Концепт солдат на основе САЭ среди мужчин 40-50 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить особенности концепта СОЛДАТ в русской мужской концептосфере.
Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
обобщить понимание термина "солдат" в современной лингвистике;
сделать обзор современной лингвистической литературы по вопросу исслед

Содержание

Введение …………………………………………………………………....….3
Глава I. Концепт так базовое понятие когнитивной лингвистики
Толкование понятия концепт в когнитивной лингвистике…………...5
Структура концепта……………………………………………….….10
Ассоциативный эксперимент как метод анализа концепта…….….14
Значение результатов ассоциативного эксперимента……………....17
Выводы по главе I………………………………………………….….….…..19
Глава II. Концепт СОЛДАТ в русской мужской концептосфере
2.1. Репрезентация концепта СОЛДАТ в русской концептосфере…….21
Проведение ассоциативного эксперимента………………………....22
2.3. Ядро концепта СОЛДАТ в русской мужской концептосфере……..23
Выводы по главе II ……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая - копия.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

     В ходе ассоциативного эксперимента соблюдались  следующие требования:

  1. незаинтересованность информаторов в результатах эксперимента;
  2. анонимность участников;
  3. неограниченность в количестве ассоциаций;
  4. ограниченность длительности латентного периода (30 секунд).

       Осуществление свободного ассоциативного  эксперимента последовательно в  3 этапа:

    • на первом этапе испытуемым предложен стимул (Солдат), на который они должны реагировать первыми словами, приходящими на ум, при этом их выбор не ограничен классифицирующими признаками. Следует отметить, что информанты, как правило, номинировали рассматриваемый феномен более чем одной единицей.
    • на втором этапе в ассоциативно-смысловом поле стимула синтезирован базовый слой, включающий ощущения, восприятие, представления, понятие.
    • на третьем этапе выявлены наиболее частотные реакции на всех уровнях базового слоя. В результате проведения нашего опроса мы получили следующие результаты.

Наиболее частотными ассоциациями являются: защитник отечества (28), армия (10), ВОВ (10), автомат (9), день победы (9), победа (8), день защитников отечества (7), Ветеран (7),молодой человек (6) , сильный мужчина (5), военная форма (4), мужественный  (3) , военное кино (2), суворовское училище (1), смерть (1), рядовой (1).  
 

2.2 Ядро концепта СОЛДАТ В русской мужской концептосфере. 

     Для структуризации базового строя концепта СОЛДАТ реакции информантов были классифицированы на вербализующие ощущения, восприятие, представления и понятие.

Рассмотрим  базовый слой концепта  в русской  мужской  концептосфере

Ощущение (0)  
Восприятие (3) Мужественный  (3)
Представления (50) ВОВ(10)

День  победы(9)

Автомат (9)

ветеран(8)

Победа(8)

Военная форма (4)

Военное кино (1)

Смерть (1)

Понятия (40) Защитник отечества (28)

Молодой человек (6)

Сильный мужчина (5)

Рядовой(1)

 

        Данные Таблицы показывают, что в русской концептосфере концепта СОЛДАТ наиболее частотными являются следующие реакции: защитник отечества (28), армия (10), ВОВ (10) , автомат (9)

     Проведённый эксперимент позволил сделать следующие выводы:

    1. восприятие концепта СОЛДАТ в русской концептосфере вербализовано исключительно мелиоративными мужественный (3) языковыми единицами;
    2. образная составляющая концепта номинирована единицами                                                     ВОВ (10) ,день победы (9), автомат (9), ветеран (8),  победа(8), военная форма (4).

              3. понятийная составляющая  концепта номинирована единицами:

    Защитник  отечества (28), молодой человек (6), сильный мужчина (5).

      Таким образом, представляется возможность сделать вывод, что концепт СОЛДАТ в русской мужской концептосфере является приемущественно образным Модель концепта номинирована языковыми единицами в основном соотносимыми с уровнем представления. 

Выводы  по Главе II

      Данное  исследование посвящено изучению концепта «Солдат», обладающего многослойной структурой и занимающего важное место в концептосфере русского народа.

      Для уточнения базового слоя концепта был  проведён свободный ассоциативный эксперимент, в котором участвовали 50 человек ( мужчин в возрасте от 40 до 50 лет говорящих на русском и татарском языках). Его суть заключается в предъявлении информантам слов-стимулов, на которые они должны реагировать любой словесной реакцией, приходящей им в голову.

      Наиболее  частотными ассоциациями являются: защитник отечества (28), армия (10), ВОВ (10), автомат (9), день победы (9), победа (8), день защитников отечества (7), Ветеран (7),молодой человек (6) , сильный мужчина (5), военная форма (4), мужественный  (3) , военное кино (2), суворовское училище (1), смерть (1), рядовой (1).

     Для структуризации базового строя концепта СОЛДАТ реакции информантов были классифицированы на вербализующие ощущения, восприятие, представления и понятие. Проведённый эксперимент позволил сделать следующие выводы:

    1. восприятие концепта СОЛДАТ в русской концептосфере вербализовано исключительно мелиоративными мужественный языковыми единицами;
    2. образная составляющая концепта номинирована единицами  ветеран (7), ВОВ(7), Армия(7), День победы (7) , Суворовское училище
    3. понятийная составляющая  концепта номинирована единицами:

       Защитник  отечества (18), сильный мужчина (7), молодой  человек (7).

Таким образом, представляется возможность  сделать вывод, что концепт СОЛДАТ в русской мужской концептосфере является приемущественно образным Модель концепта номинирована языковыми единицами в основном соотносимыми с уровнем представления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

         Таким образом, понятие концепт: это минимальная единица человеческого опыта в его идеальном представлении, вербализующаяся с помощью слова и имеющая полевую структуру;

- концепт имеет подвижные границы и конкретные функции;

- концепт социален, его ассоциативное поле обусловливает его прагматику;

- это основная ячейка культуры.

      Концепт имеет определенную структуру, которая является необходимым условием существования концепта и его вхождения в концептосферу.

   Структура концепта трехкомпонентная. Помимо ценностного элемента, в ее составе могут быть выделены фактуальный и образный элементы.

      Ядром концепта является чувственный базовый образ, выступающий как кодирующий образ универсального предметного кода. Базовый образ окружен конкретно-чувственным по своему происхождению когнитивным слоем, отражающим чувственно-воспринимаемые свойства, признаки предмета.

     Классифицированные по своим носителям концепты образуют индивидуальные, микрогрупповые, макрогрупповые, национальные, цивилизационные, общечеловеческие концептосферы. Могут выделяться концепты, функционирующие в том или ином виде дискурса: например, педагогическом, религиозном, политическом, медицинском и др. С точки зрения тематики концепты образуют, например, эмоциональную, образовательную, текстовую и др. концептосферы.

     Вопрос  о необходимости эксперимента для  лингвистики впервые поставил в 1938 г. Л.В. Щерба в упоминавшейся уже статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании».

      Ассоциативный эксперимент (associative experiment) является наиболее

разработанной техникой психолингвистического анализа семантики.     Процедура ассоциативного эксперимента. Испытуемым предъявляется

список слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами.

      Существуют  специальные словари ассоциативных  норм, к числу общеизвестных относится словарь Дж. Диза. На русском языке первым словарём такого рода был «Словарь ассоциативных норм русского языка» под ред. А.А. Леонтьева.

      Ассоциативный эксперимент широко известен и активно используется в пси­холингвистике. Результаты ассоциативного эксперимента могут быть использованы, прежде всего, в разных областях лингвистики, тем самым ассоциативный эксперимент может служить способом получения как лингвистического, так и психологического знания. Именно потому, что в ходе ассоциативного эксперимента испытуемому предлагается реагировать на то или иное слово первым пришедшим в голову словом или словосочетанием.

      Данное  исследование посвящено изучению концепта «Солдат», обладающего многослойной структурой и занимающего важное место в концептосфере русского народа.

      Для уточнения базового слоя концепта был проведён свободный ассоциативный эксперимент, в котором участвовали 30 человек ( мужчин в возрасте от 40 до 50 лет говорящих на русском и татарском языках). Его суть заключается в предъявлении информантам слов-стимулов, на которые они должны реагировать любой словесной реакцией, приходящей им в голову.

      Наиболее  частотными ассоциациями являются: защитник отечества (28), армия (10), ВОВ (10), автомат (9), день победы (9), победа (8), день защитников отечества (7), Ветеран (7),молодой человек (6) , сильный мужчина (5), военная форма (4), мужественный  (3) , военное кино (2), суворовское училище (1), смерть (1), рядовой (1).  

     Для структуризации базового строя концепта СОЛДАТ реакции информантов были классифицированы на вербализующие ощущения, восприятие, представления и понятие. Проведённый эксперимент позволил сделать следующие выводы:

    1. восприятие концепта СОЛДАТ в русской концептосфере вербализовано исключительно мелиоративными мужественный языковыми единицами;

    2. образная составляющая концепта номинирована единицами  ветеран (7), ВОВ(7), Армия(7), День победы (7) , Суворовское училище

    3.понятийная  составляющая  концепта номинирована  единицами: 

    Защитник  отечества (18), сильный мужчина (7), молодой  человек (7).

      Таким образом, представляется возможность сделать вывод, что концепт СОЛДАТ в русской мужской концептосфере является приемущественно образным Модель концепта номинирована языковыми единицами в основном соотносимыми с уровнем представления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

     1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1986

   2. Даль В. И. Пословицы русского народа. – М., 1996.

      3 . Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. И. Даль. – М.,1996.

      4.  Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. – М., 2000.

      5.. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.: Олма Пресс, Просвещение, 1991.

    6.. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования. // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч.тр. / под ред. И.А. Стернина – Воронеж, 2001.

    7. Караулов Ю. Н., Черкасова Г. А., Уфимцева Н. В., Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. 1. – М., 2002.

  8. Кирилина А. В. Гендерные компоненты этнических представлений (по результатам пилотажного исследования) // Гендерный фактор в языке и коммуникации. – Иваново, 1999.

    9. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г.

Краткий словарь когнитивных терминов. –  М.: 1997.

  10. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер.лит. и яз. 1993 №1 с.3-9; Лихачёв 1997.

11. Маслова, В. А. Лингвокультурология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2001.

12. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика. – М., 2001.

13. Нерознак, В. П. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма [Текст] / В. П. Нерознак // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сб. научных трудов. – Омск : Изд-во ОмГУ, 1998.

14. Никитин, М. В. Концепт и метафора [Текст] / М.В.Никитин // Studia linguistica-10: сб.статей. Проблемы теории европейских языков. − СПб.: Трипон, 2001.

15. Ожегов, С. И. Словарь русского языка/Под ред. Н. Ю. Шведовой [Текст]. – М.: Рус. яз., 1986.

Информация о работе Концепт солдат на основе САЭ среди мужчин 40-50 лет