Концепт солдат на основе САЭ среди мужчин 40-50 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить особенности концепта СОЛДАТ в русской мужской концептосфере.
Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
обобщить понимание термина "солдат" в современной лингвистике;
сделать обзор современной лингвистической литературы по вопросу исслед

Содержание

Введение …………………………………………………………………....….3
Глава I. Концепт так базовое понятие когнитивной лингвистики
Толкование понятия концепт в когнитивной лингвистике…………...5
Структура концепта……………………………………………….….10
Ассоциативный эксперимент как метод анализа концепта…….….14
Значение результатов ассоциативного эксперимента……………....17
Выводы по главе I………………………………………………….….….…..19
Глава II. Концепт СОЛДАТ в русской мужской концептосфере
2.1. Репрезентация концепта СОЛДАТ в русской концептосфере…….21
Проведение ассоциативного эксперимента………………………....22
2.3. Ядро концепта СОЛДАТ в русской мужской концептосфере……..23
Выводы по главе II ……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая - копия.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

      Ассоциативный эксперимент (associative experiment) является наиболее

разработанной техникой психолингвистического анализа семантики.

     Процедура ассоциативного эксперимента. Испытуемым предъявляется

список  слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами. Обычно каждому испытуемому даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы. Большинство реакций, приводящихся в ассоциативных словарях, получено

от студентов  университетов и колледжей в возрасте 17-25 лет, для которых язык стимулов является родным.

      Существует  несколько разновидностей ассоциативного эксперимента:

1. Свободный  ассоциативный эксперимент. Испытуемым  не ставится никаких ограничений на реакции.

2. Направленный  ассоциативный эксперимент. Испытуемому пред­лагается давать ассоциации определённого грамматического или семантического класса (например, подобрать прилагательное к существительному).

3. Цепочечный  ассоциативный эксперимент. Испытуемым  предлага­ется реагировать на стимул несколькими ассоциациями — например, дать в течение 20 секунд 10 реакций.

      Существуют  специальные словари ассоциативных  норм, к числу общеизвестных относится словарь Дж. Диза. На русском языке первым словарём такого рода был «Словарь ассоциативных норм русского языка» под ред. А.А. Леонтьева.

      В настоящее время наиболее полным словарём на русском языке является «Русский ассоциативный словарь» (составители: Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова). Он включает в себя следующие части:

      т. 1. Прямой словарь: от стимула к реакции; т. 2. Обратный словарь: от

реакции к стимулу; т. 3-6 представляют собой  также прямые и обратные словари двух других списков слов. В этом словаре 1277 стимулов, что немного меньше количества слов, которые употребляются говорящими в обыденной речи (1500-3000); в качестве ответов зафиксировано 12 600 разных слов, а всего — более миллиона реакций.

        Есть много возможностей интерпретации результатов ассоциативного экспе­римента. Рассмотрим некоторые из них. При анализе ответов ассоциативного эксперимента выделяют, прежде всего, синтагматические (3) и парадигматические (4) ассоциации:

(3)       небо — голубое, машина —  едет, курить — плохо 

(4)       стол — стул, отец — мать

      Синтагматическими ассоциациями называются ассоциации, грам­матический класс которых отличен от грамматического класса слова-стимула. Парадигматические ассоциации представляют собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы. Они подчиняются принципу «минимального контраста», согласно которому чем меньше отличаются слова-стимулы от слов-реакций по составу семантических компонентов, тем более высока вероятность актуализации слова-реакции в ассоциативном процессе. Этот принцип объясняет, почему по характеру ассоциаций можно восстановить семантический состав слова-стимула: множество ассоциаций, выданных на слово, содержит ряд признаков, аналогичных содержащимся в слове-стимуле (5). Носитель языка по реакциям может достаточно легко восстанавливать стимулов

(в случае (5) это каникулы).

(5)        летние 11; лето 10; отдых 6; короткие, скоро,  ура 4;

безделье, в Простоквашино, начались, школа

      Считается, что парадигматические ассоциации отражают языковые отношения, а синтагматические — речевые.

Выделяют  также родо-видовые отношения (6), реакции, имеющие фонетическое сходство со стимулом (7), клишированные (8) и личные (9):

(6)       животное — кошка, стол —  мебель

(7)       дом — том, мышка — книжка

(8)       мастер — золотые руки, гость  — каменный

(9)       мужчина — я должен 
 
 

1.4.Значение результатов ассоциативного эксперимента

        Ассоциативный эксперимент широко известен и активно используется в пси­холингвистике, психологии, социологии, психиатрии.

      Результаты  ассоциативного эксперимента могут быть использованы, прежде всего, в разных областях лингвистики. В частности, в силу того, что он обычно проводится на большом количестве испытуемых, можно построить таблицу частотного распределения слов-реакций на каждое слово-стимул. При этом можно будет вычислить семантическую близость (семантическое расстояние) между разными словами. Мерой семантической близости пары слов признаётся степень совпадения распределения ответов, т.е. сходство данных на них ассоциаций.

      Величина  эта фигурирует в работах разных авторов под разными названиями: «коэффициент пересечения», «коэффициент ассоциации», «мера перекрытия».

      Определение семантического расстояния между словами может помочь решить одну из возможных для лингвистики проблем — синонимии. Так, если надо определить степень сходства между словами, которые имеют схожее значение (10), то можно опросить разных людей и каждый представит себе это сходство по-разному. Так, для кого-то работа будет похожа на дело, а для кого-то на труд. А можно также предложить испытуемым дать реакции на каждое из этих слов (лучше предъявлять их вразбивку — в списке с другими словами), а затем посмотреть, какое количество реакций совпадает. При этом может оказаться, что некоторые пары слов «ближе» друг к другу, чем другие. (В данном случае ближе всех была пара работа — труд, далее следовала пара дело — работа, а потом труд — дело). Тем самым опрос большого количества испытуемых с помощью ассоциативного эксперимента покажет меру семантической близости между этими словами.

(10)     работа, труд, дело

      Иногда  такого рода данные совпадают с результатами дистрибутивно-

статистического анализа текстов, когда исследователи  не обращаются к

эксперименту, а проводят самостоятельный подсчет  словосоче­таний (так

называемой  дистрибуции). Ассоциативный же эксперимент  позволяет выяснить, как устроены фрагменты языкового сознания у носителей языка.

      В своё время Дж. Диз  пытался реконструировать семантический состав слова на основе ассоциативного эксперимента. Матрицы семантических расстояний вторичных ассоциаций на слово-стимул (т.е. ассоциации на ассоциации) он подвергал процедуре факторного анализа. Выделенные факторы получали содержательную интерпретацию и выступали как семантические составляющие значения. А.А. Леонтьев, комментируя результаты Диза, полагал, что они ясно показывают саму возможность выделить на основе формальной обработки данных ассоциативного эксперимента факторы, которые можно интерпретировать содержательно как семантические компоненты слов. И тем самым ассоциативный эксперимент может служить способом получения как лингвистического, так и психологического знания. Именно потому, что в ходе ассоциативного эксперимента испытуемому предлагается реагировать на то или иное слово первым пришедшим в голову словом или словосочетанием. 

Выводы  по Главе I. 

         Таким образом, понятие концепт: это минимальная единица человеческого опыта в его идеальном представлении, вербализующаяся с помощью слова и имеющая полевую структуру;

- концепт имеет подвижные границы и конкретные функции;

- концепт социален, его ассоциативное поле обусловливает его прагматику;

- это основная ячейка культуры.

      Концепт имеет определенную структуру, которая  является необходимым условием существования  концепта и его вхождения в  концептосферу.

      Структура концепта трехкомпонентная. Помимо ценностного  элемента, в ее составе могут быть выделены фактуальный и образный элементы.

      Ядром концепта является чувственный базовый  образ, выступающий как кодирующий образ универсального предметного  кода. Базовый образ окружен конкретно-чувственным  по своему происхождению когнитивным слоем, отражающим чувственно-воспринимаемые свойства, признаки предмета.

     Классифицированные  по своим носителям концепты образуют индивидуальные, микрогрупповые, макрогрупповые, национальные, цивилизационные, общечеловеческие концептосферы. Могут выделяться концепты, функционирующие в том или ином виде дискурса: например, педагогическом, религиозном, политическом, медицинском и др. С точки зрения тематики концепты образуют, например, эмоциональную, образовательную, текстовую и др. концептосферы.

     Вопрос  о необходимости эксперимента для лингвистики впервые поставил в 1938 г. Л.В. Щерба в упоминавшейся уже статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании».

      Ассоциативный эксперимент (associative experiment) является наиболее

разработанной техникой психолингвистического анализа семантики.     Процедура ассоциативного эксперимента. Испытуемым предъявляется

список слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами.

      Существуют  специальные словари ассоциативных норм, к числу общеизвестных относится словарь Дж. Диза. На русском языке первым словарём такого рода был «Словарь ассоциативных норм русского языка» под ред. А.А. Леонтьева.

      Ассоциативный эксперимент широко известен и активно используется в пси­холингвистике. Результаты ассоциативного эксперимента могут быть использованы, прежде всего, в разных областях лингвистики, тем самым ассоциативный эксперимент может служить способом получения как лингвистического, так и психологического знания. Именно потому, что в ходе ассоциативного эксперимента испытуемому предлагается реагировать на то или иное слово первым пришедшим в голову словом или словосочетанием. 
 

Глава II. Концепт солдат в русской мужской концептосфере на основе САЭ среди мужчин 40-50 лет 

2.1. Репрезентация концепта СОЛДАТ в русской концептосфере

      Данное  исследование посвящено изучению концепта «Солдат», обладающего многослойной структурой и занимающего важное место в концептосфере русского народа.

“солдат”  в словаре Ефремовой

Солда́т    м. 1)

а) Рядовой  военнослужащий сухопутных войск.

б) Любой  военнослужащий.

2) перен.  Преданный, стойкий участник какого-л.  общественного движения, член какой-л.  организации и т.п. [Ефремова 2000: 1044].

“солдат”  в словаре Ушакова

солдат

СОЛДА́Т, солдата, род. мн. солдат, ·муж. (от ·итал. soldo - жалованье).

1. Рядовой  военнослужащий, ·первонач. вольнонаемный  (·дорев., ·загр. ). Служить в солдатах. Взять, забрить в солдаты.

| перен.  Воин, защитник (·ритор. ). Верный солдат  революции.

2. Крупный  муравей с большой головой и сильными челюстями, в муравьином сообществе несущий функции нападения и защиты от врагов (зоол.).[Ушаков 2001: 876].

 “солдат” в словаре Ожегова

солдат

СОЛДА́Т, -а, род. п. мн. ч. ~, м.

1. Военнослужащий, принадлежащий к некомандному  и к неначальствующему составу (в России рядовой, ефрейтор). С. спит, а служба идёт (шутл. посл. о том, что дело делается само собой).

2. перен.  Военный человек, воин. Наш генерал  старый с.[Ожегов 1986: 549]



“солдат”  в словаре русских синонимов

боец, рядовой; саламон, москаль, шпрот, нижний чин, ефрейтор, старослужащий, фузилер, приман, жолнер, конскрипт, солдапер, цирик, служивый, черпак, легионер, егерь, ветеран, военнослужащий, джи-ай, звание, ратник, солдяга, воин, вольтижер, шнурок, кирзуха, берсальер, аскер, зуав, жалонер, сипай, окопник, солдатик, кирза, томми, ландскнехт, шуруп. Ant. Командир [Александрова 1986: 235]. 

2.2. Проведение ассоциативного эксперемента

      Для уточнения базового слоя концепта был  проведён свободный ассоциативный эксперимент, в котором участвовали 50 человек ( мужчин в возрасте от 40 до 50 лет говорящих на русском и татарском языках). Его суть заключается в предъявлении информантам слов-стимулов, на которые они должны реагировать любой словесной реакцией, приходящей им в голову [Попова 2001: 115-117].

Информация о работе Концепт солдат на основе САЭ среди мужчин 40-50 лет