Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:02, курсовая работа
Личностно- ориентированный подход постепенно входит в практику обучения иностранным языкам. Он привлекает учителя возможностью творческого подхода к обучению, использования интерактивных, проблемных и проектных заданий.
Введение …………………………………………………………… 3 Глава I . Теоретические основы личностно-деятельностного подхода
при обучении иноязычным компетенциям учащихся среднего
звена общеобразовательной средней школы …………………... 6
1.1 Основные понятия исследуемой темы ………………………….. 6
1.2 Личностно – деятельностный подход как основа методики
обучения иностранным языкам …….……………………………. 9
Глава II.Развитие творческого потенциала учащихся на уроках
иностранного языка на основе личностно- деятельностного
подхода с использованием нестандартных форм
обучения……………………………………………………………. 20
2.1 Апробация проблемных установок на уроке иностранного
языка в 7 классе в рамках личностно - деятельностной
концепции ...……………………………………………………….. 20
2.2 Использование технологий личностного- деятельностного
подхода и его реализация на уроке иностранного языка
при обучении навыкам говорения ………………………………. 25
Заключение ……………………………………………………….. 34
Литература ……………………………………………………….. 36
Приложение ……………………………………………………….. 38
В данной системе обучения
осуществляется в ходе решения проблемных
задач непроизвольное запоминание
лексических средств и
Появляются возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. [6]. Проектирование способствует созданию прочной языковой базы, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных умений, расширению кругозора учащихся. [2].
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы. Можно выделить несколько типов проектов: творческие, исследовательские, которые требуют хорошо продуманную структуру проекта; ролево-игровые, где структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта.
Тип информационных проектов изначально направлен на сбор информации, о каком либо объекте, явлении. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешенными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проектов имеет тот или иной тип координации, сроки исполнения, этапность, количество участников.
Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничивается рамками аудитории, а при проектной работе она выходит за ее пределы.
Метод проектов при наличии определенных условий может быть использован на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:
Проектная методика характеризуется коммуникативной направленностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, их личной ответственностью за продвижение в обучении. Важно, что учащиеся с удовольствием постигают знания, поскольку это происходит в результате творческой работы. Метод проектов помогает создать творческую атмосферу, непринужденную обстановку и условия для развития личности. Комплексный характер деятельности в проектном обучении создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций учащихся. Как отмечают преподаватели, студенты учатся продуктивно и свободно, без принуждения, испытывая радость. Кроме того, работа над проектом на уроках иностранного языка сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых и помогает развить умение работать с большими объемами информации, приобретаются навыки исследовательской работы .
Нельзя утверждать, что проектная методика поможет в решении всех проблем в обучении иностранному языку, но это, по мнению ученых, эффективное средство от однообразия, скуки, она способствует расширению языковых знаний, развитию учащегося, осознанию себя как члена группы.
Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает использование учебного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности учащихся, и поэтому преподавателю необходимо найти способ «ввести» реальный иностранный язык в аудиторию, включить учащегося в реальную языковую коммуникацию, в информационный обмен, не выходя из учебной аудитории, смоделировать реальный процесс вхождения в культуру. Именно метод проектов, обеспечивающий личностно-ориентированное воспитание, дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве .[12].
Применение технологии личностно-ориентированного обучения в школе.
Урок должен носить обучающий, развивающий и воспитывающий характер, обогащать ученика новыми знаниями, умениями и навыками, развивать познавательный интерес, наблюдательность, речь и мышление, творческую активность.
В данной работе в качестве
ведущей концепции личностно-
Перейдя же непосредственно к вопросу о личностном образовании, будем опираться на дидактические принципы данной проблемы.
Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов:
Личностный подход, лежащий в основе построения содержания образования, понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитательного результата. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств. При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность.
Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему учителю, безоговорочнее подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны.
В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться педагогу, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом образовании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, учитель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Некоторые учителя ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения и неуспевающим по учебным дисциплинам. Бесспорно, эти ученики нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.
Понять глубинные характеристик
Можно согласиться со словами Павленко И.Н что личностно-ориентированное обучение в большей мере, чем традиционное, соответствует возможностям и способностям ребёнка.
Личностно-ориентированный урок - это не просто создание благожелательной атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту ученика как опыту его собственной жизнедеятельности. Работа с субъективным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений.
Важным является ещё один фактор - оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей.[16].
Личностно-ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного урока. Сравним традиционный и личностно-ориентированный урок разработанный С.В Зайцевым . (Таблица 1)
Таблица 1. Сравнительная характеристика деятельности педагога при проведении традиционного и личностно-ориентированного урока.
Традиционный урок |
Личностно-ориентированный урок |
Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков. |
Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта. |
Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. |
Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий. |
Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель. |
Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала. |
Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми. |
Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком. |
Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле. |
Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность. |
Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки. |
Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. |
Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением. |
Учит детей самостоятельно вырабатывать
правила поведения и |
Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных. |
Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения. |
Сравнив эти уроки, мы можем увидеть, что они ставят перед собой совершенно разные цели. Традиционный урок – это шаблон урока в школе. Этот урок стандартный, и соответствует требованиям учебного плана. В то, время как личностно-ориентированный урок основан на индивидуальном подходе, где учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что и позволяет содействовать развитию личности ученика.
Вывод:
Личностно-ориентированный подход предъявляет высокие требования к отбору содержания обучения, к его методической организации.
Одной из таких технологий является метод проектов. Этот метод активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его типологические и индивидуальные особенности, черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, коммуникабельность. Тем самым личностно-ориентированный подход выступает в качестве действенной стратегии обновления обучения, затрагивающей все аспекты её функционирования.
Заключение
В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Личностно- деятельностный подход позволяет изучить личность целостно, изучить качественный и количественный анализ деятельности человека и ее внутренней регуляции.
Построение учебного процесса должно осуществляться не с позиции логики и системности предмета усвоения, а с точки зрения логики развития личности ребенка, его субъективного внутреннего состояния, его индивидуальной программы усвоения изучаемого языка. При этом для успешного усвоения иностранного языка важны не дисциплина и прилежание, а проявление учеником собственной активности, радость и удовольствие от всего того, чем необходимо заниматься на уроках.
Школьники различаются стилем учения, особенностью характера, интересами, общим развитием, степенью уверенностью в своих возможностях, способностью к самодисциплине, а так же культурным особенностями родного языка. Любой школьный класс состоит из личностей, значительно более различающихся, чем похожих друг на друга.
Индивидуальный подход педагога к каждому ученику призван решить затруднения личностно-психологического характера, а иногда и необходимостью исправлять недоработки и ошибки, которые имели место в ходе обучения.