
Предтекстовый этап