Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:34, курсовая работа
Цель исследования - обозначить лакуны в сравниваемых языках посредством сопоставительного анализа на примере тематической группы «Образование и воспитание».
Для достижения цели выявлен следующий круг задач исследования:
1) определить связь языка и культуры в русском и английском языках;
2) провести сопоставительное исследование лакун и безэквивалентных единиц на примере тематической группы «Образование и воспитание» в различных словарях русского и английского языков;
3) определить понятие «лакуна» и «безэквивалентная единица»;
4) дать характеристику картины мира русского и английского языков;
5) сравнить примеры лакун и безэквивалентных единиц тематической группы «Образование и воспитание».
Введение.................................................................................4
Взаимосвязь языка и культуры......................................................6
Лингвокультурология как наука изучающая связь языка и культуры.......................................................................7
Связь языка и мышления..................................................7
Когнитивная лингвистика как наука о языке и сознании..............9
Предмет когнитивной лингвистики......................................9
Этапы становления когнитивной лингвистики........................10
Основные категории когнитивной лингвистики.......................11
Концепт..............................................................11
Концептосфера или картина мира...............................12
Лакуны и безэквивалентные единицы как способ выражения национально-культурного своеобразия…………….............................................13
Понятие «лакуны»………………………………………………………….13
Типы лакун.............................................................................................14
Понятие «безэквивалентной единицы»........................................................14
2.2.1. Типы безэквивалентных единиц.........................................................15
Сравнительный анализ лакун и безэквивалентных единиц на примере группы «Образование и вопспитание» в русском и английском языках....................................................................................................................16
Лакуны и безэквивалентные единицы группы «Образование и вопспитание в русском языке.................................................................16
Лакуны и безэквивалентные единицы группы «Образование и вопспитание» в английском языке...............................................................29
Сравнительный анализ лакун и безэквивалентных единиц группы «Образование и вопспитание» в русском и английском языках..............................................................................................................30
Заключение.................................................................................................................32
Список использованных источников.......................................................................34
Воспитатели:
Семья:
Дети:
3.2. Лакуны и безэквивалентные единицы группы «Образование и вопспитание» в английском языке.
В результате исследования
Образование:
Воспитание:
Проведенное нами исследование показывает, что число лакун и безэквиваленттых единиц тематической группы «Воспитание и образование» в русском и английском языках значительно разнятся. В русском языке выявлено гораздо больше лакун, относящихся к группе «Образование», поскольку лакуны – это прежде всего отсутствующие понятия в языке перевода. Так, если мы говорим об образовании в России и в Англии, то мы видим, что в русской концептосфере отсутствуют многие понятия, связанные с названием учебных заведений, питанием учащихся. Что касается тематики «форма учащихся» можно заключить, что для русского языка - gown - мантия (студентов и преподавательского состава университетов и колледжей) и mortarboard - академическая шапка (студентов и преподавателей университета) являются лакунами, так как в российских образовательных учреждениях это не распространено и не является хоть несколько отличительной и привелегированной чертой.
Обращаясь к лакунам «платы» заметим, что в большинстве своем российское образование предоставляет бесплатные услуги по использованию спортивных залов и лабараторий:
Athletic fee - спортивный взнос (плата, вносимая студентом за пользование спортзалом и другими спортивными сооружениями университета.)
Laboratory fee - плата за пользование лабораторией.
Интерес представляют лакуны типов школ:
Public school - привилегированная частная средняя школа (закрытая, чаще школа-интернат для мальчиков; в таких школах, в основном, обучаются дети из состоятельных семей, поскольку плата за обучение в них высокая; принимаются дети в возрасте 13 лет; школа готовит к поступлению в университет.)
Nonsectarian school - школа, принимающая учащихся независимо от религиозной принадлежности.
Maintained school – субсидируемая школа (содержится на средства местных органов народного образования.)
Российское образование
Заключение.
Таким образом, в результате нашего исследования мы добились поставленной цели - обозначить лакуны в сравниваемых языках посредством сопоставительного анализа на примере тематической группы «Образование и воспитание». Мы определили связь языка и культуры – язык не существует вне культуры как «социально унаследованной совокупности практических навыков и идей, характеризующих наш образ жизни». Как один из видов человеческой деятельности, язык оказывается составной частью культуры, определяемой как совокупность результатов человеческой деятельности в разных сферах жизни человека: производственной, общественной, духовной.
Мы выяснили, что при сопоставлении лексики нескольких языков можно обнаружить пробелы, белые пятна в семантике одного из языков, которые называются лексическими лакунами и появляются в результате отсутствия эквивалента в виде слова слову другого языка. Безэквивалентная единица – единица, имеющаяся в одном языке и отсутствующая в другом. Если в одном языке есть лакуна, то в сопостовляемом языке – безэквивалентная единица и наоборот. Способы и формы отражения народа, так же как и формирование понятий, обусловлены, в свою очередь, спецификой социокультурных и природных особенностей жизни данного речевого коллектива. Выявить лакуны можно только с помощью сравнения, с помощью контрастивного исследования. А компенсировать все лакуны можно с помощью свободных и временнымх словосочетаний.
В результате сопоставительного исследования
количество выявленных русско-английских
лакун в тематической группе «Воспитание
и образование» составляет 86 шт. Так же,
мы обозначили 16 англо-русских лакун в
данной тематической группе. В целом, российская
действительность предлагает общеобразовательную
бесплатную школу, находящуюся на государственном
содержании. А частные школы повсеместно
платные и, естесственно, выставляют высокие
цены за свои услуги. Существуют и военные
училища (Кадетское, Суворовское), но все
это, конечно, лишь подтверждает, что в
русском языке будут присутствовать лакуны,
раскрывающие более общирную картину
возможных жизненных реалий и дающие полную
картину настоящих английских реалий.
Каждая культура по-своему уникальна.
Отсюда и разительное несоответствие
некоторых реалий.
Список использованных источников: