Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности концепта СОЛДАТ в русской мужской концептосфере.
Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
обобщить понимание термина "солдат" в современной лингвистике;
сделать обзор современной лингвистической литературы по вопросу исслед
Введение …………………………………………………………………....….3
Глава I. Концепт так базовое понятие когнитивной лингвистики
Толкование понятия концепт в когнитивной лингвистике…………...5
Структура концепта……………………………………………….….10
Ассоциативный эксперимент как метод анализа концепта…….….14
Значение результатов ассоциативного эксперимента……………....17
Выводы по главе I………………………………………………….….….…..19
Глава II. Концепт СОЛДАТ в русской мужской концептосфере
2.1. Репрезентация концепта СОЛДАТ в русской концептосфере…….21
Проведение ассоциативного эксперимента………………………....22
2.3. Ядро концепта СОЛДАТ в русской мужской концептосфере……..23
Выводы по главе II ……………………
В ходе ассоциативного эксперимента соблюдались следующие требования:
Осуществление свободного
Наиболее
частотными ассоциациями являются: защитник
отечества (28), армия (10), ВОВ (10), автомат
(9), день победы (9), победа (8), день защитников
отечества (7), Ветеран (7),молодой человек
(6) , сильный мужчина (5), военная форма (4),
мужественный (3) , военное кино (2), суворовское
училище (1), смерть (1), рядовой (1).
2.2
Ядро концепта СОЛДАТ
В русской мужской концептосфере.
Для структуризации базового строя концепта СОЛДАТ реакции информантов были классифицированы на вербализующие ощущения, восприятие, представления и понятие.
Рассмотрим базовый слой концепта в русской мужской концептосфере
Ощущение (0) | |
Восприятие (3) | Мужественный (3) |
Представления (50) | ВОВ(10)
День победы(9) Автомат (9) ветеран(8) Победа(8) Военная форма (4) Военное кино (1) Смерть (1) |
Понятия (40) | Защитник отечества
(28)
Молодой человек (6) Сильный мужчина (5) Рядовой(1) |
Данные Таблицы показывают, что в русской концептосфере концепта СОЛДАТ наиболее частотными являются следующие реакции: защитник отечества (28), армия (10), ВОВ (10) , автомат (9)
Проведённый эксперимент позволил сделать следующие выводы:
3. понятийная составляющая концепта номинирована единицами:
Защитник отечества (28), молодой человек (6), сильный мужчина (5).
Таким
образом, представляется возможность
сделать вывод, что концепт СОЛДАТ в русской
мужской концептосфере является приемущественно
образным Модель концепта номинирована
языковыми единицами в основном соотносимыми
с уровнем представления.
Выводы по Главе II
Данное исследование посвящено изучению концепта «Солдат», обладающего многослойной структурой и занимающего важное место в концептосфере русского народа.
Для уточнения базового слоя концепта был проведён свободный ассоциативный эксперимент, в котором участвовали 50 человек ( мужчин в возрасте от 40 до 50 лет говорящих на русском и татарском языках). Его суть заключается в предъявлении информантам слов-стимулов, на которые они должны реагировать любой словесной реакцией, приходящей им в голову.
Наиболее частотными ассоциациями являются: защитник отечества (28), армия (10), ВОВ (10), автомат (9), день победы (9), победа (8), день защитников отечества (7), Ветеран (7),молодой человек (6) , сильный мужчина (5), военная форма (4), мужественный (3) , военное кино (2), суворовское училище (1), смерть (1), рядовой (1).
Для структуризации базового строя концепта СОЛДАТ реакции информантов были классифицированы на вербализующие ощущения, восприятие, представления и понятие. Проведённый эксперимент позволил сделать следующие выводы:
Защитник отечества (18), сильный мужчина (7), молодой человек (7).
Таким
образом, представляется возможность
сделать вывод, что концепт СОЛДАТ
в русской мужской концептосфере является
приемущественно образным Модель концепта
номинирована языковыми единицами в основном
соотносимыми с уровнем представления.
Заключение
Таким образом, понятие концепт: это минимальная единица человеческого опыта в его идеальном представлении, вербализующаяся с помощью слова и имеющая полевую структуру;
- концепт имеет подвижные границы и конкретные функции;
- концепт социален, его ассоциативное поле обусловливает его прагматику;
- это основная ячейка культуры.
Концепт имеет определенную структуру, которая является необходимым условием существования концепта и его вхождения в концептосферу.
Структура концепта трехкомпонентная. Помимо ценностного элемента, в ее составе могут быть выделены фактуальный и образный элементы.
Ядром концепта является чувственный базовый образ, выступающий как кодирующий образ универсального предметного кода. Базовый образ окружен конкретно-чувственным по своему происхождению когнитивным слоем, отражающим чувственно-воспринимаемые свойства, признаки предмета.
Классифицированные по своим носителям концепты образуют индивидуальные, микрогрупповые, макрогрупповые, национальные, цивилизационные, общечеловеческие концептосферы. Могут выделяться концепты, функционирующие в том или ином виде дискурса: например, педагогическом, религиозном, политическом, медицинском и др. С точки зрения тематики концепты образуют, например, эмоциональную, образовательную, текстовую и др. концептосферы.
Вопрос о необходимости эксперимента для лингвистики впервые поставил в 1938 г. Л.В. Щерба в упоминавшейся уже статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании».
Ассоциативный эксперимент (
разработанной техникой психолингвистического анализа семантики. Процедура ассоциативного эксперимента. Испытуемым предъявляется
список слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами.
Существуют
специальные словари
Ассоциативный эксперимент широко известен и активно используется в психолингвистике. Результаты ассоциативного эксперимента могут быть использованы, прежде всего, в разных областях лингвистики, тем самым ассоциативный эксперимент может служить способом получения как лингвистического, так и психологического знания. Именно потому, что в ходе ассоциативного эксперимента испытуемому предлагается реагировать на то или иное слово первым пришедшим в голову словом или словосочетанием.
Данное исследование посвящено изучению концепта «Солдат», обладающего многослойной структурой и занимающего важное место в концептосфере русского народа.
Для уточнения базового слоя концепта был проведён свободный ассоциативный эксперимент, в котором участвовали 30 человек ( мужчин в возрасте от 40 до 50 лет говорящих на русском и татарском языках). Его суть заключается в предъявлении информантам слов-стимулов, на которые они должны реагировать любой словесной реакцией, приходящей им в голову.
Наиболее
частотными ассоциациями являются: защитник
отечества (28), армия (10), ВОВ (10), автомат
(9), день победы (9), победа (8), день защитников
отечества (7), Ветеран (7),молодой человек
(6) , сильный мужчина (5), военная форма (4),
мужественный (3) , военное кино (2), суворовское
училище (1), смерть (1), рядовой (1).
Для структуризации базового строя концепта СОЛДАТ реакции информантов были классифицированы на вербализующие ощущения, восприятие, представления и понятие. Проведённый эксперимент позволил сделать следующие выводы:
1. восприятие концепта СОЛДАТ в русской концептосфере вербализовано исключительно мелиоративными мужественный языковыми единицами;
2. образная составляющая концепта номинирована единицами ветеран (7), ВОВ(7), Армия(7), День победы (7) , Суворовское училище
3.понятийная составляющая концепта номинирована единицами:
Защитник отечества (18), сильный мужчина (7), молодой человек (7).
Таким
образом, представляется возможность
сделать вывод, что концепт СОЛДАТ в русской
мужской концептосфере является приемущественно
образным Модель концепта номинирована
языковыми единицами в основном соотносимыми
с уровнем представления.
Литература
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1986
2. Даль В. И. Пословицы русского народа. – М., 1996.
3 . Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. И. Даль. – М.,1996.
5.. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.: Олма Пресс, Просвещение, 1991.
6.. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования. // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч.тр. / под ред. И.А. Стернина – Воронеж, 2001.
7. Караулов Ю. Н., Черкасова Г. А., Уфимцева Н. В., Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. 1. – М., 2002.
8. Кирилина А. В. Гендерные компоненты этнических представлений (по результатам пилотажного исследования) // Гендерный фактор в языке и коммуникации. – Иваново, 1999.
9. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г.
Краткий словарь когнитивных терминов. – М.: 1997.
10. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер.лит. и яз. 1993 №1 с.3-9; Лихачёв 1997.
11. Маслова, В. А. Лингвокультурология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2001.
12. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика. – М., 2001.
13. Нерознак, В. П. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма [Текст] / В. П. Нерознак // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сб. научных трудов. – Омск : Изд-во ОмГУ, 1998.
14. Никитин, М. В. Концепт и метафора [Текст] / М.В.Никитин // Studia linguistica-10: сб.статей. Проблемы теории европейских языков. − СПб.: Трипон, 2001.
15. Ожегов, С. И. Словарь русского языка/Под ред. Н. Ю. Шведовой [Текст]. – М.: Рус. яз., 1986.
Информация о работе Концепт солдат на основе САЭ среди мужчин 40-50 лет