Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 05:56, курсовая работа
Данная работа посвящена изучению форума как вида интернет-коммуникации. В последнее время форумы потеснили домашние страницы и порталы, собирая вокруг себя все больше активных пользователей, привлекаемых многими возможностями сайтов. Объект исследования: немецкоязычный форум как средство интернет-общения.
Предмет: разноуровневые языковые средства форума.
Цель: исследование стилистических и лингвистических особенностей немецкого языка на примере веб-форума Das unabhängige deutsche TV-Forum (TVForum.de).
смайлик |
его трактовка |
*<:-) |
Дeд Mopoз |
:-#) |
с густыми усами |
:-$ |
С зашитым ртом (молчу) |
:-& |
Прикусил язык (молчу) |
-:-( |
Хмурый панк |
:-)~ |
Слюнки потекли |
Выводы по главе 1
Интернет является мощным
средством межкультурной
1) виртуальность, т.е. общение с неизвестными собеседниками;
2) дистантность, т.е. собеседники разделены пространством и временем, а также имеют возможность общаться в режиме реального времени;
3) опосредованность, так как общение осуществляется с помощью технического средства;
4) высокая степень проницаемости, так участником такого общения может стать любой человек;
5) передача эмоций с помощью смайликов.
Доступ в сеть Интернет, интернет-общение, вносит изменения в характере употребления языковых средств. В электронной переписке используется эпистолярный жанр, видоизмененный почти до неузнаваемости. Общение стало торопливым и предельно упрощенным. Об этом свидетельствует близкий к телеграфному синтаксис, отказ от заглавных букв, знаков препинания, использование большого количества аббревиатур, интернет-мем (остроумных сокращений). Исследование интернета как способа межкультурной коммуникации, интернет-дискурса и видов интернет-общения, безусловно является новыми предметами исследования и заслуживают особого внимания. Сейчас многие лингвисты уже обратили свое внимание на данную тему, но тем не менее этот вопрос актуален и всё еще мало изучен.
ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОГО ФОРУМА
2.1 Форум как вид Интернет-общения
Интернет-дискурс, виды интернет-общения, в том числе и форума, безусловно, заслуживает и требует особого внимания. Хотя эта тема является во всех отношениях новой, однако уже сейчас она занимает существенное место в исследованиях таких лингвистов, как Е. Н. Галичкина, Д. В. Галкин, Л. Ю. Иванов, Н. А. Князев.
Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня - это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.
Форум как один из видов интернет общения представляет собой организацию обмена информацией и общения между большим количеством собеседников, которым небезынтересна тема, которая и является причиной концентрации этих людей в одном месте для вынесения её на всеобщее обсуждение. Их главное отличие состоит в том, что при организации Интернет форумов не существует строгих ограничений на контингент участников – ими могут стать любые пользователи, зарегистрированные на том или ином форуме, не существует также и временных рамок обсуждения темы – процесс продолжается до тех пор, пока тема интересна для собеседников [Крол Эд, 2002]. Распространённая иерархия веб-форума: Разделы → темы → сообщения.
Обычно сообщения содержат информацию «автор — тема — содержание — дата/время». Сообщение и все ответы на него образует «ветку» или «тему» (также употребляются кальки «топик», «топ» от англ. topic; «тред», «трэд» от англ. thread).
На форумах может применяться чрезвычайно гибкое разграничение доступа к сообщениям. Так, на одних форумах чтение и создание новых сообщений доступны любым случайным посетителям (гостям), на других необходима предварительная регистрация (наиболее распространённый вариант) — те и другие форумы называют открытыми. Применяется и смешанный вариант — когда отдельные темы могут быть доступны на запись всем посетителям, а другие — только зарегистрированным участникам. Кроме открытых, существуют закрытые форумы, доступ к которым определяется персонально для каждого участника администраторами форума. На практике также нередко встречается вариант, когда некоторые разделы форума общедоступны, а остальная часть доступна только узкому кругу участников.
При регистрации участники форума могут создавать профили — страницы со сведениями о данном участнике. Под персональным профилем понимается самопрезентация, гипертекстовая «маска» зарегистрированного пользователя форума, зафиксированная в соответствующем разделе сайта. Можно разделить содержащуюся в нем информацию на внутреннюю, доступную только самому пользователю и администрации сайта, и внешнюю, адресованную другим пользователям. В большинстве случаев данные персонального профиля могут быть отредактированы пользователем. В лингвистическом смысле персональный профиль есть гипертекстовая маска зарегистрированного пользователя сайта, созданная посредством предлагаемого администрацией шаблона. В своём профиле участник форума может сообщить информацию о себе, настроить свой аватар или автоматически добавляемую к его сообщениям подпись — в зависимости от предпочтений. Подпись может быть статичным текстом либо содержать графические картинки, в том числе т. н. юзербары.
Большинство форумов имеет систему личных сообщений, позволяющую зарегистрированным пользователям общаться индивидуально, аналогично электронной почте.
Многие форумы при создании новой темы имеют возможность присоединения к ней голосований или опросов. При этом другие участники форума могут проголосовать или ответить на заданный в заголовке темы вопрос, не создавая нового сообщения в теме форума.
Каждый конкретный форум имеет свою тематику — достаточно широкую, чтобы в её пределах можно было вести многоплановое обсуждение. Часто также несколько форумов сводят воедино в одном месте, которое также называют форумом (в широком смысле). Так, например, Forum der allgemeinen Fragen rund um Russisch und Russland – Форум по общим вопросам о русском языке и России; Diskussionsforum über Alkoholabhängigkeit – Форум по обсуждению алкозависимости. По методу формирования набора тем форумы бывают с динамическим списком тем и с постоянным списком тем. В форумах с динамическим списком тем простые участники могут создавать новую тему в рамках тематики форума.
Обычно форум имеет возможность поиска по своей базе сообщений.
Форум отличается от чата разделением обсуждаемых тем и возможностью общения не в реальном времени. Это располагает к более серьёзным обсуждениям, поскольку предоставляет отвечающим больше времени на обдумывание ответа. Форумы часто используются для разного рода консультаций, в работе служб технической поддержки.
2.2. Типологизация форумов
Существуют различные по тематике, контингенту участников и преследуемым целям форумы: одни являются Интернет - аналогами ранее проводившихся собраний по каким-либо темам, требующим дальнейшего обсуждения, другие существуют для организации общения людей (как правило имеющих дружеские отношения вне Интернета, т.е. в обычной жизни), по разным причинам не способных собраться в одном месте для живого общения. Форумы первого типа обычно имеют научную или социально-политическую тематику и преследуют соответствующие цели, в качестве которых может выступать решение каких-либо проблем, связанных с этой тематикой. Таким форумам присущи некоторая официальность и официально-деловой, научный или научно-публицистический стиль речи, например Forum Deutsches Recht – Правовой форум Германи;, Finanzforum - Финансовый форум.
Форумы второго типа отличаются, прежде всего, тематикой – обсуждаться могут различные бытовые сферы жизни, общественные события или же работы творцов в области искусства (в т.ч. музыки, живописи, поэзии и прозы и т.д.), а также неофициальностью общения. Кроме того, в зависимости от контингента участников, без ограничений используются все средства языка. Общение идет преимущественно в разговорном стиле речи, но жестких рамок здесь нет, например Fewo-Forum - Forum über Ferienwohnungen – форум про квартиры для отдыхающих; Kroatien-Forum / Urlaub in Kroatien / Ferienwohnungen in Kroatien - Форум Хорватии / отпуск в Хорватии / квартиры для отдыхающих в Хорватии. Целями можно считать получение участниками различных знаний, опыта общения, а также получение некой истины в спорах относительно того или иного явления или индивидуальных предпочтений.
2.3. Структурные особенности немецких форумов
Всем форумам присущи неписанные правила: обсуждение любой темы начинается с монолога автора в виде статьи (отзыва/рецензии, мнения по какой либо из интересующей многих позиции), содержащего суть проблемы и аргументированные доводы автора в пользу той или иной точки зрения. Например: Welches war der erste Film, die erste Sendung, den/die ihr euch ansehen durftet im Kino oder im Fernsehen? Wisst ihr das noch? Bei mir war es BAMBI im Kino Im Fernsehen durfte ich immer die Sendung mit der Maus und Sesamstraße gucken. Dann gings ins Bett...^^ . – Какой был первый фильм, первый сериал, который вы смотрели в кино или по телевизору? Вы помните? Мой был БЭМБИ в кино. По телевизору это был сериал про мышь и Улица Сезам, а потом мы шли спать…^^ Далее к обсуждению темы с автором подключаются все заинтересованные лица. Таким образом, способ взаимодействия можно назвать уже либо диалогом, либо полилогом, если общение идет между несколькими участниками, которые могут обращаться к автору или друг к другу. Цели обсуждений на форумах могут носить информативный, эмотивный или же смешанный характер. Длительность обсуждения одной темы может составлять как от нескольких часов, так до нескольких месяцев или даже лет.
Администрация форумов предполагает свою иерархию, все участники имеют свой собственный статус:
Administrator (Администратор) - участники, наделённые возможностью
редактировать, перемещать и удалять чужие
сообщения в определённом разделе или
теме, а также контролировать к ним доступ
отдельных зарегистрированных участников,
иногда и незарегистрированных, гостей.
Moderator (Модератор)
- участники форума, назначаемые Администраторами
и наделенные специальными правами по
управлению форумом (одним или несколькими
его разделами), в том числе правом давать
предупреждения и удалять с форума участников
за те или иные нарушения.
Benutzer (Пользователь) – участники форума без определенных полномочий, имеющие право участвовать в обсуждении темы, как правило, для того, чтобы стать пользователем и принимать участие в обсуждении, необходима регистрация на форуме.
Также как и на русскоязычных форумах, на форумах немецких пользователей, имеющие право участвовать в обсуждении темы, как правило, для того, чтобы стать пользователем и принимать участие в обсуждении, необходима регистрация на форуме.
Theme (Тема, топик) - совокупность сообщений, объединенных единой тематикой.
Off top (Оффтоп) - сообщения, не соответствующие названию топика.
Fluid (Флуд) - засорение форума малосодержательными или бессмысленными сообщениями, оффтопом, а также использование большого количества восклицательных знаков, других знаков препинания, смайликов и т.д.
Flame (флейм) - написание неаргументированных сообщений по темам, подразумевающих какую-либо аргументацию своей точки зрения, разжигание споров, а также провоцирование других участников форума на грубость, оскорбления и прочие нарушения.
2.4. Речевая
организация немецкоязычных
В текстах всех немецкоязычных веб-форумов, можно выделить ряд коммуникативно-значимых отрезков:
1) тема;
2) ник или имя;
3) фото или аватар;
4) основная часть текста, представляющая собой развитие идеи, предложенной в теме сообщения;
5) подпись ( ее может и не быть).
Рассмотрим особенности форумного общения на примере немецкоязычного форума, посвященного различным аспектам телевидения Das unabhängige deutsche TV-Forum (TVForum.de)
Внеязыковые факторы существенно влияют на выбор виртуального имени. Как правило, участники не ограничиваются реальными или вымышленными именами собственными, привычными для традиционных форм общения. Пользователь выбирает себе роль, руководствуясь следующими принципами: любимый персонаж, отрицательный герой, который будоражит воображение своей «гадкостью» или, наоборот, выдающаяся личность, популярное имя (Jürgens Curd (актёр театра и кино, играл на сценах Бургтеатра, Фольктеатра, исполнял главную роль в пьесе "Имярек" на Зальцбургских фестивалях а тж. в театрах Германии), Dorian **, Noah, Artemis, Danzel.Washington, Ice T). Иногда пользователь присваивает себе ник собственного сочинения, который может сообщить собеседникам о профессии участника, его слабостях и пристрастиях, его притязаниях на определенное положение в обществе или профессиональной деятельности ( Der Lehrer, ledig). Ник в силу своей функциональной значимости – представить и выделить участника дискуссии – бывает очень коротким (Tom, Cora, Dana) или слишком длинным (helenemeene, PapaSchlumpf, TvJunkieGirl1983), английским соответствием какого-то термина или реалии, популярным среди молодежи англоязычным словом, заимствованным из широко известного этой группе лиц фильма, компьютерной игры, музыкальной группы и т.д. (Tony Montana (герой Аль Пачино в фильме «Лицо со шрамом»), Grim, BloodyMan, king kong). Таким образом пользователь громко заявляет о себе как о личности неповторимой, яркой, отличной от других.
Заголовок задает тон общения, заинтересовывая читателя или оставляя его равнодушным. В заголовке темы может помещаться реплика автора (или ее часть), которая описывает ситуацию, предлагая собеседникам в процессе общения сделать свой выбор (Terminator Spiel: Salvation oder Flop – Игра «Терминатор»: спасение или провал?; Neue Horror-Schocker, GENIAL oder einfach nur BRUTAL??- Новый фильм ужасов: ГЕНИАЛЬНО или просто ЖЕСТОКО?? ). Но чаще всего название темы содержит в себе вопрос, который автор выносит на обсуждение (Welchen Kinofilm habt ihr als letztes gesehen???- Какой фильм вы смотрели последний раз???; Auf welche Kinofilme freut ihr euch??? – Каким фильмам вы рады???; Welche Animes hasst ihr? – Какое аниме вы ненавидите?). Заголовок темы может отражать основную мысль данного сообщения, как правило, цитируя первое предложение самой темы или ключевые слова сообщения (YouTube: Viacom fordert Entfernung von 100.000 Videos; - YouTube: компания Viacom требует удаления 100.000 видеороликов; SEAL und seine Heidi – Сил и его Хайди).